Татьяна Крючкова
Развивающие функции малых поэтических форм в работе в детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск результативных, эффективных методов и приемов подхода к малышу, которые позволят установить с ним двусторонний контакт. Детский возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через поэтические произведения.
Публикация «Развивающие функции малых поэтических форм в работе в детьми раннего возраста» размещена в разделах
С поиском современных моделей воспитания, в настоящее время возрастает интерес к малым стихотворным формам, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Стихи - одно из действенных и ярких ее средств, имеющие огромные дидактические возможности. Знакомство с поэтическими произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.
Целенаправленное и систематическое использование поэтических произведений в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Первое знакомство ребенка с поэзией начинается с малых фольклорных форм : пестушек, потешек, прибауток. Несмотря на то, что они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, таят в себе великие жанровые богатства.
Стихи для детей, созданные взрослыми, включают в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки. Эта область поэтического творчества представляет собой одно из средств педагогики.
Поэзия пестования, материнская поэзия открывается колыбельными песнями, назначение которых убаюкать, усыпить младенца. Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками – пестушками. Их назначение – вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки – стишки и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.
Быстротечность и значимость первых лет жизни ребенка предъявляют особые требования педагогу, работающему с детьми раннего возраста, а именно: он должен хорошо знать возрастные особенности детей, видеть индивидуальность каждого малыша, прогнозируя «зону ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Все это позволит многое дать малышам в плане их умственного развития. Педагог должен знать, что дети раннего возраста имеют неповторимые особенности в развитии и учитывать это при ознакомлении их с поэзией.
Нельзя забывать, что словарный запас детей дошкольного возраста невелик, стихи должны соответствовать уровню развития детей. Интонация, с которой они произносятся воспитателем, должна быть понятна детям. Простые, короткие побуждают детей к действию, произнесенные на распев, негромко, ласково, успокаивают их, настраивают на сон, отдых.
Простота и мелодичность звучания помогают детям запомнить стихи и потешки. Поэтическое слово действует на детей сильнее, в первую очередь, на чувства, вызывает эмоциональное отношение к содержанию.
В раннем возрасте важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. Увеличить запас слов помогают малые формы поэтических произведений, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Ритмичность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить их, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Таким образом, поэзия активно входит в круг детского чтения и хорошо воспринимается детьми раннего и дошкольного возраста, но каждому возрасту свойственны свои особенности восприятия.