МААМ-картинки

Развивающая предметно — пространственная среда своими руками младший дошкольный возраст.

Анжелика Ледяева
Развивающая предметно — пространственная среда своими руками младший дошкольный возраст.
▼ Скачать + Заказать документы

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выдвигают в качестве основной цели педагогической работы – развитие каждого ребенка.

Задача детского сада – обеспечить наиболее полное развитие воспитанников с учетом возрастных характеристик на этапе завершения дошкольного образования, подготовить их к обучению в школе.

Публикация «Развивающая предметно — пространственная среда своими руками младший дошкольный возраст,» размещена в разделах

Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения (особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.

Я считаю, что для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду, в том числе и посредством оборудования в группе сенсомоторного центра детской активности.

Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире.

Отношение к рукам у человечества всегда было особым. Руки добывали огонь, пищу, защищали, строили жилище, объясняли, измеряли, создавали всё необходимое для жизни, лечили, учили и учились… По рукам судили о здоровье, о положении человека, его силе, энергичности, профессии, о характере, темпераменте. Не случайно в языке так много выражений связанных с руками : «Мастер на все руки», «Золотые руки», «Рукой подать», «Как рукой сняло». На всех этапах жизни ребенка движения рук так же играют важнейшую роль. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека – от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Все подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и для развития речи.

Поэтому приоритетными при подборе содержания центра стали пособия, направленные на развитие руки, кисти, ручных умений или, как принято называть мелкой моторики. Развитие мелкой моторики способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка. Я считаю, что при использовании подобранных мною пособий можно достичь высоких результатов в развитии детей.

Целью работы стало: развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности.

Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Совершенствовать развивающую предметно– пространственную среду группы для развития мелкой моторики.

2. Способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста посредством специально подобранных игр с крупами и бросовым материалом и пособий.

3. Развивать тактильную чувствительность рук детей.

Предполагаемый результат :

1. Усовершенствована развивающая предметно– пространственная среда;

2. Положительная динамика развития мелкой моторики у каждого ребенка.

Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приемов во все виды образовательной деятельности.

Комплексы нетрадиционных приемов органично включены во все составляющие образовательной деятельности процесса (НОД, прогулки, игровую деятельность, совместная работа с детьми, работу с родителями). Комплексы рассчитаны как на групповую, так и на индивидуальную работу с детьми.

Теоретической базой опыта стали и идеи ведущих педагогов.

М. Монтессори, которая на основе многочисленных экспериментов утверждала: «Таланты детей находятся на кончиков их пальцев».

Опытного педагога-практика Т. А Ткаченко «Развиваем мелкую моторику», в которой предлагается система игровых упражнений для развития точности, согласованности и силы пальчиковых движений

И так, для того чтобы работа по развитию мелкой моторики была результативной в группе была создана развивающая предметно-пространственная среда, которая включает в себя такие компоненты:

• все необходимое для развития руки в продуктивных видах деятельности (различные лекала, трафареты, различные предметы для экспериментирования в рисовании, пластилин, штамповки и другое);

• разнообразные конструкторы, мозаики, наборы пазлов, шнуровки разной тематики, игры на расстегивание, пристегивание;

• бросовый материал, природный материал (шишки, желуди, семена, ракушки, галька);

емкости для игр с различными крупами: манка, пшено, греча, рис, перловка, фасоль 3 видов, горох, макаронные изделия разных видов;

• аксессуары для развития ручного праксиса (пальчиковые театры, ширма для теневого театра, куклы сделанные, из ниток и других материалов, своими руками, а также игры и аксессуары, развивающие темп речи, тембр, силу голоса, интонацию.

Совместную деятельность с детьми организую индивидуально, и небольшими подгруппами до 3 человек. Чаще всего в часы приема детей и в вечерний отрезок времени. Я постарались создать среду, окружающую детей таким образом, что она определяла направленность их деятельности и в тоже время решала поставленную задачу по развитию мелкой моторики.

Так как свою активность и стремление к самостоятельности дети успешно реализовывают в игре, то в первую очередь были созданы все условия для игровой деятельности. В группе, для наиболее эффективного развития мелкой моторики имеется необходимый материал для решения этой задачи (игры дидактические «Шнуровки», «Пазлы», «Застежки», «Собери бусы», «Волшебные пуговицы» и многое другое).

В течение года содержание этой полочки меняется, цели и задачи игр усложняются.

