иван васильев
Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальная культура школьников формируется в процессе активной музыкаль-ной деятельности. Так в пении, во время слушания музыки, на занятиях ритми-кой, в игре на детских музыкальных инструментах учащиеся знакомятся с произ-ведениями, учатся понимать их, усваивают знания, приобретают навыки и уме-ния, необходимые для их эмоционально-осознанного восприятия и выразитель-ного исполнения. Поэтому чем разнообразнее и активнее деятельность детей на уроке, тем успешнее может осуществляться развитие их музыкальных и творче-ских способностей, формирование интересов, вкусов, потребностей.
Публикация «Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках музыки в рамках ФГОС» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Уроки музыки в школе помогают развивать у детей необходимые универсальные спо-собности: фантазию, воображение, артистичность, интеллект, мышление, речь, что необходимо для различных сфер деятельности человека.
Задача учителя музыки в общеобразовательной школе, на мой взгляд, не в том, чтобы научить детей музыкальной грамоте, а в том, чтобы помочь детям научиться понимать музыку, её образную основу, образный язык. Все это должно привить навыки не толь-ко слушать, но и слышать музыку.
С самых первых встреч детей с музыкой я учу их тому, что они слушают не музыку, а рас-сказ человека – композитора, который говорит с нами с помощью музыки.
Слушая музыкальное произведение, каждый ребёнок создаёт в своём сознании образы и картины, рождаемые его собственным творческим воображением.
Воображение у детей, особенно младшего школьного возраста, яркое, живое. При слу-шании музыки их зрительные образы реализуются в рисунках, которые они делают на уроке или дома. А учащиеся среднего звена учатся формулировать своё понимание от «разговора» с музыкой письменно в форме рассказа или стихотворения. Я применяю в своей работе ещё такие творческие задания как:
• «10 фактов из жизни и творчества композитора. Это задание развивает у детей определё нные компетентности: способность к самостоятельному поиску инфор-мации, отбору значимого материала, умению преподнести найденный материал. Выполняя данное задание, ребята стараются найти наиболее яркие и интересные факты. После этого на уроке общими усилиями мы создаём многогранный образ композитора. Важно то, что не учитель дал информацию, а сами дети нашли её.
• «История одной песни». Ребята самостоятельно ищут информацию об истории со-здания отдельных песен на заданную тему. При этом важен не только конечный результат, но и сам поисковый процесс, как способ организации духовного разви-тия.
• Проекты: «Музыка о войне», Творческий путь любимого исполнителя, История одного шедевра (о любимом произведении, Богатырская тема в музыке и др. При выполнении данного вида заданий особую ценность имеют личностное отноше-ние и эмоции, рождающиеся в душе ребёнка.
Творчество является нормальным и постоянным спутником детского развития. Каждый ребёнок должен испытать радость творчества, ибо с ней связана эмоциональная отзыв-чивость на музыку. Этому способствует детская творческая деятельность, которую я при-меняю в своей работе.
• Очень интересен такой приём, как игра на детских музыкальных инструментах, что не только вызывает огромный интерес у учащихся, но и помогает развитию музыкальной памяти, ритма, гармонического, тембрового слуха, выработке ис-полнительских навыков. В данном виде работы учащиеся приобретают навык коллективного творчества, сотрудничества.
Учащиеся младших классов выполняют вместе с родителями задание «Создай свой му-зыкальный инструмент», а затем на уроке, с удовольствием, играют на своих инструмен-тах. Здесь проявляется совместная творческая деятельность детей и их родителей.
• И, конечно же, пение, как активная деятельность, способствующая творческому развитию школьников. Пение – самый простой и в то же время самый эмоцио-нальный способ самовыражения, доступный каждому ребёнку. Наряду с хоровым исполнительством, я практикую сольное и групповое пение, что позволяет детям оказаться и в роли исполнителя, и в роли слушателя. Зачастую, сольное пение пе-ред аудиторией позволяет неуверенному в своих способностях ребёнку раскрепо-ститься и преодолеть свои страхи и комплексы, что благотворно влияет на его психологическое состояние.
Чтобы творческие проявления детей на занятиях имели целенаправленный, активный и эмоциональный характер, я применяю разнообразный комплекс педагогических приё -мов:
• предоставление шанса каждому школьнику для поиска и выявления индивиду-альных творческих способностей;
• создание на уроке атмосферы творческой активности и личной заинтересованно-сти;
• различные виды музыкальной деятельности школьников на уроке;
• музыкально - художественная импровизация учителя;
• разработка серий творческих заданий, и наиболее эффективных форм их поста-новки перед детьми;
• усложнение творческих заданий от занятия к занятию;
• развитие природной музыкальности каждого ребёнка;
• создание ситуации успеха.
Применение метода детского творчества ни в коей мере не исключает из урока объяс-нение, рассказ, иллюстрацию и т. д. Творчество учащихся должно гармонично вплетать-ся в урок, наряду с другими видами деятельности.
На уроке музыки дети, на самом деле, всё время действуют творчески, поскольку оказы-ваются в условиях, в которых они могут проявлять свою индивидуальность. Важно пом-нить, что творчески развиваться ребёнок может только в атмосфере доверия, доброже-лательности и взаимного уважения. Всё это способствует приобретению веры в себя, уверенности в своих силах, воспитывает активную, целеустремлённую творческую лич-ность.
Как сказал Джон Денискар: «Творчество - момент создания будущего в настоящем». Пе-рефразируя эти слова, можно сказать, что только развитие творческих способностей с раннего возраста может сформировать гармонично развитую личность в будущем.