Папки-передвижки

Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».

Наталья Харитинина
Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».
▼ Скачать + Заказать документы

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развития. Решение этих задач невозможно без создания современной предметно-развивающей среды, обеспечивающей психологическим и возрастным факторам в развитии ребёнка.

Публикация «Статья „Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста“,» размещена в разделах

Исследование проблемы создания в ДОУ предметной среды в психолого- педагогической науке ведутся давно. Большой клад в изучении её внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В 90-е годы прошлого века вопрос опредметно-развивающей среде с позиции психологии детства активно разрабатывался В. А. Петровским, Л. М. Клариной, Л. А. Смывиной, Л. П. Стрелковой и многими другими.

Общеизвестно, что реализация педагогического процесса не может быть оторвана от развивающей среды, в которую внедрено содержательный компонент образования ребёнка. В этой связи главное требование к организации предметно- развивающей среды выступает её адекватность к реализуемой в ДОУ программе,её особенностям её важнейшим факторам организации всего образовательного и творческого подхода к развитию детей.

Личностно-ориентированное образование как один из ведущих принципов реализации гуманистического подхода в современной практике построения образовательного процесса невозможно без учёта характера и содержания предметно- развивающей среды. Основополагающие идеи построения развивающей среды в ДОУ мы находим в специально разработанной учёными «Концепции построения развивающей среды в ДОУ», под руководством В. А. Петровского .

Именно в ДОУ возможна организация такой среды, направленной на «гармонизацию с точки зрения количества, разнообразия, неординарности, изменчивости, степени влияния на личность ребенка» всех ее компонентов, способствующих развитию личности дошкольника. Окружающая среда, в которой живёт и воспитывается ребёнок, имеет различный характер.

В этой связи с этим можно заключить, что её правильная организация и умелое включение ребёнка в активное взаимодействие с ней является одним из условий эффективности педагогического процесса, по отношению к детям различных возрастных групп.

В окружающей ребёнка,построенной среде мы видим возможность наибольшего развития его индивидуальности, с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Психологические исследования в области дошкольного детства, показывают, что основные исходные позиции, подтверждающие воспитательную роль предметно-пространственной среды детского сада заключены заключены в условиях, которые характеризуются:

• содержательностью и эстетической значимостью этой среды

• целенаправленного и систематического отношения детей с эстетическими качествами интерьера, где роль воспитателя является ведущей, организующей восприятие и деятельность ребенка;

• активного приобщения детей к созданию эстетически значимого интерьера, к насыщению его продуктами своей художественной деятельности.

Организуя развивающую предметно- пространственную среду в группе детей разного возраста педагоги руководствуются возрастными и психологическими особенностями детей, в том числе и детям раннего возраста (2-3 лет,поскольку в них заключён ряд важнейших моментов, на которые педагог обращает своё внимание.

Прежде всего, они учитывают, что ранний возраст-это этап индивидуального психического развития, который продолжается от 1 года до 3 лет, и что именно в этом возрасте в ребёнке происходят такие события характеризующие их индивидуальное развитие, как:

• формирование перемещения в пространстве (ходьба, мелкая моторика,за счет чего существенно расширяются возможности познания окружающего мира;

• развитие ситуативно-делового общения с взрослыми и общение со сверстниками;

• формируются когнитивные процессы;

• происходит овладение пассивной и активной речью;

• становятся более определенными аффективная и волевая сферы, формируется самосознания.

Наблюдения показывают, что для психики ребенка этого возраста характерны:

• высокая зависимость от наглядной ситуации,

• психическое отражение функционирует в неразрывной связи с практическими действиями,

• выраженный аффективный характер направленности на внешний мир.

Ведущей деятельностью в этом возрасте выступает предметно-манипулятивная деятельность, в рамках которой происходит овладение культурно- фиксированными способами употребления предметов. При этом формирование предметных действий ребенка неотделимо от его общения с взрослым, которое является ситуативно-деловым. В этот период происходит особенное интенсивное развитие получает речь ребенка. На втором году ребенок уже начинает понимать названия некоторых предметов, с которыми он взаимодействует. На третьем году понимание распространяется и на предметы, которые находятся вне непосредственного опыта ребенка.

К трем годам у детей складываются следующие новообразования, характерные данному возрасту. Это начатки осознания самого себя и на этой основе происходит формирование собственного «я» и самооценки. Замечено, что ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития. А, следовательно, и правильная организация предметно-развивающей среды в этом возрасте не менее важна. Она должна основываться на определенных принципах и отвечать особым требованиям.

Поскольку в раннем возрасте большую информационную роль несёт в себе игрушка, то естественно выступает необходимость учёта требований к ним. Они подразделятся на педагогические, гигиенические и психологические.

Педагогические требования к игрушкам.

Игрушки должны содействовать информированности и разностороннему воспитанию детей; Игрушка должна быть пригодной к использованию одновременно группой детей и инициировать их совместные действия. Игрушка должна быть полифункциональной, что предполагает гибкое её использование в соответствии с замыслом ребёнка, сюжетом игры. Игрушка должна правдиво отражать реальную действительность. При подборе игрушек должны учитываться особенности восприятия цвета детьми разного возраста.

Гигиенические требования к игрушкам.

Для изготовления и внешнего оформления игрушек разрешается употреблять только безвредные материалы и красители. Нельзя использовать легковоспламеняющиеся материалы. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста необходимо изготовлять игрушки из материалов, которые легко поддаются санитарной обработке. Размер не менее 3 см. Игрушки должны быть прочными и надёжными в действии, удобными в пользовании и по весу соответствовать физическим силам ребёнка определенного возраста.

Психологические требования к игрушкам.

Игрушки не должны: Провоцировать ребенка на агрессивные действия; Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным) Наталкивать на игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием. Возбуждать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за рамки компетентности детского возраста.

Публикации по теме:

Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста)Предметно-пространственная развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Среда является важным фактором воспитания и развития ребенка. Программа предусматривает выделение микро- и макросреды и их составляющих.

Предметно-развивающая среда (вторая группа раннего возраста) Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому предметно-развивающая среда должна создавать условия.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возрастаПредметно-развивающая среда в группе раннего возраста Развивающая предметная среда – совокупность природных и социальных культурных предметных средств, ближайшего и перспективного развития ребенка,.

Предметно-развивающая среда в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Какой должна быть развивающая среда в ДОУ? Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой,.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста требует особого подхода. В своей группе "Светлячок" мы попытались.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста Добрый день, уважаемые педагоги! В связи с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного.

Развивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда в группе раннего возраста "Развивающая среда детства -это система,обеспечивающая полноценное развитие детской деятельности и личности ребёнка". В нашей группе-группе.

Развивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возрастаРазвивающая предметно-пространственная среда во второй группе раннего возраста Развивающая предметно-пространственная среда группы «Мишутка» содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональна, вариативна, доступна.

Развивающая среда группы раннего возрастаРазвивающая среда группы раннего возраста Развивающая среда группы раннего возраста. Дорогие коллеги! Я хочу предложить вам своё оформление ясельной группы: игровой, раздевалки,.

Развивающая среда по сенсорному воспитанию детей в группе раннего возраста Сенсорное воспитание - это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов: ощущений, восприятий, представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».
Опубликовано: 28 сентября 2016 в 19:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Статья «Развивающая среда в воспитании детей раннего возраста».» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Харитинина (УИ 814970) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД