Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества

Татьяна Полякова
Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества

Муниципальное бюджетное дошкольноез образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №25 «Василек»

город Губкин Белгородской области

Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста через устное народное творчество

(из опыта работы)

Подготовил: воспитатель МБДОУ

«Детский сад общеразвивающего вида

№25 «Василек»

Полякова Т. В.

2014г

Фольклор (англ. folk- lore)народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нём. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает всестороннее влияние на развитие человека.

Детский фольклор - это очень веселый жанр народного творчества. В шуточной форме можно похвалить или поругать ребенка. Заклички и считалки украшают и обогащают речь ребенка. Расширяют словарный запас, расширяют воображение. Ведь чтобы использовать простейшие заклички и считалки ребенок должен достаточно быстро оценить ситуацию, как бы приложить ее к закличке, что бы проговорить ее.

Большую роль в развитии звуковой культуры речи дошкольников играют русские народные песни, потешки, колыбельные песни. Их разнообразие способствует освоению звуковой культуры речи, позволяет запоминать слова и формы слов, словосочетаний, осваивать лексическую сторону. Фонематическое восприятие развивается за счет особой интонационной организации.

Таким образом, использование детьми в речи разнообразных форм устного народного творчества – важнейшее условие своевременного речевого, литературного, художественного и интеллектуального развития.

Песенки - потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Считалки помогают вести честную игру, прежде всего, выбрать водящего, помогают работать над звукопроизношением речи ребенка.

Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребёнка ко сну, успокаивают.

УНТ,включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, колыбельные песни и т. д. - это неоценимое богатство каждого народа, громаднейший пласт культуры как национальной, так и мировой, показатель способностей и таланта народа. Огромной любовью пользуется у детей сказка. В русской народной сказке заключено богатое содержание (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами и др., которые дети используют в собственной речи, что способствует не только развитию и образности, ее обогащению, но и развитию творчества самих дошкольников; и в отношении нравственно-эстетических аспектов раскрываемых тем и идей.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребёнка становиться ярче, интереснее. Из неё уходят скука, однообразие, монотонность. У ребёнка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивается координация и ловкость.

В своей работе с детьми дошкольного возраста большое внимание уделяю ознакомлению детей с малыми формами фольклора - потешкам, пестушкам, которые помогают наладить эмоциональный контакт с детьми.

Многие дети в моей группе плохо произносят слова, медленно запоминают произведение. Для того чтобы речь ребенка стала более внятной, выразительной, эмоционально окрашенной использую народные песенки – потешки, пальчиковые игры. Здесь важную роль играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.

Для развития внимания к звучащей речи стала учить детей совместно произносить слова, заучивать потешки. Ребята с большим интересом их учили, так как они веселые и легко запоминаются. К концу учебного года дети уже легче запоминали и обсуждали героев произведений, которые мы читали, могли своими словами пересказать, о чем там рассказывалось, и быстрее и легче запоминали.

Для совершенствования дикции можно использовать специальные упражнения - заучивание скороговорок, чистоговорок, потешек. Эти упражнения развивают фонематический слух, формируют грамматический строй речи, развивают звуковую культуру речи, чувство ритма и рифмы.

При заучивании скороговорки сначала нужно произнести её в замедленном темпе, отчетливо выделяя звуки, стараясь научить сначала медленно, но четко, произнося с разной интонацией и силой голоса.

Особенно интересной формой фольклора является загадка, через неё дети учатся видеть признаки предметов, данных в особой предельно сжатой, образной форме. Цель разгадывания загадок - умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, четко выделять характерные, выразительные признаки предметов, явлений, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивать у детей поэтический взгляд на действительность. Через загадку дети узнают о предметах, уже знакомых им, много новых для них признаков, о том, как можно ещё сказать о предмете. Сам процесс разгадывания загадок учит детей рассуждать, сравнивать, находить поэтические описания, доказывать своё мнение.

Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействуют совершенствованию артикуляционного аппарата. Они являются веселой словесной игрой. Скороговорки короткие и легко запоминаются, богаты сложным звуковым оформлением (частые повторы, внутренняя рифма, сочетание противоположных звуков, но в тоже время несут в себе очень полезное для детей умение запоминать текст, развивать и обогащать словарь и формировать правильную и четкую речь.

Заучивание докучных сказок, скороговорок-чистоговорок и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что у ребенка развивается память, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность.

Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат сравнениями, имеет несложные легко запоминающиеся формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу при пересказе сказки или ее обыгрывании.

В непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с художественными произведениями я иногда использую театрализованные игры, игры-драматизации, сюжетные игры на темы знакомых детям сказок, потешек. В ходе этого мы обыгрываем сказки, придумываем новый сюжет к уже известной сказке, вводим новых героев, новое окончание. Дети активно включаются в работу, всем хочется придумать новую ситуацию, включиться в игру. На таких занятиях очень весело, так как все включены в работу, а значит и развивается активный словарь, фантазия, дети становятся сплоченнее, что очень полезно для полноценного развития ребенка в дошкольном возрасте.

Использование малых форм фольклора в совместной деятельности, непосредственно образовательной деятельности, игре повышает интерес к устному народному творчеству, развивая звуковую культуру речи и обогащая мир ребёнка

Публикации по теме:

Образец информации о показателях деятельности педагогических работников для определения размера стимулирующих выплат Заведующему МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
  • Народные промыслы
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развитие звуковой культуры речи детей младшего дошкольного возраста с помощью устного народного творчества
Опубликовано: 6 ноября 2014 в 18:50
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Фотоотчёт занятия по рисованию с элементами оригами «Кормушка для пернатых»
Цель: привлечение детей к проблемам зимующих птиц. Задачи: - развивать мелкую моторику рук, фантазию, умение выполнять сгибы по контуру; - прививать...
Фотоотчет «Большой мир детского поэта», посвященный 115-летию со дня рождения Агния...
Цель: - приобщение детей старшего дошкольного возраста к миру книжной культуры. Задачи: - знакомить детей с биографией и творчеством Агнии Барто, -...
Конспект занятия «В гости к Маше»
Конспект занятия «В гости к Маше» Цель: Создать условия для использования имён признаков и их значений в образовательной деятельности. Задачи: • Учить детей...