Папки-передвижки

Развиваем мелкую моторику, играя. Планирование работы по пальчиковым играм

Екатерина Гордиенко
Развиваем мелкую моторику, играя. Планирование работы по пальчиковым играм

«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

В. А. Сухомлинский

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка.

Публикация «Развиваем мелкую моторику, играя, Планирование работы по пальчиковым играм» размещена в разделах

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Статистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если во второй половине XX века было около 17% детей с проблемами в речевом развитии, то в конце XX начале XXI века их стало 55,5% (данные М. Е. Хватцева). Что же делать? Как помочь нашим детям?

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук.

Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой. Ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты такие психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе.

На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

Задачи для педагога:

- показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики и упражнений;

- познакомить с правилами проведения пальчиковых игр;

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

Задачи для детей:

- развивать мелкую моторику пальцев рук детей, речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;

Задачи для родителей:

- учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду;

- создавать в семье благоприятные условия для проведения игр развивающих мелкую моторику.

Участники проекта:

1. Воспитатели: Гордиенко Екатерина Владимировна;

Сафиулина Татьяна Васильевна.

2. Дети;

3. Законные представители детей.

Средства достижения поставленных задач:

- применение игр для развития мелкой моторики во время досуга детей;

- использование пальчиковой гимнастики на занятиях, на прогулке и т. д. ;

- информационные листы для родителей;

- изготовление воспитателями совместно с родителями игр;

- использование атрибутов к пальчиковой гимнастике.

Условия:

Материальные: изготовить игры для развития мелкой моторики, пальчиковые театры согласно возраста детей, приобрести необходимую методическую литературу по данной теме.

1. Игра «Дружная семейка»

2. Игра на развитие мелкой моторики «Цветные бусы»

5. Игра с палочками

6. Мозаика мелкая

7. Игра «Гусеница»

9. Конструктор «Строитель»

10. Пальчиковый театр «Колобок»

11. Пальчиковый театр «Репка»

13. Пальчиковый тренажёр «Лунтик»

Методическая литература по данной теме.

Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь» Москва, 2008.

Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006;

Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008;

Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008;

Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007

Педагогические: пальчиковые игры, упражнения, пальчиковый и теневой театры, пальчиковые стихи.

Длительность проекта: в течение учебного года (с сентября 2016г. по май 2017г.)

Предполагаемый результат:

Дети:

- проявляют интерес к пальчиковой гимнастике и играм для развития мелкой моторики;

- увеличился словарный запас детей, речь детей стала более эмоциональной и выразительной.

- возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;

- дети используют пальчиковую гимнастику в повседневной жизни;

- у детей более развита мимика, моторика пальцев рук, внимание, память, воображение, речь.

Родители:

- родители стали единомышленниками с педагогами ДОУ по использованию пальчиковой гимнастики и игр по развитию мелкой моторикив работе с детьми;

- родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения пальчиковой гимнастики с детьми дома;

Этапы проекта:

I. Подготовительный этап:

Определение педагогом темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;

Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания, длительности проекта и участия в нем родителей.

Изучение методической литературы по данной теме:

О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год);

С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год);

А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая.

Подготовка наглядного материала:

- письменных консультаций, стендов информации; круглых столов

- современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук «Цветные бусы», «Дружная семейка», «Игра гусеница»

- оформление фотовыставки «Сенсорика в семье»

II. Основной этап реализации проекта:

- разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;

- обучение родителей правилам игр по развитию мелкой моторики;

-изготовление и внедрение игр для развития мелкой моторики;

- включение изготовленных игр в конспекты занятий, в утренние и вечерние отрезки времени.

План мероприятий с родителями

Срок проведения Мероприятия Тема Ответственный

Октябрь 1. Род. собрание

2. Анкетирование 1.«Психико-физиологические особенности детей 4го года жизни»

2. «Во что играют Ваши дети

Воспитатели

Ноябрь 1. Консультация

2. Круглый стол 1.«Как правильно играть с детьми

2. «Полезные игры» Воспитатели

Родители

Декабрь 1. Род. Собрание

2. Конкурс 1.«Какие бывают игры для развития мелкой моторики. И их роль в жизни ребёнка»

2.«Моя первая игра» Воспитатели

Родители

Январь 1. Консультация 1.«Какие игры для моторики можно использовать в семейной практике»

Воспитатели

Февраль 1. Род. Собрание

2. Диспут 1.«Поиграй со мною, мама!»

