Лидия Ивановна Баранова
Развитие зрительного восприятия у детей второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Восприятие является ведущей познавательной функцией детей младшего дошкольного возраста. Оно создает фундамент для развития у ребенка мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
Хорошо развитое восприятие может проявляться в виде наблюдательности ребенка, его способности подмечать особенности предметов и явлений.
Публикация «Развитие зрительного восприятия у детей второй младшей группы» размещена в разделах
Восприятие ребенка 3-4 лет носит предметный характер. Цвет, форма, величина не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие. А иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Действуя с предметами, ребенок начинает обнаруживать их отдельные качества, постигает разнообразие свойств. Это развивает его способность отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
В ходе развивающих занятий использую игры, упражнения и задания на ознакомление с сенсорными эталонами (цветовыми, эталонами формы и величины).
Вот некоторые из них.
«Коробка форм»
Цель: формирование восприятия цвета, формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
Процедура проведения. Перед ребенком раскладываются фигуры-вкладыши и ставится коробка с прорезями.
Педагог – психолог: «В этом домике живут фигуры. У каждой своя дверка. Найди дверку для каждой фигуры».
«Матрешка 3- составная»
Цель: формирование понятия величины; развитие наглядно-действенного мышления.
Процедура проведения. Ребенку показывают матрешку, психолог ее разбирает, а затем собирает. После этого матрешку ставят перед ребенком и предлагают ему сделать то же самое. Кроме того, ребенка просят показать самую большую матрешку, самую маленькую, поставить их по росту.
«Собери коврик из рамок»
Цель: формирование восприятия цвета, формы и пространственных отношений, способности производить анализ расположения фигур в пространстве.
«Разрезные картинки 2-3-4 составные»
Цель: овладения зрительным синтезом (объединением элементов в целостный образ)
Процедура проведения. Перед ребёнком выкладывают картинку, разрезанную на две части. Части раскладывают так, чтобы их надо было не просто сдвинуть вместе, а придать им нужное пространственное положение. Педагог спрашивает: «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке? Что получится, когда ты сложишь части вместе?»
После выполнения задания картинку убирают и предлагают ребенку собрать другую картинку, разрезанную на три части. Ребенку, успешно справившемуся с заданием, можно предложить собрать картину из четырех частей.
«Выкладывание из цветных палочек по образцу»
Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление представлений об основных цветах и формирование представлений об их оттенках; формирование способности производить анализ расположения изображенных элементов на рабочих карточках.
«Цветные шарики (кубики, кирпичики)»
Цель: развитие способности воспринимать цвета и формы, соотносить их, находить одинаковые; знать название цветов и форм.
Процедура проведения. У психолога и ребенка по одинаковому комплекту цветных кубиков (синий, желтый, зеленый, красный).
1. Психолог берет один из шариков (кубиков, кирпичиков) и предлагает ребенку показать такой же.
2. Ребенку предлагают показать красный шарик (кубик, кирпичик, затем синий, желтый, зеленый.
3. Психолог поочередно берет шарики (кубики, кирпичики) и спрашивает, какого они цвета, формы.
В процессе целенаправленного обучения зрительное восприятие у детей совершенствуется. Формируются сенсорные эталоны и способности, позволяющие ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир.
Спасибо за внимание и поддержку!