Татьяна Деркач
Развивающая среда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Организация пространственно – предметной игровой среды в группах отвечает концепции построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования. Соответствует реализуемым программам: «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, парциальной «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», автор О. Л. Князева, М. Д. Маханева и педагогическим технологиям «Театральная палитра» М. И. Гончаровой, «Арт-фантазия «Э. Г. Чуриловой.
Публикация «Развивающая среда ДОУ» размещена в разделах
Принципы построения развивающей среды соответствуют личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком.
Развивающая среда в группах построена на основе этих принципов:
• Дистанции и позиции при взаимодействии.
Равноправие в общении достигается с использованием различной мебели, в том числе и разноуровневой: различные диванчики, пуфики, а также мягкие модули, которые легко передвигаются и по-разному компонуются, что дает возможность воспитателю приблизиться к ребенку.
• Активности.
Предусматривает возможность формирования активности у детей и проявления активности у взрослых.
• Стабильности – динамичности.
Постоянство и неизменность элементов живой среды сохраняется в той мере, в какой они обеспечивают ребенку и взрослому надежность и защищенность от нежелательных вторжений внешнего мира, и в то же время не делают эту систему закрытой, отгороженной от общества.
• Комплексирования и гибкого зонирования.
Заключается в организации различных пересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, с разными видами деятельности.
• Эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого.
Окружение дает детям разнообразное и меняющееся впечатление. Для создания ребенку индивидуальной комфортности пространство организовано так, чтобы ребенку была возможность уединиться.
• Сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды.
Элементы культуры - живописи, литературы, музыки, театра - входят в дизайн интерьера группы.
• Открытости и закрытости (природе, культуре и обществу).
• Учета половых и возрастных различий детей.
Окружающая обстановка в группе спроектирована так, что ребенок имеет возможность не только менять ее по своему усмотрению, но и пользоваться любым предметом. Расположение обстановки обеспечивает легкий доступ к любым видам деятельности.
В группах имеется достаточное количество дидактических игр и пособий, настольно-печатных игр, направленных на социальное, эмоциональное и нравственное воспитание дошкольников. Все игры педагогически целесообразны, соответствуют возрасту детей, имеют эстетичный вид, побуждают детей к содержательному, духовному общению.
На территории ДОУ функционируют 5 участков для детей раннего возраста и дошкольного возраста. Все участки оснащены оборудованием для физического развития, эстетического. На всех участках соответственно возрасту детей имеется игровое оборудование, сказочные персонажи.
Показатели предметно-развивающей среды и материально-технического оснащения:
1. Музыкальный зал.
2. Комната сказок.
3. Физкультурный зал.
4. Сенсорно-игровая комната (в летний период).
5. Изостудия (летом)
6. Театральная площадка.
7. Экологическая тропа.
8. Спортивная площадка:
Футбольное поле (травяное покрытие,
Баскетбольное поле (искусственное покрытие,
Тропа здоровья,
Беговая дорожка,
Оборудование для метания, лазания, прыжков.
9. «Подворье Федоры» - огород.
10. Ягодник.
11. Фито поляна.
12. Водоем.
13. «Владения Айболита» - лекарственные растения.
14. Альпийская горка.
15. Площадка ПДД.
Территория ДОУ озеленена: деревьев - 20,кустарников -10 видов, цветы-40.