Приложение МААМ

Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста

Елена Романий
Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сосредоточение на словах взрослого – необходимое условие развития слушания, а затем разговорной речи. Ребенок 2,5 – 3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говорится. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются на слово – название предмета, слово – оценку поведения, слово – приказ, требование.

Публикация «Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами и требованиями, выдвигаемыми взрослыми.

Вот некоторые рекомендации по развитию слухового внимания :

• Обращайте внимание ребенка на домашние звуки, спрашивайте «что там шумит?»; объясняйте – это шумит стиральная машина, пылесос, миксер;

• Привлекайте внимание малыша : слышишь, как капает дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет;

• Покажите ребенку различные музыкальные инструменты (гитару, барабан, ксилофон, дайте послушать их звучание, а потом предложите отвернуться и угадать, на каком инструменте вы играете;

• Сделайте вид, что говорите по игрушечному телефону, предложите сделать тоже самое ребенку;

• Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируйте стихи, приучайте малыша слушать записи детских сказок.

Понимание речи зависит от слухового внимания, так и от жизненного опыта, поэтому расширяйте кругозор ребенка, как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки; рассказывайте ему о том, что вас окружает; возьмите в привычку комментировать все, что вы делаете. Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет: «мы сейчас оденемся», «как ты хорошо ешь кашу», «сейчас мы пойдем гулять». Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящем.

Ведите с ребенком диалог

Формирование речи, прежде всего, происходит в диалоге. Постарайтесь «спровоцировать» ребенка на ответ. Поощряйте речевую реакцию, даже неправильную, но не настаивайте на четкости произношения. Критерием правильного ответа в данном случае является понимание ребенком самой ситуации.

А поможет развитию диалога инсценировка песенок, стихов, маленьких сказок. Ребенку будет легче справиться, если вы сделаете иллюстрации к ним – затрудняясь дать вербальный ответ, он сможет показать на картинку.

Для инсценировки можно использовать несложные тексты. Например:

- Был сапожник?

- Да.

- Шил сапожник?

- Шил

- Для кого сапожки?

- Для соседской кошки.

Имитируйте звуки

Традиционные игры типа «Ладушки», «Поехали с орехами» побуждают ребенка подражать речи взрослого. Имитация облегчается тем, что звукоподражательные слова несложны для произношения, так как обычно состоит из схожих слогов.

Говорите в присутствии малыша за разных зверюшек, имитируйте звуки, издаваемые ими: гав-гав, мяу, ква-ква. Чаще произносите междометия, отражающие эмоциональные состояния: ай-ай, ох.

Желательно создать игровую ситуацию, в которой малышу захочется повторить звукосочетания. Например, пожалуйтесь, что вам холодно – бррр, укладывайте игрушку спать – баю=бай, кормите кукол – ням-ням, играете в прятки – ку-ку.

Хорошо, если ребенок, вместе с вами будет договаривать потешки. Гуси, гуси! – Га, га, га! – Есть хотите? – Да, да, да.

Помните, что неговорящий ребенок, как правило, воспринимается окружающими как более младший по вопросу. В связи с этим, предлагая малышу задания, надо учитывать его реальный возраст. Неинтересные задания – проще тех, которые ребенок, способен выполнить – могут вызвать раздражение, тормозить развитие.

Скажи, скажи, скажи!

Многие родители, чтобы ребенок, быстро заговорил, пытаются дать ему словесный образец: «Скажи – часы, скажи – ложка». Скажи, скажи, скажи! У детей с задержкой формирования речи такие понукания, к сожалению, вызывают негативную реакцию. Иногда они начинают подражать, повторять отдельные простые слова, но дальше этого дело не идет. Даже если ребенок может воспроизвести то или иное слово, он не использует его в реальной ситуации.

Отсутствие речи может раздражать и самого ребенка. Его не понимают – он капризничает, выражает недовольство плачем, криком, отказывается что-либо делать, все интенсивнее прибегает к жестам. Ни в коем случае не запрещайте ему использовать их в общении. Это свидетельствует о том, что малыш хочет общаться, но не знает как. Дайте ему понять, что любое общение с ним вам очень нравится. И не волнуйтесь – при появлении речи он станет жестикулировать меньше.

Публикации по теме:

Анкета для родителей по развитию речи ребенка 1. Фамилия Имя Ребенка___ 2. Читаете ли вы своему ребенку сказки, стихи, рассказы? а) читаем очень.

Консультация для родителей «Если ребёнок не говорит» Если ребёнок не говорит Не всегда удаётся сразу выявить причину, из-за которой задерживается появление речи, но многолетний опыт показывает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2014 в 23:18
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рекомендации по развитию слухового внимания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Романий (УИ 215266) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД