Папки-передвижки

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе

Елена Андреева
Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе

Организация предметно-развивающей среды во 2 младшей группе.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы… Е. И. Тихеева

Публикация «Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе» размещена в разделах

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это лежит в основе развивающего обучения.

Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы.

При организации развивающей среды в младшей группе нужно учесть, что дети этого возраста плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять оборудование в группе. Важно помнить, что в младшем возрасте формируются сенсорные способности ребенка, поэтому пространственная предметно-развивающая среда должна создавать условия для развития анализаторов.

Создавая предметно-развивающую среду во второй младшей группе, опирались на принцип активности, стабильности, гибкого зонирования. В группе созданы условия для взаимодействия детей с воспитателем и друг с другом. Также есть уголок уединения, что даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности. Старались обогатить среду такими элементами, которые бы стимулировали познавательную, развивающую, двигательную и иную активность детей.

Содержание предметно-развивающей среды соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается.

Функции предметно-развевающей среды во второй младшей группе :

Познавательная – удовлетворяет потребность ребенка в освоении окружающего мира, стимулирует познавательную активность;

Коммуникативная – стимулирует речевое развитие, позволяет ребенку познать азы общения и взаимодействия;

Оздоровительная – стимулирует двигательную активность, обогащает двигательный опыт, приобщает к культуре здоровья;

Творческая – приобщает детей к творческой деятельности, способствует саморазвитию и самореализации.

В нашей группе предметно-развивающая среда разделена на уголки для самостоятельной деятельности детей:

Уголок детского творчества:

Задачи: Развивать интерес, внимание, любознательность, эмоциональный отклик детей на отдельные эстетические свойства и качества предметов окружающей действительности.

Оборудование и материалы, которые есть в уголке: мольберт; наборы цветных карандашей; наборы фломастеров; шариковые ручки; гуашь; акварель; цветные восковые мелки и т. п. ; кисточки - тонкие и толстые; баночки для промывания кисти от краски; бумага для рисования разного формата; трафареты по темам; пластилин; стеки; печатки; салфетки из ткани и т. п. Много материала, который не виден на полках располагается в пластмассовых ларях под полками.

Уголок сюжетно-ролевой игры «Магазин» :

Задачи: способствовать возникновению игры; развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий; формирование коммуникативных навыков в игре; развитие подражательности и творческих способностей.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: витрина оборудована полками, на которых располагаются безопасные для детей предметы для игры; весы; сумки; корзинки; касса; муляжи овощей и фруктов, т. е. непосредственная атрибутика для игровой деятельности. Малыши знакомятся с новыми для них предметами и учатся действовать с ними. Полученные знания и навыки переносят в повседневную жизнь.

Уголок для игры с конструктором и транспортом. Профессиональная атрибутика:

Задачи: Развивать представления об основных свойствах объемных геометрических, в основном крупных, форм (устойчивость, неустойчивость, прочность, шершавости –гладкости их поверхности, в приобретении умений воссоздать знакомые предметы горизонтальной плоскости (дорожки, лесенки, стульчики и т. д., развивать навыки сотворчества со взрослыми самостоятельного творчества, развивать мелкую моторику пальцев, рук, в приобретении умения строить мебель, горки, дома. Учить понимать видоизменяемость, вариативность конструкции, возможность строительства не только по горизонтали, но и по вертикали. Уметь анализировать объект, видеть основные части детали, составляющие сооружения, возможность создания их из различных форм.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: пластмассовые конструкторы с разнообразными способами крепления деталей ; строительные наборы с деталями разных форм и размеров; мягкие модули; коробки большие и маленькие; маленькие игрушечные персонажи (котята, собачки и др., машинки, для обыгрывания, а также различного вида транспорт.

Дети нашей группы очень любят играть с модулями, напольным строительным материалом. У них игра приобретает сюжетно-ролевый характер. Из конструктора дети строят постройки, необходимые для обыгрывания сюжетов. Очень часто конструктор используем на занятиях, зарядке, на праздниках. Играя с конструктором, наши малыши формируют не только моторику, внимательность, мышление, воображение, но и приобретают трудовые навыки. Для обыгрывания своих построек дети используют атрибуты взрослой профессиональной деятельности: шлемы пожарных, фуражку и жезл полицейских, знакомятся с светофором.

Театральный уголок. Уголок «Парикмахерская» :

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе литературных произведений. Развитие коммуникативных навыков со взрослыми и сверстниками.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: театр настольный, небольшая ширма и наборы кукол (пальчиковых, плоскостных, би-ба-бо, теневой театр и др.); маски для постановки сказок, одежда для ряжения находится, в рядом стоящем комоде. Стараюсь знакомить малышей с различными видами театра. Встреча с куклой помогает детям расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

Рядом с театральным уголком находится уголок парикмахера. Зеркало и парикмахерские атрибуты помогают детям создавать различные образы. А так же учат действовать с предметами и развивают культурно-гигиенические навыки по уходу за собой и друг за другом.

Уголок с техническими средствами обучения :

Задачи: Создать условия для занятия детей, используя современные информационные компьютерные технологии.

В уголке располагается телевизор, проигрыватель для дисков, аудиосистема. Имеются диски, флешнакопители с различными записями и содержанием (музыка, видеофайлы). Например для утренней зарядки используется водеофайлы с записями детских зарядок, дети видят и повторяют движения.

Аудиосистема используется, например: для разучивания детских песен или прослушивания аудиосказок и т. п.

Время диктует свои условия, в нашем современном мире не обойтись без ТСО и ИКТ.

Уголок «Книжный».

Задачи: Формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой; Формирование и расширение представлений об окружающем.

Оборудование и материалы, которое есть у нас в уголке: стеллаж для книг; книжки по программе, любимые книжки детей, книжки-малышки, книжки-игрушки; альбомы для рассматривания; альбом с семейными фотографиями детей группы. В книжной витрине группы я выставляю обычно 4-5 книг, как правило уже знакомые детям, с яркими, крупными иллюстрациями. Срок пребывания книги в уголке определяю интересом детей к этой книге. В среднем срок ее пребывания в нем составляет 2-2,5 недели. В уголке я даю детям первые уроки самостоятельного общения с книгой: знакомлю с уголком книги, его устройством и назначением, учу рассматривать книги за столом (брать книги чистыми руками, перелистывать осторожно, не рвать, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место). Мои малыши любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много яркой красочной и интересной литературы по программе.

Уголок «Музыкальный».

Задачи: Развитие слухового восприятия и внимания; формирование исполнительских навыков; развитие творчества детей на основе музыкальных произведений.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: набор шумовых коробочек; звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, бубен, дудочки, барабан, резиновые пищалки, погремушки и др.); музыкальные дидактические игры; портреты композиторов. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. Помогают создать радостную атмосферу.

Рядом находится книжный уголок.

Уголок «Физкультурный».

Задачи: Создать условия для занятия физическими упражнениями в группе, стимулировать желание детей заниматься двигательной деятельностью. Воспитывать у детей осознанное отношение к своему здоровью. Укрепление мышц нижних и верхних конечностей, профилактика плоскостопия; профилактика простудных заболеваний; укрепление мышц спинного позвоночника, предупреждение сколиоза.

Оборудование и материалы, которые есть у нас в уголке: коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия); мячи; корзина для метания мячей; скакалки; кегли; дуга; кубы; шнур длинный и короткий; мешочки с грузом; ленты разных цветов; флажки; обручи; атрибуты для проведения подвижных игр, утренней гимнастики. Игрушки- самоделки для развития меткости и координации в пространстве. Материалы располагаются на полке, а также в пластиковом коробе, который стоит около полки.

Потребность в движении является важной задачей при организации предметно – развивающей среды.

Уголок «Семья».

Задачи: Формировать представление о сюжетно-ролевой игре. Развивать коммуникативные навыки общения между детьми и взрослыми. Учить использовать свои жизненные и бытовые навыки в игре.

Оборудование и материалы: стол и стульчики, кухонная мебель и посудка (наборы посудки в шкафчике, посудка для приготовления пищи, чайная и столовая, столовые приборы, полка с куклами, шкафчик с кукольной одеждой, кровать с пастельными принадлежностями. Имеются детские игрушечные компьютеры.

Уголок «Уединения».

Задачи: Создать условия для уединения и разрядки окружающей обстановки. Уголок даёт ребёнку чувство психологической защищённости, помогает развитию личности.

Оборудование: диванчик, стол, стульчик. Уединившийся ребёнок может расположиться в этом уголке, взяв с собой книгу, настольную игру или предметы для индивидуального манипулирования.

Уголок для развития мелкой моторики рук и сенсорных эталонов.

Задачи: Развитие мышления и пальчиковой моторики, освоение операций вкладывания, наложения, соединения частей в целое; развитие зрительного восприятия и внимания; формирование обследовательских навыков; знакомство с геометрическими фигурами и формами предметов; обучение группировки предметов по цвету, размеру, форме; выявление отношения групп предметов по количеству и числу (много, мало, один); развитие способности использовать речь для определения смысла своих действий; формирование умения группировать предметы, последовательно составлять картинки; обогащение активного словаря детей; формирование умения описывать и называть предметы на картинках.

Материалы: Крупная мозаика, объемные вкладыши из 5-10 элементов, сборные игрушки, пирамидки (из 6-10 элементов, шнуровки, игры с элементами моделирования и замещения, лото, парные картинки и другие настольно-печатные игры. Комплект геометрических фигур, предметов различной геометрической формы, счетный материал. Блоки Дьенеша. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе : домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы, овощи, фрукты, продукты питания, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода.

Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т. п.).

Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации).

Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения).

Дети очень любя дидактические игры, игры-лото и многие другие. Материал уголка я использую как на занятиях, так и для индивидуальной работы с детьми.

Уголок для развития логического мышления и ранней профессиональной ориентации.

Задачи: Развитие логического мышления и речи. Создание условий для ранней профессиональной ориентации детей.

Материалы: игры для развития логического мышления, наборы картинок о разных профессиях, мелкие игрушки, кубики, настольные игры: «Парочки», «Собери картинку» и т. п.

Материал помогает детям развивать мышление, речь, а также ориентироваться в действиях и разных профессиях.

Уголок с природным и бросовым материалом, для детского творчества и экспериментирования.

Задачи: Экологическое воспитание и образование детей. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Материалы: материалы располагаются на полке в контейнерах, картинки по временам года, муляжи овощей и фруктов; изготовлены поделки из природного материала; материал для организации экспериментирования : микроскоп, лупы, зеркала, песочные часы, фонарик, ёмкости (стаканчики, мерки, воронки, трубочки); природный и бросовый материал, вата, бумага разных сортов, цветные стеклышки, лейки, палочки для рыхления земли, комнатные растения с крупной листовой пластиной (не вызывающие аллергии у детей). Дополнительный природный и бросовый материал располагается в пластиковом коробе.

Дети учатся использовать природный и бросовый материал для реализации своих творческих задумок (поделки, постройки, эксперименты). С помощью воспитателя дети учатся ухаживать за комнатными растениями.

Уголок для обучения и детского творчества.

Задачи: Создание условий для обучения и детского самовыражения. Учить использовать различные средства в творчестве и обучении.

Материалы: магнитная доска (она же используется для изображения мелом, мелки разного цвета, магниты, различные картинки (семейные фотографии, сюжетные картинки, картинки по тематическим неделям).

Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.

Предметно-развивающая среда группы максимально приближена к интересам и потребностям каждого дошкольника. Мы старались, чтобы ребенок имел возможность заниматься любимым делом в выбранном им мини уголке.

В группе всё доступно каждому ребёнку, соответствует возрасту и учитывает его индивидуальные особенности и возможности развития. Созданы условия для накопления творческого опыта, применения своих знаний и умений, в ситуации действия со знакомыми или совсем не знакомыми объектами.

Учитывая то, что игра для ребёнка дошкольного возраста является ведущим видом деятельности, мы старались подобрать атрибуты, позволяющие строить сюжеты игр, подражать тому миру, который ребёнок познаёт. Игровая среда меняется со сменой педагогических задач, с изменением роли самой игры.

Особое внимание мы уделяем созданию условий для легкой адаптации детей с целью снижения уровня тревожности каждого ребенка.

Предметно – пространственная среда группы создает комфортное настроение, способствует эмоциональному благополучию детей.

Дети очень восприимчивы к окружающему, поэтому вся обстановка группы имеет большое воспитательное значение.

Публикации по теме:

Организация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды во второй младшей группе Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана в соответствии с требованиями ФГОС ДО и основной образовательной программы.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группеОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе Сегодня, уважаемые коллеги, я хочу пригласить вас в нашу группу, где вы сможете познакомиться с развивающей предметно – пространственной.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе Уважаемые коллегии, делюсь с Вами организацией своей ППРС во 2 младшей группе. Хотелось бы отметить, что всего за 3 месяца мне удалось.

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики»Организация предметно-развивающей среды в группе «Лучики» Задача педагога состоит в умении моделировать предметно-пространственную развивающую среду, которая бы позволила ребёнку проявлять творческие.

Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского садаОрганизация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Организация предметно-развивающей среды в средней группе детского сада Воспитатель МБДОУ «Детский сад №24» Литвинова Наталья Александровна.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе.Организация предметно-развивающей среды в старшей группе. Детский сад – особое учреждение, практически это второй дом для его сотрудников и детей. А свой дом всегда хочется сделать уютным и теплым.

Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки»Организация предметно-развивающей среды в старшей группе «Почемучки» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта. Сегодня хочу поделиться с Вами организацией предметно-развивающей среды в.

Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группеОрганизация предметно-развивающей среды во второй младшей группе "Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 летОрганизация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе общеразвивающей направленности с 3 до 4 лет. Федеральные государственные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Организация предметно-развивающей среды во второй младшей группе
Опубликовано: 2 января 2020 в 12:08
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД