МААМ-картинки

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей

степанова сардана
Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей

Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей

Организация экологической тропинки

Публикация «Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей» размещена в разделах

Наш детский сад «Кунчээн» эколого-оздоровительное направление считает одним из приоритетов в обучении и воспитании дошкольника и систематически занимаемся этим уже в протяжении 15 лет.

Успех экологического воспитания и образования в ДОУ зависит от использования разнообразных форм работы и условий, в которых находится ребенок.

Мы создали необходимые условия для данной работы: оформили наш детский сад, начиная с прихожей, групповые комнаты, музыкально-спортивный зал в национальном стиле с видами нашей родной природы, эколого-развивающую среду - познавательную экологическую тропинку внутри здания и на участке детского сада.

Приступая к оформлению экологической тропинки, прежде всего, следует определить, как именно можно его использовать для оздоровления и воспитания детей. Участок экологической тропинки должна быть удобна для организации наблюдений и за растениями, и за трудом взрослых, которые ухаживают за ними. (При этом дошкольники оказывают посильную помощь).

Вся работа по оборудованию экологической тропы проводится в определенной последовательности. Оборудованная тропа помогает организовать учебно-воспитательную деятельность детей. Оборудование тропы - это одна из форм работы в системе экологического образования и воспитания. Если ее правильно организовать, то это позволит раскрыть детям свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд по изучению, оценке состояния и охране окружающей природной среды. Экологическая тропинка начинается с прокладки маршрута тропы и составления картосхемы.

Карты-схемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных им изображений объектов и стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов, например, нарисовать в кружок бабочку, цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией-дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другой.

Прохождение по ним направлено на изучение объектов и явлений природы, на знакомство с культурой природопользования и развитие навыков экологической оценки его результатов, а также воспитание у детей экологической этики. Большую воспитательную роль играет сам процесс организации и оборудования учебных экологических троп. От формы организации зависит и способ оборудования тропы. Тропы оборудованы информационными щитами на каждой точке-остановке, столбиками-указателями. Возле каждого объекта тропинки выставляется табличка с названием. Информация на табличках должна быть краткой и выразительной, лучше для детей использовать разные символы, рисунки. Для повышения интереса детей педагог совместно с детьми выбирает «хозяина тропинки» - наиболее интересного сказочного героя. Периодически этот персонаж может посылать детям письма-задания, участвовать в театрализованных праздниках.

Организация тропы силами дошкольников дает педагогам возможность создавать различные жизненные ситуации, решение которых требует от детей творческого подхода, активной деятельности. Самостоятельная исследовательская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. Задания по изучению и оценке состояния окружающей среды в зоне тропинки побуждают детей не только использовать свои знания, но и самое важное - принять посильное участие в трудовых природоохранительных делах.

На детей дошкольного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда дошкольников по защите и улучшению природного окружения. Для этого можно рекомендовать создание микрозаказников для насекомых, пробных площадок с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц.

Одной из задач экологического образования является формирование бережного отношения к лекарственным, редким и исчезающим видам. Дошкольники могут заложить в зоне маршрута тропы аптекарский уголок. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения.

Таким образом, у детей формируются их гражданские качества, активная жизненная позиция.

Экологическая тропинка – это своеобразный маршрут, по которому дети идут с определенной целью. В дошкольных учреждениях экологические тропинки выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию Она состоит из ряда видовых точек – объектов. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют

задания сказочного героя – хозяина тропинки. Хозяин тропинки может посылать детям письма-задания, участвовать в экологических праздниках.

Краткая характеристика маршрута экологической тропинки внутри здания:

1 точка. «Уголки природы в группах».

Показать разнообразие растений, животных, кратко рассказать о повадках зверей, птиц, откуда они родом. Беседы с детьми, о том, как ребята из этой группы ухаживают за растениями и животными. Рассмотреть календарь природы – чем он отличается от календаря природы в других группах. Показать разнообразие камней, плодов, семян и другого природного материала. Сравнивание комнатных цветов по высоте, листьям, цветкам и т. п. Обратить внимание, в каком месте они лучше растут – в светлом или темном. Нужны ли им вода и тепло? Знакомство детей с правилами поведения в лесу.

2 точка. «Выставка работ».

Рассмотреть экспонаты, работы детей, родителей и работников детского сада.

3 точка. «Картинная галерея-времена года».

Здесь есть картины наших односельчан, где изображены разные времена года и живописные места нашего села. Рассмотреть картины, обратив внимание детей на те особенности, которые необходимы для понимания тематики занятий. Закрепить представления детей о живописных жанрах – пейзаже и натюрморте. Развивать эстетическое восприятие детей, их способность чувствовать и переживать красоту природы, запечатленную художником

4 точка. «Фитобар».

Знакомить детей с лекарственными растениями, из которых дети пьют чай. Показать детям их изображения и сухие травы.

5 точка. «Экологическая библиотека».

В этой комнате на протяжении всего учебного года проводятся беседы и чтение коротких рассказов о природе и животных, познавательные сказки которого отвечают экологическому содержанию и возможностям усвоения его детьми, рассматривание книг с его иллюстрациями. Полученные знания закрепляют и углубляют представление о природе.

6 точка. «Оранжерея».

В оранжерее собрано много разнообразных растений. Располагать цветы следует так, чтобы ребенок мог подойти к ним, полюбоваться ими, понаблюдать за ними. Важно познакомить детей с правилами обращения с растениями. Организуя деятельность по уходу за растениями, делается акцент на необходимость заботы о них, помощи им. Акцентируется внимание детей на том, что ухаживать за растениями надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей помощи. Общаясь с природой, дети не только приучаются заботиться о ней, но и становятся добрее. Постоянные наблюдения и уход за растениями воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

7 точка. «Мини-огород».

Познакомить с огородными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что нужно для роста растений. Дети под руководством воспитателя сажают рассаду овощей и цветов. Уже в феврале на подоконниках высаживаем огурцы, зелень и наши дети в первый весенний праздник пробуют сами и угощают своих родителей. Наблюдают за их ростом, изменениями и развитием от семени до семени, сравнивают темпы и особенности роста и развития. Определяют способы ухода за ними. В дальнейшем опытным путем выявляется зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании. Работа на мини-огороде расширяет знания и помогает воспитывать у дошкольника трудолюбие и уважение к труду.

8 точка. «Центр песка и воды».

Продемонстрировать отдельные свойства песка и воды. Провести элементарные опыты и игры.

9 точка. «Мини-лаборатория».

Рассмотреть массовый материал для экспериментирования, провести краткие и простые опыты. Понаблюдать за тем, как прорастают растения или за другими долгосрочными опытами. Опыты организуются только по желанию ребенка, при этом воспитатель уточняет у него цель опыта, но в ход его не вмешивается. Ребенок пробует и ошибается, но самостоятельно находит решение и добивается результата. Результаты опытов обсуждаются в ходе дискуссии за круглым столом: дети рассказывают о том, кто что делал, что у кого в итоге получилось, анализируют результаты опытов. Задача воспитателя – подготовить ключевые вопросы, которые поддерживали бы активность детей. В ходе дискуссии обязательно обсуждаются ошибки, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

10 точка «Фольклорная комната».

Знакомство с тем, как использовали природу наши предки, с домашними животными, с национальными традициями, изделиями из природного материала. Все собранные предметы используются на занятиях, а также при проведении экологических и фольклорных мероприятий, праздников.

Такая система предоставляет хорошие возможности для работы с детьми по разным темам, для учета возрастных особенностей ребят. Кроме того, в одно и то же время разные группы ребят ходят разными маршрутами.

Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности дошкольников непосредственно в природной среде, в мире природы. Поэтому наш коллектив сделал закладку прогулочно-познавательной экологической тропинки на природе «Зеленый маршрут». Тропинка состоит из -ти точек-маршрутов. Экологическая тропинка – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты. На этих маршрутах можно познакомить детей с естественными биоценозами, многообразием растений и животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике природоохранную деятельность. Хотелось бы включить в тропу как можно больше полезного и интересного детям. Мы попытались соединить в тропе несколько функций: познавательную, оздоровительную, трудовую, эмоциональную.

Краткая характеристика маршрута экологической тропинке на участке.

1. Точка «Цветник».

Цветник - украшение на территории дошкольного учреждения. Здесь дети отдыхают во время похода по экологической тропинке, читают короткие произведения и стихов о природе. В цветнике высажены цветущие растения нескольких видов. Дети узнают, что новое растение можно вырастить из семени, что от одного семени можно получить много семян; получают представление о стадиях роста и развития однолетних культур : семя проросток, наращивание зеленой массы (период вегетативного роста, цветение, плодоношение (образование семян). В разные периоды роста растению нужны неодинаковые условия. Молодое растение слабое, хрупкое, с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его. Знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, стебель, цветы, семена) и назначение всех органов. Узнают, что все растения живые существа. Для жизни, роста, созревания семян они должны сохранять свою целостность, им нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.

Дети с интересом участвуют в выращивании растений, с готовностью выполняют указания взрослых по уходу за ними, охотно наблюдают за растениями, замечают изменения, делают зарисовки в календаре.

3. Точка «Питомник цветущих деревьев».

Дети знакомятся с конкретными видами деревьев: знают их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, ветки, листья) и назначение всех органов. Погодные условия круглый год неодинаковы – они меняются по сезонам. Деревья приспосабливаются к жизни в меняющихся условиях. Молодое растение слабое, хрупкое, с ним надо обращаться осторожно, чтобы не повредить его. Должны знать их названия, характерные признаки, особенности строения (корень, ствол, ветки, листья) и назначение всех органов. Должны знать, что все растения живые существа, им нужны определенные условия: тепло, влага, свет, питательная почва, воздух.

Человек в трудные моменты помогает деревьям участка, улучшает условия их жизни; окапывает деревья и кустарники, поливает газоны в засуху, удобряет почву.

У детей развивается познавательный интерес к деревьям участка: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, в заполнении календарей природы, проявляют инициативу в познании деревьев – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, строят предположения, рассказывают об увиденном. Дети учатся связывать красоту деревьев с благополучным их состоянием (удовлетворением потребностей) и хорошими условиями жизни. Учатся воспринимать деревья как живые существа, сочувствовать им, оберегать их целостность. Проявляют готовность участвовать в практических делах по поддержанию хороших условий для деревьев (полив, перекопка земли и пр.).

4. Точка овощной огород «Пчелка».

Познакомить детей с огородными культурами, с тем, что выращивают дети разных групп детского сада, что нужно для роста растений. В огороде выращиваются неприхотливые и интересные для наблюдения овощи (морковь, свекла, редис и т. д.). Дети под руководством взрослых сажают овощи и растения. Показать, как человек использует культурную природу: собирает урожаи зерна, овощей. Также в огороде есть витаминная горка – нетрадиционный элемент развивающей среды. Витаминная горка привлекает детей тем, что на ней выращиваются такие знакомые растения (салаты, укроп, петрушка, базилик и др.).

Дети наблюдают за их ростом, изменениями, сравнивают темпы и особенности роста и развития. Определяют способы ухода за ними. В дальнейшем опытным путем выявляется зависимость роста и развития растений от удовлетворения их потребностей в свете, тепле, влаге и почвенном питании.

5. Точка «Аптекарский огород».

Аптекарский огород создана для того, чтобы показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности. Знакомятся правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применятся для лечения болезней

Они исследуют формы, цвет, размер, запах. Узнают об их лечебных свойствах. У детей развивается познавательный интерес к лекарственным растениям: они охотно участвуют в коллективных наблюдениях, беседах, проявляют инициативу в познании лекарственных растений – задают вопросы, самостоятельно наблюдают, охотно рассказывают об увиденном.

6. Точка «Птичий городок».

Здесь есть кормушки, домики. В зимнее время птицы подкармливаются на кормушках, прячутся в домике от непогоды. За жизнью птиц дети должны наблюдать, начиная с младшего возраста. Дети наблюдают за поведением появляющихся птиц. Каждое живое существо продолжает свою жизнь, растет, развивается, если для этого есть необходимые условия (корм, вода, убежища, условия нарушаются – птицы гибнут). Человек в трудные моменты помогает птицам, улучшает условия их жизни.

Развивается познавательный интерес к жизни птиц. Дети самостоятельно наблюдают за птицами, проявляют интерес, охотно делятся впечатлениями, задают вопросы, участвуют в разговоре. Ухаживая и наблюдая за птичкой, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним, узнают, чем и как их нужно кормить. Ответная реакция животного на заботу и ласку ребенка, его привязанность к ребенку воспитывает в детях доброту и сердечность. Общаясь с птицами, дети узнают много нового, интересного из их жизни.

8. Точка «Уголок леса».

Находится от участка детского сада в 500 метрах. Здесь есть разные породы деревьев и кустарников, старое бревно, где представлено сообщество насекомых, грибов, мха. Дети узнают, что лес – это сообщество растений и животных, которые, занимая большую территорию, живут вместе и нужны друг другу. Главными в лесу являются деревья, их крона образует самый верхний «этаж» леса. На верхнем «этаже», в кроне деревьев живет белка, и многие птицы, различные насекомые, гусеницы, которые питаются листьями, древесиной. Когда много одинаковых деревьев, весь лес носит их название: березовая роща, сосновый бор. Лес, в котором растут разные деревья (лиственные и хвойные) называется смешанным. «Этажом» ниже в лесу растут молодые деревца и кустарники. Наземном «этаже» живут заяц, лиса, волк, бурый медведь. Подземный «этаж» - толща лесной почвы. В толще лесной почвы (на самом нижнем «этаже») живут различные насекомые (например, муравьи, черви) и их личинки. На всех «этажах» леса живет много разных животных. Все они хорошо приспособлены к жизни в этих условиях: легко передвигаются (по земле, деревьям, в толще почвы); находят себе пищу, убежище, место для выведения потомства и могут устраивать логово, гнездо, берлогу.

Дети соблюдают правила поведения – не шумят, не мусорят, не уничтожают насекомых, не ломают растения, не разорят муравейники. Могут наслаждаться обстановкой леса: тишиной спокойствием, прохладой, шорохами, пением птиц, журчанием ручья, лесными запахами.

Развивается познавательный интерес к жизни леса: дети самостоятельно наблюдают разные явления. Задают вопросы, охотно слушают рассказы, участвуют в разговоре.

В разное время дети могут посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года.

Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым существам. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.

В сельских дошкольных учреждениях экологическое воспитание детей имеет особую, ярко выраженную специфику, обусловленную, с одной стороны, близостью естественных природных угодий (леса, луга, реки и пр., с другой – сельскохозяйственной деятельностью людей. Воспитанники сельского детского сада имеют возможность наблюдать разнообразные и интересные явления в жизни растений и животных. Им доступны для обозрения объекты окультуренной природы – поля, фермы, пашни, теплицы, созданные и возделанные фермерами. Важно и то, что дети постоянно находятся среди взрослых, которые трудятся на тех или иных сельскохозяйственных объектах; узнают не только с разговоров, но и видят воочию, как выхаживают молодняк сельскохозяйственных животных, как разводят промысловую рыбу, пушных зверей, как выращивают на полях, теплицах хлебные и овощные культуры. Поэтому в нашем детском саде в состав экологических тропинок включили деятельность людей в сельскохозяйственных угодьях, фермах, теплицах. Показываем:

- как человек использует культурную природу: собирает урожаи зерна, овощей; разводит домашних животных, цветы. Все использованное восстанавливает труд людей;

- как человек пользуется дарами дикой природы: собирает грибы, ягоды; отдыхает в лесу; купается в реке, озере; охотится на диких животных; наслаждается красотой природы. Только бережное обращение сохраняет природу.

Не менее важно отношение детей к природе сделать действенным, выработать готовность с радостью трудиться (сажать, поливать растения, ухаживать за животными и пр., заботиться и приходить на помощь всем нуждающимся в ней. Самостоятельные дела и поступки детей, охотно выполненные по предложению взрослого, - это уже критерий оценки экологической культуры.

Старших дошкольников включаем в природоохранительные акции - социально значимые мероприятия, которые проводятся ежегодно в дошкольном учреждении совместно сотрудниками, детьми, и при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение, поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

Праздники и развлечения :

«День леса» проводится в сентябре

«Праздник цветов» проводится в сентябре.

• «Здравствуй зимушка-зима!" проводится в декабре

«Лесная аптека» проводится в январе

«День земли» проводится 22 апреля

«День птиц» проводится 2 апреля

«Всемирный день воды» проводится 22 марта

«Здравствуй, весна!» проводится в апреле

«Байанай» проводится в ноябре

Экологические акции :

«Помогите птицам выжить»

«Украсим землю цветами»

«Елочка - зеленая иголочка»

«Чистоту – планете детства!»

«Защитники животных»

«Любите землю-матушку».

Заключение.

Создание учебных экологических троп способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, которые дети получают на тропе, тесно связаны с программным материалом; они помогают расширять и углублять знания, полученные на занятиях. Главное же состоит в том, что дети овладевают умениями применять на практике знание полученные на занятиях, постигая неразрывное единство природной среды и человека.

На учебной тропе обучение и воспитание сливаются в единый процесс. Дошкольники усваивают здесь не только знания о природной среде, но и этические и правовые нормы, связанные с природопользованием. Именно на экологической тропе постоянно создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия. А такой сплав - важнейшее условие воспитания убеждений личности, ее мировоззрения.

Работа на тропе помогает реализовать связь обучения с жизнью, с трудом людей, воспитывает у дошкольника трудолюбие и уважение к труду. Дошкольники не только расширяют свои знания, но постигают отношения человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они учатся комплексно оценивать результаты труда, прогнозировать экологические следствия деятельности человека, в том числе своей и своих товарищей. Создание учебных экологических троп помогает гуманизировать образование. Все знания, навыки, умения, чувства, убеждения, которые формируются в ходе занятий на тропе, направлены на решение одной из самых гуманных задач нашего времени - оптимизации отношений человека с природной средой. Этому подчинены содержание, методы и формы организации учебно-воспитательного процесса на тропе.

В итоге рождается важнейшее качество личности - убежденность, которая опирается не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт дошкольников. У них вырабатываются навыки экологически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Публикации по теме:

«Эколята-дошколята». Фотоотчёт об экологическом воспитании детей раннего возраста«Эколята-дошколята». Фотоотчёт об экологическом воспитании детей раннего возраста Наш детский сад – железнодорожный. Поэтому, работая по требованиям ФГОС, мы не забываем о своём непосредственном заказчике. Активно включаясь.

Игра в экологическом воспитании дошкольников На протяжении всего человеческого развития, в жизни ребёнка игра использовалась в качестве одного из важнейших средств воспитания и обучения.

Консультация для педагогов «Игровые технологии» в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» С выходом в свет законов РФ «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» и Постановления «Об экологическом образовании обучающихся.

Новые подходы в экологическом воспитании дошкольников Экологическое воспитание Разработала воспитатель: Теперикова Татьяна Викторовна Экологическое образование – одно их эффективных условий.

Педагогический проект «Использование русского фольклора в экологическом воспитании детей младшего дошкольного возраста» Информационная характеристика проекта Автор проекта: Шайбулатова Светлана Петровна, воспитатель первой младшей группы МДОУ детский сад №.

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста». В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического.

Реферат «Сухомлинский об экологическом воспитании детей» План. Стр. Введение 2-3 1. Экологическое воспитание в педагогике. 3-5 2. Сухомлинский об экологическом воспитании детей. 5-9 Заключение.

Сказкотерапия в экологическом воспитании детей Экологическое воспитание дошкольников в настоящее время становится одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование.

С любовью к природе, или Об экологическом воспитании дошкольников Статья «С любовью к природе». Воспитатель МБДОУ «Соболенок» Морокова Татьяна Константиновна. Какая притягательная сила заключена в том,.

Экспериментально-исследовательская работа «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей» Актуальность выбранной темы исследования «Использование уголка живой природы в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая среда ДОУ в экологическом воспитании детей
Опубликовано: 18 января 2017 в 18:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД