Лучший педагог года

Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста

Елена Канакова
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста

Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Добрый день, уважаемые коллеги! В нашем детском саду реализуется образовательная программа «Развитие +» Венгера, гармонично дополненная программами, разработанными педагогическим коллективом ДОУ: «Этикет для маленьких», «Мой город Нефтеюганск».

СЛАЙД2

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, материалами для различных видов деятельности, игровым и спортивным оборудованием в соответствии с принципами и требованиями ФГОС ДО.

Публикация «Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

При организации предметной среды в групповом помещении мы учитывали всё, что способствует становлению базовых характеристик личности каждого ребёнка, развитию его способностей и интересов. Организовали развивающее пространство так, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, свободной и доступной для деятельности детей. Для того чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе. Центры для различных видов деятельности не имеют четкого разграничения, что позволяет соблюдать принцип полифункциональности, когда один и тот же игровой центр по желанию ребенка можно легко и быстро преобразовать в другой.

СЛАЙД 3

Неизменной популярностью пользуется центр «Познания», который включает в себя материалы по основным разделам: количество и счет, цвет, форма, величина, ориентировка во времени и пространстве. В работе с детьми по знакомству с различными геометрическими фигурами, развитию восприятия, и формированию умения выделять разнообразные свойства и отношения предметов, используем различные пособия, демонстрационный и раздаточный материал, дидактические и настольно-печатные игры.

Программа для средней группы по ознакомлению с пространственными отношениями предполагает последовательное усложнение заданий. Например, с целью овладения представлениями о направлениях пространства и способах ориентировки в нём в центре используем фланелеграфы, а также вырезанные профильные фигуры шахмат. Для развития пространственных представлений при составлении простейших планов обозримого пространства - макет игрушечной комнаты с мебелью, а также различные планы: план групповой комнаты, приёмной, спальни, первого этажа детского сада.

СЛАЙД 4

В средней группе знакомим с шахматными фигурами, правилами игры в шахматы, тем самым развивая интеллектуальные способности, память, воображение. Увлекаясь этой игрой, наши маленькие непоседы становится усидчивее, озорники – выдержанней, зазнайки – самокритичней. Оформлены дидактические игры, пособия. Имеется напольное полотно, настенная магнитная доска.

СЛАЙД 5

Для организации детской исследовательской деятельности оборудован центр экспериментирования. Микроскопы, лабораторное оборудование, мерная посуда – все это вызывает у детей особый интерес. На полочках для детского экспериментирования размещаются природный и бросовый материалы. Воспитанники, используя атрибуты и материалы для опытов, получают знания по развитию представлений о свойствах воздуха, магнита, воды, почвы, осваивают экспериментирование, развивают познавательную активность. Иллюстративный и наглядный дидактический материал способствует развитию элементарных естественно-научных представлений об анатомии и физиологии человека (опорно-двигательная, кровеносная, дыхательная и пищеварительная, нервная система, кожа и органы чувств).

СЛАЙД 6

Центр экологического развития служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития дошкольников. С целью ознакомления представлений о жизни растений и животных в зависимости от смены времени года используем модель «Времена года», то есть круговую диаграмму и модели-значки явлений природы, обозначения которых соответствуют моделям, предусмотренных программой «Развитие+».

В центре подобраны различные дидактические игры, способствующие развитию представлений о природе ближайшего окружения, воспитанию любви и бережного отношения к природе.

В группе с марта высаживаются «Огороды на окне», где есть лук, чеснок, зерновые культуры, цветочная рассада. Детям очень нравится наблюдать и ухаживать за растениями.

СЛАЙД 7

В группе нами также созданы необходимые условия для конструктивной деятельности воспитанников. В центре в разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов, который храним в специально лотках. Крупный напольный строительный материал размещён в игровой зоне. Наши воспитанники самостоятельно используют схемы и модели построек, что способствует развитию действий пространственного моделирования предметов, дальнейшему совершенствованию умений и навыков конструирования. При обучении графическому изображению используем трафареты, изготовленные из прозрачно пластика, с прорезями, соответствующими по форме и размерам изображаемым деталям. С помощью схем-развёрток дети приобретают первоначальный опыт графического изображения отдельных строительных деталей с разных пространственных позиций (сверху, сбоку, спереди). Мобильность центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Постройки, объединенной одной темой, служат благоприятной средой для сюжетно – ролевых и режиссерских игр.

СЛАЙД 8

В шумном пространстве игровой комнаты мы создали островок тишины и спокойствия, который располагает к наблюдению, мечтам, тихим беседам. Это центр речевого развития, который включает в себя любимые детские сказки и рассказы, иллюстративный материал, фотографии детских писателей, познавательную литературу, речевые игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития связной речи. Центр дополнен яркими, красочными книжками-малышками с историями, сказками, стихами, загадками, оформленными в совместной деятельности детей и родителей. Для развития воображения, освоения действия замещения, освоения действия моделирования игрового пространства используем в работе фланелеграф и заместители персонажей сказок. При обучении детей ориентировке в звуковой стороне речи включаем в работу дидактические игры, речевые кубы, при использовании которых у детей формируются умения сравнивать слова по звучанию, закрепляются знания о протяжении слов, развиваются умения подбирать слова с заданным звуком и определять первый звук в слове, умения дифференцировать твёрдые и мягкие звуки.

СЛАЙД 9

С целью развития у дошкольников умения видеть необычное в обычных предметах; развития творческих способностей в группе нами оформлена мини-мастерская «Весёлый карандашик». Здесь дети создают атрибуты для сюжетно-ролевых и дидактических игр, игр-драматизаций. Юные художники учатся работать с цветом, создавать живописные композиции, использовать оппозиционные пары: «Злое -Доброе», «Тёмная ночь и ясное утро»; учатся соотносить предмет, его пропорции с пространством листа; осваивают навыки работы с цветовым пятном, выразительной линией. В центре накоплен разнообразный дидактический и иллюстративный материал, с помощью которого знакомим детей с основами живописи, скульптуры, графики, народно-прикладным искусством, учим использовать элементарные основы изобразительной грамоты, передавать в рисунке настроение, характер образа, выражать к нему свое отношение.

СЛАЙД 10

Театральный центр – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Наши дети - большие артисты, и поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.

.СЛАЙД 11

Для игр-драматизаций по сказкам в центре имеются костюмы, театрально-игровые атрибуты, различные виды театра: на фланелеграфе, кукольный, настольный, пальчиковый, театр с игрушками Бибабо, перчаточный, на кружках, на конусах.

Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в группе функционирует центр «Веселые нотки», который способствует закреплению полученного на музыкальных занятиях опыта, формированию уверенности в себе, активности, инициативе, а также знакомству и обучению игре на простейших музыкальных инструментах. В центре создана фонотека, в которой находятся записи классической и народной музыки, звуки леса, моря, различные сказки.

СЛАЙД 12

В приёмной нашей группы размещен центр физического развития, целью которого является развитие двигательной активности, формирования начальных представлений о здоровом образе жизни у детей. Яркий, веселый, физкультурный центр лаконично и гармонично вписывается в предметно-развивающее пространство. Совместно с родителями центр пополнили нестандартным оборудованием: султанчиками, эспандерами, дорожками здоровья. Предметное наполнение центра используем в подвижных играх, индивидуальной двигательной деятельности, в свободной деятельности детей, в комплексах взбадривающей и утренней гимнастики.

СЛАЙД 13

С целью формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, в быту и на улице, создан центр безопасности. С целью обучения детей правилам дорожного движения, мы пополнили центр макетом по правилам дорожного движения, плакатами, дидактическими играми, наглядным материалом, подобрали детскую художественную литературу. Полезным дидактическим пособием служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог, где воспитанники самостоятельно моделируют ситуации опасности на проезжей части. Для формирования у детей умения правильно выбирать безопасные места для своих игр в центре подобрали иллюстративный материал, а также игрушечные машины разных размеров и предназначений.,

СЛАЙД 14

С целью совершенствования навыков культурного поведения, повышения культуры взаимоотношений и формирования у детей этических представлений реализуем программу «Этикет». Для формирования культуры речи, культуры поведения в общественных местах и транспорте, культурно-гигиенических навыков, культуры обращения с книгой и вещами подобран иллюстративный и дидактический материал, художественная литература. В средней группе формируем умение выполнять обязанности дежурных, воспитываем положительное отношение к труду. Дежурство по столовой введено с начала года, а с середины - дежурство по занятиям. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, мы создали картотеку с фотографиями детей, которые каждый день меняются в специальных кармашках на панно «Мы дежурим».

Для воспитания у детей эмоциональной отзывчивости, позитивных переживаний пребывания в детском саду в группе находится папка с играми на групповое взаимодействие, психогимнастиками, потешками, стишками. С целью обучения освоению правил проявления и распознавания своих чувств и чувств другого человека в используем дидактические игры, пособия картинки с изображением людей или животных в разных эмоциональных состояниях, сюжетные картинки, отражающие ситуации взаимодействия людей. Для определения настроения каждого ребёнка в нашей группе создано панно «Моё настроение». Чтобы дети могли самостоятельно фиксировать своё настроение, имеется картотека с фотографиями детей.

СЛАЙД 15

С целью формирования семейной и гражданской принадлежности, патриотических чувств в группе оформлен центр «Мой город - Нефтеюганск». Здесь представлены альбомы с фотографиями: «Моя семья», «Моя группа», «Мой детский сад»; панно «Семейное древо»,. Благодаря работе с альбомами, дети знают свою фамилию, имя; имя, отчество родителей, место работы; свой домашний адрес, название детского сада, города, где живут дети; основные трудовые действия представителей различных профессий; предметы быта; домашних и диких животных.

СЛАЙД 16

При воспитании мальчиков и девочек организуем совместные игры, в процессе которых дети действуют сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Так, например, игра «Ателье». Девочки выступают в роли швеи, закройщицы, модельера. Они с удовольствием строчат на швейных машинках, снимают мерки.

СЛАЙД 17

В сюжетно-ролевой игре «Моряки» главная роль отводится мальчикам, они с удовольствием надевают форму моряка. Девочки в этой игре выполняют роль медсестры, связистки, повара. Также совместно с родителями оформили сюжетно-ролевые игры, такие как: «Спасатели», «Мастерская» — для мальчиков; «Парикмахерская», «Семья», «Поликлиника», «Магазин», — для девочек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Насыщенная предметно-пространственная развивающая и игровая среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого дошкольника. Развивающая предметно-пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и источником его знаний и социального опыта. При создании развивающего пространства в группе учитываем ведущую роль игровой деятельности в развитии дошкольников, а это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и образования.

Процесс формирования предметно-пространственной развивающей среды группы находится постоянно в динамичном состоянии, так как, по нашему мнению, это процесс непрерывный, постоянно подвергающийся изменениям и дополнениям.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_6psv0.pptx | 7431,08 Кб
 
Публикации по теме:

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельностиРазвивающая предметно-пространственная среда как средство развития инициативы и самостоятельности «Развивающая Предметно-Пространственная Среда- это средство развития инициативы и самостоятельности». Создавая развивающую предметно-пространственную.

Консультация для педагогов «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Консультация для педагогов: «Предметно-развивающая среда как фактор развития активности ребёнка» Подготовил: Кузнецова Е. В. (1 кв. категория).

Консультация «Предметно-пространственная развивающая среда как средство формирования личности ребенка» Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась.

Проект «Предметно-развивающая среда как фактор развития двигательной активности ребенка» Составила: воспитатель Семенова Л. О. Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказала бы влияния, нет способности, которая.

Развивающая предметно-пространственная среда в группах дедей старшего дошкольного возраста с ОВЗ В нашем ДОУ создано единое развивающее пространство: гармонии среды разных помещений групп, кабинетов и залов, дополнительных кабинетов.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста требует особого подхода. В своей группе "Светлячок" мы попытались.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Общеизвестно, какую неоценимую роль в развитии ребёнка играет.

Консультация для воспитателей «Развивающая предметно-пространственная среда в группах раннего возраста» Ни для кого не секрет, что с самого рождения ребенок начинает развиваться и познавать окружающий мир. Развивающая предметно-пространственная.

Развивающая предметно-пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников (1)Тема: «Развивающая предметно – пространственная среда как средство развития игровой деятельности дошкольников» (2) «Дети должны жить.

Тезисный доклад к презентации «Предметно-пространственная развивающая среда группы как ведущий фактор развития ребёнка». Выступление на районном методическом объединении «Внедрение инновационных технологий в ДОУ» октябрь, 2015 год. Уважаемые коллеги! слайд.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно пространственная среда как фактор развития ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 23 февраля 2016 в 18:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД