Развивающее занятие в подготовительной группе «Жил — был самовар»

Лидия Николаевна Исакова
Развивающее занятие в подготовительной группе «Жил — был самовар»

Цель: приобщить детей к русской народной культуре, расширять общий кругозор,

знакомить с традицией чаепития на Руси, историей появления самовара,

воспитывать патриотизм, любовь к своей Родине, правилами поведения за

столом.

Оборудование: самовары: электрический, дровяной; иллюстрации и картинки с

изображением различных самоваров, загадки, пословицы, физминутки,

сушки, сахар, баранки, презентация.

Ход занятия

1. Орг. момент. Дети заходят в русскую избу и становятся полукругом.

Очень часто за событиями и сутолокой дней

Старины своей не помним, забываем мы о ней.

И хоть более привычны нам полёты на Луну,

Вспомним русские обычаи, вспомним нашу старину.

Воспитатель: Ребята, в нашем сундуке лежит интересная вещь.

Я загадаю загадку, а вы, отгадав ее, узнаете, что же это такое.

Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится-

Пригласит чайку напиться. (Самовар)

Воспитатель: Да. Это самовар. Давайте посмотрим

(дети рассматривают самовар)

Беседа:

Воспитатель: Это русский самовар. Самовар это предмет народного быта он предназначен для разогрева воды. О популярности чая надо сказать особо: недаром русские, конкурируя с англичанами, считают себя едва ли не самыми большими любителями чая в мире. Наши талантливые предки и тут проявили себя. Не удовлетворившись простым чайником, который использовали в других европейских странах, в Туле изобрели самовар. Вода в нем быстро закипала и долго не остывала, а для растопки годилось все: и щепочки и шишки. Самовары получили очень широкое распространение. Были они самыми разными. Вот, например, обратите внимание на форму самоваров. Их делали круглыми, цилиндрическими, конусообразными, квадратными. А в качестве материалов для изготовления использовали серебро, медь, железо и даже фарфор.

Просмотр фильма- презентации «Самовар».

Воспитатель: Самовары искусно украшали. Так, ручки, ножки, кран самовара могли быть выполнены в виде рыб, львов, петухов, …

На поверхности иногда делали надписи типа: «Самовар кипит, уходить велит», «Где есть чай, там и под елью рай»

Игра «Достань платочек»

Русская народная игра проводилась на ярмарках и праздниках. Платок подвешивали на шесте или веревке, достать его можно было, только высоко подпрыгнув. Побеждает тот, кто выше всех подпрыгнет и достанет платок.

Воспитатель: Давайте внимательно рассмотрим самовар и расскажем из чего он

состоит, какие украшения вы увидели.

1. Сам самовар стоит на ножках.

2. У него есть ручки с двух сторон, чтобы его переставлять.

3. Кран поворачивается влево и в вправо, чтобы налить воду в чашку.

4. Вода заливается сверху, когда откроешь крышку.

Воспитатель: Молодцы! Несмотря на появление газа и электричества, самовар сохранился. Правда, в последние годы самовары делают, в основном, электрические (для использования в быту) или декоративные (для подарка в качестве русского сувенира). Однако если спросить своих друзей и знакомых, то окажется, что самовар есть почти в каждом доме или на даче.

Много старинных обычаев было на Руси. Но один из самых замечательных – это чаепитие. В старинной русской избе под шумок самовара велся согревающий душу и сердце разговор.

Традиция собираться всей семьёй за чаем сохранилась и до наших дней. Сейчас трудно представить наш завтрак без чашки чая. Чай – прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, поднимает настроение, придаёт бодрость, снимает усталость.

Учёные установили, что чай укрепляет иммунитет, усиливает сопротивляемость организма различными инфекциям, снимает головную боль, устраняет расстройство желудка. Особенно хорошо утоляет жажду и быстрее восстанавливает силы чай с лимоном.

Стихотворение про чай

Чай горячий, ароматный

И на вкус весьма приятный,

От недугов исцеляет

И усталость прогоняет, силы новые даёт

И друзей за стол зовёт.

С благодарностью весь мир

Славит чудо – эликсир.

К чаю традиционно подают сушки, сухари, бублики, мелко колотый сахар, разные варенья. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.

Сверху пар, снизу пар –

Шипит наш русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Вот так мы живем:

Пряники жуем, чаем запиваем,

Всех в гости приглашаем.

Воспитатель: А кто же первый отгадает мои загадки?

Четыре ноги, два уха, Мы в пакете сто нулей

Один нос да брюхо. (Самовар) С маком замечаем.

Бабушка, чаек налей,

Их сгрызем за чаем. (Баранки)

Бабушка из сладких ягод Маленькое, сдобное

Наварила что-то. Колесо съедобное.

И его нам хватит на год Я одна тебя не съем,

К чаю и в компоты. (Варенье) Разделю ребяткам всем. (Бублик)

Самовар долгое время был вещью дорогой, роскошной. Относились к нему очень бережно и передавали по наследству от родителей детям как ценное имущество. Ставили самовары не на кухни, а в гостиной, на самоварный столик как украшение.

