Развитие эстетического восприятия

Татьяна Барабанова
Развитие эстетического восприятия

Каким должен быть человек? Как и когда формировать мировоззрение, его эстетические идеалы?

Эстетическое воспитаниеосуществляется под влиянием действительности: природы, быта,труда и общественной жизни и искусства: музыки, литературы, театра, произведений художественно- декоративного творчества. Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения.

Развитие художественных интересов, творческой фантазии и способностей ребёнка, приобретение им практических навыков начинается в раннем детстве. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилось на научной основе, и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

В процессе формирования личности ребёнка важное место принадлежит художественной литературе. Книга расширяет кругозор ребёнка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, прививает любовь к искусству, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активное отношение к жизни. Книга способствует появлению у ребёнка собственных суждений о прочитанном, потребности высказывания, развивает речь. Возникает детская художественная речевая деятельность, т. е. деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением,с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рассказов. Ознакомление детей с литературой и фольклором, обучение их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работа по развитию образности и выразительности речи и начальных форм словесного творчества – всё это должно способствовать решению задач художественно- речевого воспитания.

Художественно- речевое воспитание направлено, прежде всего, на развитие любви и интереса к литературе. Возникший у ребёнка эмоциональный отклик на прослушанные рассказы, сказки, стихотворения способствуют лучшему их пониманию и усвоению, усиливает воспитательное значение литературных произведений не только в умственном, но и в нравственном, эстетическом плане.

Процесс этот трудоёмкий и длительный: от первых проявлений внимания ребёнок к слушанию потешек, сказок – к пониманию связи содержания и формы произведения, к творческому восприятию, умению выразительно исполнять его.

Приобретая навыки выразительной речи, ребёнок духовно обогащается, у него развивается способность чувствовать художественный образ, улавливать ритмичность поэтического слога. Индивидуальное исполнение побуждает к поискам образных речевых средств, помогает выразить своё отношение к сюжету, персонажам.

В детском саду дети также знакомятся с различными доступными их возрасту видами изобразительного искусства. Используя лучшие образы народного искусства и произведения мастеров, педагог воспитывает у них интерес и способность эстетически воспринимать картины, скульптуры, предметы народного художественного творчества, формирует основы эстетического вкуса детей, умение самостоятельно оценивать произведения искусства.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своёпонимание и эмоциональное отношение к окружающей жизни в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации. Основной задачей воспитания и обучения в процессе изобразительной деятельности является приобретение детьми умений передавать впечатления о предметах и явлениях с помощью выразительных образов.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог должен воспитывать у них эстетическое отношение к изобразительному искусству, к окружающей жизни, способствовать накоплению эмоциональных впечатлений, формировать индивидуальные интересы, склонности, способности.

Обстановка и предметы, окружающие ребёнка в детском саду, несут определённую воспитательную функцию. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствует о стремлении создавать необходимые условия, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей. Использование предметной среды как средства художественного воздействия предполагает гармоничное сочетание предметов и интерьера.

Литературно- художественная деятельность детей в детском саду связана, как уже говорилось, прежде всего, с развитием их речи.

Умело подобранный воспитателем тематический материал познакомит детей с творчеством разных писателей и поэтов, поможет сформировать у ребят эстетическое восприятие индивидуальной манеры художников,будет содействовать более органичному переходу к другим видам деятельности: изобразительной, строительным играм, развлечениям.

Особое место на книжных полках может и должно принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей, которая тесно связана с впечатлениями и знаниями, полученными из книг. Последние как бы являются толчком для перехода ребёнка к драматизированному обыгрыванию определённой темы или сюжета.

Театральное искусство оказывает воспитательное воздействие нравственной направленностью содержания разыгрываемых сюжетов. Однако восприятие нравственных идей через эстетическое переживание имеет огромную жизненную силу, поскольку в театральном искусстве все эстетические идеи раскрываются через живые, эмоциональные образы. Соединение нравственного и эстетического в деятельности детей является показателем их художественного развития.

Итак, для того, чтобы научиться понимать прекрасное в искусстве и жизни, необходимо пройти длительный путь накопления элементарных эстетических впечатлений, зрительных и слуховых ощущений, необходимо определённое развитие эмоциональных и познавательных процессов.

Публикации по теме:

Интеграция образовательного процесса на основе художественно-эстетического воспитания Эстетическое развитие – процесс и результат формирования способностей видеть красоту окружающего мира, искусство и создавать её. В современной.

Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Задачи, средства и форма работы по эстетическому воспитанию. Эстетическое воспитание.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие эстетического восприятия
Опубликовано: 24 декабря 2014 в 22:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 сентября. День баклажанов и кабачков

Многих в этом году порадовал хороший урожай баклажанов и кабачков. Давайте посвятим очередной тематический день этим вкусным и полезным овощам, познакомив с ними детей поближе.

28 сентября. День тантамаресок на МААМ

Очередной тематический день посвящен театральному атрибуту, с помощью которого можно легко перевоплощаться и играть любые роли. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой интересных игр и занятий, чтобы...

Конспект осеннего спортивного развлечения во второй младшей группе «Путешествие в...
Спортивное развлечение во второй младшей группе «Путешествие в осенний лес» Цель: доставить радость и создать положительное эмоциональное настроение от...
Фотоотчёт о работе по теме «Транспорт» в группе раннего развития
Тема «Транспорт» интересна детям, так как вся наша жизнь связана с ним. При изучении этой темы педагоги с воспитанниками группы «Пчёлки» не только закрепляли...
Спортивный досуг в средней группе на улице «Быстрые самокаты»
Сценарий спортивного досуга «Быстрые самокаты» Задачи:  совершенствовать умения и навыки езды на самокате;  развивать ловкость,...