Ольга Томилкина
Развивающая образовательная ситуация «Один в поле не воин»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
• Способствовать усвоению детьми логико-математических отношений.
• Развивать инициативу, самостоятельность, творчество в поиске вариативных способов решения задач разных видов.
• Упражнять в ориентировке во времени (дни недели, месяцы года, часы, на плоскости, в пространстве.
• Побуждать детей обосновывать и доказывать рациональность выбранного способа действий.
• Стимулировать проявление интеллектуальных эмоций (радость от успеха, удивление, догадку).
• Отражать в речи математические и шахматные термины, а также связи и зависимости последовательных действий (сначала, потом).
Публикация «Развивающая образовательная ситуация „Один в поле не воин“» размещена в разделах
Игровые задачи:
Быстро и верно выполнять задания.
Восстановить войска шахматных королей.
Ход: Дети, мне очень нужна ваша помощь. Вернее не мне, а шахматным королям. В трудной битве они остались на поле боя одни. Окончательно запутавшись в споре – кто потерпел поражение, они решили начать игру заново, но вернуть фигуры на поле боя можно лишь выполнив сложные задания. А здесь короли бессильны. Предлагаю им помочь. Согласны? Я думаю, вы справитесь с заданиями, ведь вы очень находчивые и сообразительные дети и всегда готовы помочь друг другу!
1. Итак, королей у нас – два: черный и белый. Нам нужно разделиться на две команды. Команда «белых» вернет фигуры белому королю, а команда «черных» - черному королю. Постройтесь в шеренгу и рассчитайтесь по порядку номеров. Дети, у которых нечетные номера – команда белого короля. У кого номера четные – команда черного короля.
2. Небольшая разминка. Вопросы к командам поочередно:
Сколько углов у треугольника?
На каком по счету этаже находится наша группа?
Сколько цветов у светофора?
Сколько сторон у прямоугольника?
Сколько пальцев на двух руках?
Сколько жирафов в музыкальном зале?
Назовите число на единицу меньше 8?
Сегодня среда, а завтра будет?
Молодцы, каждая команда получает по 2 фигуры.
3. Разгадываем кроссворды и заполняем.
Команда «белых» для вас загадка:
«Братьев этих ровно семь, вам они известны всем.
Каждую неделю кругом ходят братья друг за другом.
Попрощается последний – появляется передний».
Да, дети, это дни недели. Впишите в кроссворд названия дней недели по порядку.
Команда «черных» внимательно слушаем загадку:
«Двенадцать братьев друг за другом бродят, друг друга не обходят».
Что это? Да, месяцы. Впишите в кроссворд названия месяцев года.
Вопросы:
Сколько дней в неделе?
Назовите по порядку.
Назовите второй день недели.
Сколько месяцев в году? Назовите их по порядку.
Назовите весенние месяцы.
Какой месяц приходит после декабря?
Умнички, получите еще по две фигуры.
4. «Верните цифры на циферблат».
Допишите недостающие цифры на циферблат. Который час на ваших часах?
5. Логическая задача. Решите головоломку. Перед каждой командой – 5 звезд. Пожалуйста, разложите карточки с цифрами в звезды так, чтобы:
Сумма чисел по горизонтали и по вертикали
равнялась – 10. Используем числа 1,2,3,4,5.
6. «Собери шахматную доску».
Чья команда быстрее и ровно соберет шахматную доску - получит 2 фигуры.
Вопросы:
Из чего состоит шахматная доска?
Какую форму имеет шахматное поле?
Сколько всего полей на шахматной доске?
Сколько белых полей? Сколько черных полей?
Пожалуйста, выполняйте задание. Не забудьте обозначить горизонтали и вертикали.
Чем вы обозначили горизонтали? Сколько их?
Чем обозначаются вертикали? Назовите латинские буквы.
7. Составьте из карточек лесенку ( на карточках:10, 20, 30, 40, 50, 60, 70, 80, 90, 100).
У команды «белых» ступеньки – карточки поднимаются от нижнего левого угла к правому верхнему углу по 6 - нарастающей.
У команды «черных» - от нижнего правого угла к левому верхнему.
Получайте заслуженно 2 фигуры.
8. Реши примеры заколдованных фигур.
Детям предлагаются примеры на совмещение.
Нужно подобрать правильный ответ из предложенных вариантов. Внимание! После выполнения данного задания на столе должны остаться карточки с неправильными ответами. Дорогие мои я с удовольствием отдаю вам последнюю фигуру!
9. Прежде чем вы вернете королям их войска, решите задачу:
(схема на доске)
По сколько королей было у каждой команды? (по одному) О чем просили нас короли?
По сколько фигур каждая команда вернула выполняя сложные задания? (по 15).
Как узнать - сколько всего теперь фигур в белом войске?
Что показывает знак +? (число увеличилось, фигур стало больше)
Читаем запись: 1 плюс 15 равняется 16.
Сколько фигур и пешек стало в белом войске? (16).
А в черном? (16)
Молодцы! Каждая команда достойно прошла все испытания. Я вас поздравляю, вы сдержали слово и помогли королям вернуть войска. И если у нас еще есть время – я предлагаю вам решить шахматную задачу.