В богатых семьях было по два самовара: один – повседневный, а другой – праздничный.

Гостей угощали только из праздничного самовара.

Первой фабрикой, которая стала изготовлять самовары, была фабрика Шмакова.

Это было 225 лет назад. Потребность в самоварах была так высока, что вскоре почти в каждом городе появились свои самоварные мастерские или фабрики. Но «самоварной столицей» стала Тула (столица это главный город). Каких только самоваров они не делали!

(просмотр видео сюжетов или подборку картинок на выставке)

В наше время, если кто и пользуется самоваром, так чаще только электрическим. Но о старинном самоваре не забыли. Во всем мире он остался одним из символов России – символом русского гостеприимства.

Воспитатель: Самовар, самовар!

Старый медный самовар!

Может, стал ты слишком стар?

Всё стоишь, да пыхтишь

Всё никак не закипишь.

Самовар: Что вы, что вы?

Как не стыдно?

Даже слушать мне обидно!

Как сейчас разозлюсь,

Как сейчас рас- ки- пя- чусь!

Всё во мне уже клокочет,

Всё кипит.

Кто чаю хочет?

Дети: Наливай, наливай самый вкусный свежий чай.

Воспитатель: Дети, есть также такая традиция в русском чаепитии: когда гость

напился, он не говорит об этом хозяину, а что делает? - переворачивает

пустую чашку на блюдце…

Ну, что пойдём пить чай?

Восточное изобретенье –

К нему желательно варенье.

Но если такого нет,

Сойдёт и парочка конфет.

Напитка и в жару нет лучше,

Да и на Севере зимой:

Он в зной облегчит вашу душу,

Согреет зимнею порой. Что это? (чай)

Воспитатель: С каким предметом народного быта мы сегодня познакомились?

Где производят самые известные самовары?

Как можно в современной жизни использовать самовар?

Публикации по теме:

«Жил-был гном…». Мастер-класс оформления стенгазеты«Жил-был гном…». Мастер-класс оформления стенгазеты И, снова - здравствуйте! Я рада приветствовать на своей страничке всех своих друзей и гостей! Ряд внезапных событий, плавной чередой.

«Жил да был звездочет». Конспект НОД по конструированию«Жил да был звездочет». Конспект НОД по конструированию Конспект непосредственной образовательной деятельности по конструированию, чтению художественной литературы, ознакомлению с окружающим миром.

Конспект образовательного мероприятия с детьми второй младшей группы «Жил-был зайчик» Цель: Создать условия для разностороннего развития детей на основе комплексного освоения темы «Дикие животные» Задачи: Продолжать поощрять.

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Жил-был микроб» Цель: - развивать интерес у детей к собственному здоровью, развивать умения и навыки безопасной жизнедеятельности как средства личной защиты.

Конспект занятия по познавательному развитию, раздел ФЭМП в старшей группе «Жил –был Гном» Программное содержание: Цель: упражнять в использовании полученных математических представлений разного содержания в игровых и жизненных.

Конспект интегрированного занятия по рисованию «Жил да был чёрный кот» для детей 6–7 летКонспект интегрированного занятия по рисованию «Жил да был чёрный кот» для детей 6–7 лет ОД Рисование на тему: «Жил да был черный кот».Конспект интегрированного занятия. (для детей 6-7 лет) Цель: • Развитие эмоциональной отзывчивости,.

Проект по ранней профориентации дошкольников «Жил да был паровоз» Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 56 ОАО «РЖД» «Жил да был Паровоз» ПРОЕКТ проект по железнодорожной направленности,.

Сценарий осеннего развлечения в младшей группе «Жил-был у бабушки…» «Жил-был у бабушки….» Программное содержание: напомнить детям о приметах осени- о главном осеннем явлении- листопаде; воспитывать дружелюбие,.

Спортивно-оздоровительный час «Жил-был мяч…» для детей старшего дошкольного возрастаСпортивно-оздоровительный час «Жил-был мяч…» для детей старшего дошкольного возраста Цель. 1. Уточнять и расширять знания детей о различных видах спорта. 2. Совершенствовать двигательные навыки в упражнениях с мячом. 3. Развивать.

Сказка «Жил-был стакан…» Жил был стакан. И каждому новому дню он радовался, глядя на мир через витражное окошко буфета. По дребезжанию его граней можно было различить,.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Развивающее занятие в подготовительной группе «Жил — был самовар»
Опубликовано: 21 января 2018 в 08:24
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Картотека стихов по культурно-гигиеническим навыкам
15 ОКТЯБРЯ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ МЫТЬЯ РУК. СТИХИ ПРО УМЫВАНИЕ *** Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался, Вымыл ротик, Вымыл носик, Вымыл...
Фотоотчет «Осенний альбом»
Сегодня, дорогие коллеги, хочу познакомить вас с "Осенним альбомом". Лет десять назад в нашей группе был реализован проект "Времена года". И одним из...
Конспект наблюдения за берёзой в октябре в средней группе
Цели: продолжение знакомства с березой. Задачи: - учить выделять характерные признаки дерева и изменения, связанные с временем года; - воспитывать...