2. Выявление ошибок и коррекция в игровой деятельности Воспитатели

Родители

Март 1. Фото-выставка

2. Анкетирование 1.«Сенсорика в семье»

2.«Семейные игры»

Воспитатели

Апрель 1. Консультация

2. Род. собрание 1.«Самостоятельность в игре»

2.«Вот и стали мы постарше»

Воспитатели

Май 1. Круглый стол 1.«Коллективная игра» Воспитатели

Родители

Рекомендации по проведению пальчиковых игр :

- перед игрой с ребенком необходимо обсудить ее содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой;

- выполнять упражнения следует вместе с ребенком, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой;

- при повторных проведениях игры дети нередко начинают производить текст частично (особенно начало и окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движением;

- выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию малыша;

- не ставьте перед ребенком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к игре;

- вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений, поэтому отрабатываются движения постепенно и пассивно, с помощью взрослых;

- никогда не принуждайте. Попытайтесь разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их (например, изменив задание) или поменяйте игру;

- стимулируйте подпевание детей, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями :

• изготовление игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;

консультации: «Как правильно играть с детьми; «Какие игры для моторики можно использовать в семейной практике»; «Самостоятельность в игре»;

• мастер-класс для родителей «Полезные игры»;

• беседы с родителями;

родительские собрания: «Психико-физиологические особенности детей 4го года жизни»; «Какие бывают игры для развития мелкой моторики. И их роль в жизни ребёнка»; «Поиграй со мною, мама!»; «Вот и стали мы постарше»;

дни общения: диспуты, круглые столы;

III. Заключительный этап

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста, объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых игр, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры, с интересом и желанием выполняли упражнения на развитие мелкой моторики рук;

возросла речевая активность детей, внимание стало более сосредоточенным, улучшилась память;

считаем, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта, научились правильно проводить пальчиковую гимнастику в домашних условиях.

Перечень используемой литературы:

1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

2) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

3) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;

4) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;

5) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;

6) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;

7) Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001;

8) Чурзина Н. О. Пальчиковые куклы. Москва: «Сова», 2007.

План выполнения проекта

№ Виды деятельности Цели и задачи

1. Изучение тематики, формулировка проблемы. Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.

2. Изучение родителями методической литературы: Е. И. Чернова, Е. Ю. Тимофеева «Пальчиковые шаги» Санкт-Петербург Корона-Век 2007,

Л. Г. Брозаускас «Развиваем пальчики» Санкт-Петербург Издательский дом Литера 2008 Приобщить родителей к чтению и приобретению специальной литературы и тем самым убедиться в эффективности ее применения.

3. Составление правил проведения пальчиковых игр. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.

4. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.

5. Консультации для родителей: «Как правильно играть с детьми; «Какие игры для моторики можно использовать в семейной практике»; «Самостоятельность в игре». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.

6. Мастер-класс для родителей: «Полезные игры». Обучить родителей правильному проведению дома пальчиковых игр.

7. Конкурс для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.

8. Анализ проделанной работы по проекту с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.

9. Постановка новой проблемы: «Теневой театр». Разработать план работы по развитию речи детей посредством театральной деятельности.

Таким образом, целенаправленная, регулярно осуществляемая работа воспитателями и родителями по развитию речи детей посредством пальчиковой гимнастики, использование методических приемов, способствующих речевому развитию детей, позволила добиться положительных результатов. Проведенное диагностическое обследование в мае 2017 года показало увеличение диагностируемых знаний в среднем на 35 % по сравнению с предыдущим годом.

Перспектива на будущее: разработать перспективу проекта «Теневой театр».

Публикации по теме:

Буклет: «Развиваем мелкую моторику рук» Большая стирка Буду маме помогать, Буду сам бельё стирать: (трём кулачками друг о друга) Мылом мылю я носки, (провести кулачком по ладошке).

Играя, развиваем мелкую моторику рук у детейИграя, развиваем мелкую моторику рук у детей азвитые детские пальчики — это залог интеллектуального развития малыша. Известный педагог Сухомлинский как-то сказал, что ум ребёнка находится.

Конспект родительского собрания во второй младшей группе «Развиваем мелкую моторику». Цель: - познакомить родителей с понятием мелкая моторика, рассказать о ее значении в развитии всех психических процессов ребенка, показать.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику у детей» Развиваем мелкую моторику у детей. На кончиках пальцев расположены нервные окончания, которые способствуют передаче огромного количества.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» «Развиваем мелкую моторику рук». Значение мелкой моторики очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику-развиваем речь» Развиваем мелкую моторику - развиваем речь. В настоящее время проблемы речевого развития детей дошкольного возраста стали более актуальны.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук» Значение мелкой моторики рук очень велико. Она напрямую связана с полноценным развитием речи, так как центры мозга, отвечающие за моторику.

Консультация для родителей «Развиваем мелкую моторику рук в домашних условиях» Мелкую моторику рук развивают: -Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения -игры с мелкими предметами, которые.

Мастер-класс «Иглотерапия и криотерапия: развиваем мелкую моторику» Мастер-класс «Иглотерапия и криотерапия – развиваем мелкую моторику рук» Цель: Познакомить участников фестиваля методического мастерства.

Опыт работы «Развиваем мелкую моторику — развиваем речь» Человечество всегда по особенному относилось к рукам, можно сказать, даже мистически. Руки человека вовлечены во все жизненно важные аспекты:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развиваем мелкую моторику, играя. Планирование работы по пальчиковым играм
Опубликовано: 10 января 2018 в 04:31
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД