Елена Романий
Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сосредоточение на словах взрослого – необходимое условие развития слушания, а затем разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово – название предмета, слово – оценку поведения, слово – приказ, требование.
Публикация «Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ПДД. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
Вот некоторые рекомендации по развитию слухового внимания :
• Обращайте внимание ребенка на домашние звуки, спрашивайте «что там шумит?»; объясняйте – это шумит стиральная машина, пылесос, миксер;
• Привлекайте внимание малыша : слышишь, как капает дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет;
• Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (гитару, барабан, ксилофон, дайте послушать их звучание, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете;
• Сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону, предложите сделать тоже самое ребенку;
• Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи, приучайте малыша слушать записи детских сказок.
Понимание речи зависит от слухового внимания, так и от жизненного опыта, поэтому расширяйте кругозор ребенка, как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки; рассказывайте ему о том, что вас окружает; возьмите в привычку комментировать все, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: «мы сейчас оденемся», «как ты хорошо ешь кашу», «сейчас мы пойдем гулять». Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.
Ведите с ребенком диалог
Формирование речи, прежде всего, происходит в диалоге. Постарайтесь «спровоцировать» ребенка на ответ. Поощряйте речевую реакцию, даже неправильную, но не настаивайте на четкости произношения. Критерием правильного ответа в данном случае является понимание ребенком самой ситуации.
А поможет развитию диалога инсценировка песенок, стихов, маленьких сказок. Ребенку будет легче справиться, если вы сделаете иллюстрации к ним – затрудняясь дать вербальный ответ, он сможет показать на картинку.
Для инсценировки можно использовать несложные тексты. Например:
- Был сапожник?
- Да.
- Шил сапожник?
- Шил
- Для кого сапожки?
- Для соседской кошки.
Имитируйте звуки
Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали с орехами» побуждают ребенка подражать речи взрослого. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произношения, так как обычно состоит из схожих слогов.
Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква. Чаще произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай, ох.
Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что вам холодно – бррр, укладывайте игрушку спать – баю=бай, кормите кукол – ням-ням, играете в прятки – ку-ку.
Хорошо, если ребенок, вместе с вами будет договаривать потешки. Гуси, гуси! – Га, га, га! – Есть хотите? – Да, да, да.
Помните, что неговорящий ребенок, как правило, воспринимается окружающими как более младший по вопросу. В связи с этим, предлагая малышу задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные задания – проще тех, которые ребенок, способен выполнить – могут вызвать раздражение, тормозить развитие.
Скажи, скажи, скажи!
Многие родители, чтобы ребенок, быстро заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи – часы, скажи – ложка». Скажи, скажи, скажи! У детей с задержкой формирования речи такие понукания, к сожалению, вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают подражать, повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации.
Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают – он капризничает, выражает недовольство плачем, криком, отказывается что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте ему использовать их в общении. Это свидетельствует о том, что малыш хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. И не волнуйтесь – при появлении речи он станет жестикулировать меньше.