Кроме игр на развитие мелкой моторики, в сенсомоторном центре сосредоточены игры с крупами :

- «Найди клад» (искать в тазу с крупой мелкие игрушки);

- «Найди такую же фигуру» (выложить перед ребёнком один набор геометрических фигур, другой зарыть в крупу, найти в тазу с крупой нужную фигуру)

- «Выложи узор» (в тазу на выровненной поверхности крупы, галькой, выложить узор, дорожку, геометрическую фигуру, цифру и др.,

- Выкладывать из крупы по трафарету: дорожки – короткую и длинную, различные рисунки, узоры, геометрические фигуры, цифры и др.

- «Волшебные фасолины» Рисунки из круп можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне, бархатной бумаге и др.

- «Месим тесто» (самомассаж рук - погружает руки в крупу, перебирая её пальчиками, перетирая в кулачке и приговариваем стихотворный текст);

- «Золушка» (сортировать разную крупу по цвету, форме, размеру);

- «Повтори узор» (Заготовить два ряда различных круп в формочке для льда и такие же крупы в отдельные миски. Задание — найти пару, сложи такие же ряды круп)

- соотнести количество фасолинок или камушков и изображенной цифры;

- «Наполни бутылочку» (используя различные захваты наполнить емкость с узким горлом разными видами круп).

Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и т. д.). Пробудить творчество ребёнка, подсказать интересное решение помогают рисунки, схемы, трафареты.

При работе с крупой использую различные варианты. Одним детям легче обвести трафарет и на его основе создавать свой шедевр, а другим интереснее опираться на готовый рисунок и изменять его по своему усмотрению. Ребята овладевают умением подбирать и комбинировать материалы, целесообразно его использовать. Изготовление поделок из различных материалов развивают воображение и фантазию у детей, позволяют им выразить себя в творчестве, испытать радость от процесса созидания, способствуют развитию художественных навыков. В моей группе все эти виды деятельности также нашли широкое применение. Применение крупе (гороху, рису, манке, гречке и т. д.) я нашли не только в мозаике, но в других видах деятельности, развивающих мелкую моторику. Нанесла на бумагу клей ПВА, насыпала хаотично разные виды круп — получилась абстрактная интересная аппликация, которую можно использовать как тактильное панно.

Систематическая работа в данном направлении позволила достичь следующих положительных результатов: дети стали более внимательны, усидчивы, больше общаются с воспитателем и сверстниками, пополнился словарный запас слов, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. У детей улучшается координация артикуляционного аппарата, совершенствуется общая координация движений. Выполняя пальчиками различные упражнения, дети достигают хорошего развития мелкой моторики рук, которое оказывает благоприятное влияние на развитие речи.

Итак, организуя среду и создавая условия для развития детей, я прежде всего думаю о том, каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы, постаралась донести до родителей необходимость и важность этого, и с их помощью сделать все возможное для достижения своей цели. Для родителей в раздевалке оформлен уголок, где имеется необходимая информация по развитию мелкой моторики. Проведены консультации на темы: «Рисование пальчиками: зачем и как?», «Игры на кухне».

В заключении необходимо отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в области сенсомоторного развития имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, что я и делаю.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Оформление группы. Предметно-развивающая среда своими руками. Потолочная плиткаОформление группы. Предметно-развивающая среда своими руками. Потолочная плитка Обязанностью педагога является следить за предметно-развивающей средой. Построить такую среду в которой ребенок будет учиться и развиваться.

Предметно-пространственная развивающая среда в группеПредметно-пространственная развивающая среда в группе Уважаемые коллеги, я хочу поделится с вами фото - отчётом предметно - пространственной развивающей средой в моей группе. Это приёмная,.

Предметно-развивающая среда группы раннего возраста своими руками.Предметно-развивающая среда группы раннего возраста своими руками. Уважаемые коллеги! Я воспитатель группы раннего возраста. Как и каждый воспитатель стараюсь для своих малышей создать все условия для их.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда В детском саду создана развивающая предметно-пространственная среда, которая в полной мере отвечает требованиям федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда В дошкольной педагогике под термином предметно- развивающая среда понимается «комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических.

Развивающая предметно-пространственная среда "Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством помещениями,.

Развивающая предметно-пространственная среда 1 слайд Моё мнение, что для того, чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Моё мнение, что для того, чтобы были реализованы задачи математического развития детей, необходимо организовать педагогический процесс так,.

Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУРазвивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Цветик-семицветик». Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему.

Развивающая предметно-пространственная средаРазвивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно - пространственная среда - это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная в пространстве,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая предметно — пространственная среда своими руками младший дошкольный возраст.
Опубликовано: 17 сентября 2017 в 14:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развивающая предметно — пространственная среда своими руками младший дошкольный возраст.» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Ледяева (УИ 558542) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД