Получи документы

Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии

Махалова Наталья Вадимировна
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии

Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии.

Эмпатия - это ведущая социальная эмоция, которая определяется, как умение человека эмоционально отзываться на переживания других людей. Она предполагает проникновение во внутренний мир другого человека, понимание его переживаний, мыслей и чувств. Способность сопереживать, понимать, чувствовать другого – сложный феномен. Большое количество обстоятельств жизни как способствуют, так и препятствуют развитию эмпатии. Психологи утверждают, что эмпатию надо воспитывать, потому что данное качество оказывает влияние на развитие детей. Сопереживание – главный жизненный навык, на котором основывается развитие интеллекта, социальная адаптация и духовные качества.

Публикация «Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии» размещена в разделах

По мнению Т. П. Гаврилова, в младшем и среднем дошкольном возрастах дети уже в состоянии различать наиболее непростые эмоциональные проявления, такие как недовольство или обида, и могут сопоставлять их с нормативным действием. Ребенок в этом возрасте способен помогать слабым, вступать на их защиту.

Эмпатия в старшем дошкольном возрасте проявляется в умении правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека.

Л. П. Стрелкова считает, что «эмпатийный процесс предполагает собою цепочку: сопереживание – сострадание – толчок к содействию».

Основными критериями сформированности эмпатии у старших дошкольников следует считать : интерес к состоянию других, способность замечать эмоциональное состояние другого, распознавать и адекватно реагировать на это состояние, эмоционально-социальную направленность поведения.

Развитие эмпатии у ребёнка – это неотъемлемая часть формирования личности, воспитания у него культуры межличностных взаимоотношений. В дошкольные годы, когда закладываются основы эмоционально – нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей старшего дошкольного возраста сочувствия, отзывчивости, гуманности. И как раз сказкотерапия очень помогает в этом.

Сказкотерапия – наиболее эффективное средство, развивающее эмпатию у детей дошкольного возраста, так как она способствует развитию у них умения чувствовать настроение других людей, побуждает мысленно вставать на место другого и включать этого другого в свой внутренний мир, а также даёт детям возможность почувствовать некоторые эмоционально – значимые ситуации и проиграть эмоции, чувства.

Сказка – это наиболее действенный инструмент развития. Переживания и конфликты обыгрываются с помощью персонажей – заместителей, а также через построение сюжета. Благодаря этому достигается психотерапевтический эффект.

Можно выделить следующие способы развития эмпатии с помощью сказкотерапии :

1) сказки - как притчи;

2) сказки - как метафоры;

3) рисование героев сказки, сюжет;

4) изготовление поделок по сказкам;

6) сюжетно – ролевые игры по мотивам сказок.

На основе творческого воображения, у дошкольников возможно успешное развитие эмпатии - это сопереживание героям сказки, сострадание их бедам и неудачам, осуждение плохого, конструктивная злость, радостное удивление.

Важно обсуждать героев сказок и их сюжет, чтобы упорядочить его собственные сложные чувства, а также разграничить понятия добра и зла. Дошкольник сравнивая себя с героями сказок, приписывает себе положительные или отрицательные качества.

При применении сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста происходит развитие эмоциональной отзывчивости. Сказка имеет психологическое влияние и, размышляя вместе с детьми над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на развитие у детей эмоциональных состояний (сопереживания, сочувствия).

Таким образом, можно сказать, что сказкотерапия - это эффективное средство развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II)Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть II) часть 1 Сегодня мне хотелось бы продолжить материал о духовно-нравственном воспитании дошкольников на основе СО-творчества, СО-участия,.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапииРазвитие эмоционального интеллекта у дошкольников посредством песочной терапии Самая актуальная и значимая задача на сегодняшний день для педагогов это научить воспитанников осознавать свои внутренние состояния, уметь.

Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии»Семинар-практикум «Развитие речи и личности посредством сказкотерапии» Я в этом году участвовала на районном семинар-практикуме "Развитие речи и личности через сказкотерапию". Решила поделиться с конспектом.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздниковЭмоциональное развитие дошкольников посредством организации и проведения детских праздников Рада приветствовать Вас на своей страничке! Сегодня я хочу поделиться своими размышлениями о важности развития эмоциональной сферы детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмпатии у дошкольников посредством сказкотерапии
Опубликовано: 9 апреля 2022 в 16:28
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД