Оксана Цыганова
Развивающая среда своими руками (консультация для воспитателей)
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. С помощью чувств ребёнок получает реальные представления об окружающей его жизни. Сенсорное воспитание никогда не потеряет своей актуальности, т. к. с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Сензитивный период сенсорного развития длится обычно от 0 до 5 с половиной лет.
Публикация «Развивающая среда своими руками (консультация для воспитателей)» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Оформление детских садов
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Знания, полученные словесным путём и не подкреплённые чувственным опытом, для детей неясны и неотчётливы. Без обогащения чувственного опыта у детей возникают самые фантастические представления об окружающей действительности. Таким образом, становится ясно, что сенсорное развитие является базовым для успешного овладения многими видами деятельности, а значит, необходимо искать наиболее оптимальные пути для сенсорного развития детей.
Изучив обследования уровня развития детей по методикам, предложенным О. М. Дьяченко, Сысоевой, Е. А. Стребелевой, Забралиной, Боровик, для практической работы с детьми разработала диагностирование с помощью сенсорных уголков.
Сенсорные уголки могут быть использованы по-разному. Всё зависит от целей коррекционной работы, индивидуальных особенностей и возраста детей.
Играя в сенсорном уголке, ребёнок учится ориентироваться на плоскости, различать и правильно называть основные цвета и два-три их оттенка, правильно определять геометрические фигуры, их размеры. Предлагаемые игры предназначены для диагностической работы с детьми 3 - 4 лет.
1. Уголок «Девочка в фартуке» - используется для диагностики умения различать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны предмета; для определения способности ребёнка соотносить, дифференцировать цвета и оттенки.
2. Уголок «Пуговица в шторах» - для выявления сформированности представлений о величине (размере); способности различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; сравнение одинаковых по форме и различных по величине предметов.
Оборудование: В уголке находятся пуговицы разного размера (большие, маленькие, средние, разного цвета, пришиты на шторы. Им соответствуют петли разного размера.
Процедура проведения. Ребёнок показывает маленькую (большую) пуговицу, находит одинаковые по величине, цвету или форме. Затем ребёнку предлагаю рассмотреть пуговицы и сказать, чем они похожи и чем отличаются. Расстёгиваю пуговицы, а малыш сам их застёгивает и описывает цвет, форму, размер. Какие петли и почему он для них брал? Предлагаю ребёнку застегнуть пуговицы, одинаковые по цвету (размеру, форме).
3. Уголок «Сенсорная доска» - для выявления сформированности представлений о пространстве, умения ориентироваться, для развития элементов логического мышления.
Оборудование: Каждая сторона доски окрашена в определённый цвет. Цвета для покраски были выбраны по результатам обследования, которое показало, что чаще всего дети путают оранжевый и жёлтый цвета, синий и зелёный.
Процедура проведения. Предлагаю ребёнку рассмотреть доску и определить цвета её частей. Найти картинку с изображением такого же цвета, как и часть доски, к которой ребёнок подошёл. Например, поместить апельсин в нижнем левом углу, в верхнем правом углу. Провожу игры «Четвёртый лишний», «Угадай, чего не стало», «Что изменилось?»
4. Уголок «Клубочки» - для развития мелкой моторики, подборе предметов по цвету, формирования представлений о длине.
Оборудование: Подобраны три клубка ниток разного цвета и качества: шерстяные, пуховые, синтетические.
Процедура проведения. Снимаю клубочки с окошек домиков, разматываю их, прошу ребёнка смотать белый (сиреневый, тёмный) клубок и найти для каждого клубка домик такого же цвета. Потрогать нитки. Какие они? (Шерстяные, колючие, мягкие, приятные на ощупь и т. д.)
Рассказываю сказку о разных вещах, сделанных из ниток. Прошу взять в руки жёлтый клубок и сказать, какого цвета (формы, качества) клубок. Ребёнок должен размотать клубок так, чтобы получить длинную (короткую) нитку; успеть смотать клубок, пока не закончится музыка.
5. Уголок «Цветочная поляна» выполнен из бросового материала (цветных пробок от пластмассовых бутылок, которые нужно вкрутить, подобрав соответствующий цвет кольца).