Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста

Ирина Малиновская
Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста

В. А. Сухомлинский сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста

Известно, что игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По этому поводу М. Монтель писал, что «игры детей – вовсе не игры, а правильнее смотреть на них как на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста». Действительно в игре детьми легче усваиваются новые знания, умения, закрепляются навыки.

Предложенные развивающие игры помогут систематизировать представле-ния детей об их внешнем виде, развить у ребенка способность познавать себя посредством осознания своих чувств, знаний, умений, личностных качеств. Игры сформируют у малышей представления о помощниках человека (глаза, уши, нос, рука, язык, умение выделять его общие и отличительные признаки. Игры будут способствовать повышению интереса к познанию себя и сверстников, воспитанию в ребенке самоуваже-ния, формированию положительного отношения к себе и позитивной са-мооценки. Игры помогут воспитателю интересно организовать взаимодействие с воспитанниками по формированию представлений о человеке.

«Ласковый пальчик».

Дети становятся друг за другом, в конце шеренги — воспитатель. Он говорит: «Сегодня мы будем рисовать пальчиком на спинке друг у друга. Нарисуем помидор, мячик, тарелку, огурчик, платок, салфетку, книгу, крышу». Дети рисуют на спине впереди стоящего ребенка.

«Кукла Катя».

Цель: формировать умение выделять общие и отличительные признаки человека и его подобия — куклы.

Воспитатель рассказывает ребятам, что к ним в гости пришла красивая кукла.

Воспитатель: Куклу зовут Катя. Давайте поздороваемся и познакомимся с ней.

Каждый ребенок здоровается с куклой, называя свое имя. Далее, под руководством воспитателя, дети рассматривают куклу, показывают, что есть у куклы. Идет сравнение человека и куклы (Чем люди похожи на куклу? Чем кукла отличается от человека)

«Что мы умеем делать?»

Воспитатель рассказывает: Наша голова умеет поворачиваться при помощи шеи в разные стороны, давайте повернем голову влево, вправо, вперед, назад. Дети выполняют движения вместе с воспитателем.

Воспитатель: Наше туловище умеет поворачиваться и наклоняться в разные стороны — влево, вправо, вперед, назад (дети наклоняются вместе с воспитателем).

Воспитатель: Что умеют делать наши руки? (Наши руки умеют хлопать, рисовать, лепить, брать, давать, махать.)

Воспитатель: Что умеют делать наши ноги? (Наши ноги умеют бегать, прыгать, приседать, перешагивать, перепрыгивать.)

Дети выполняют действия вместе с воспитателем.

Логоритмическая игра «Это я»

Дети произносят слова и выполняют движения в соответствии с текстом.

Это глазки. Вот, вот. (Показывают сначала один глаз, затем — второй)

Это ушки. Вот, вот. (Берутся за мочку левого уха, затем — правого)

Это нос. Это рот. (Левой показывают нос, правой —рот)

Там спинка, тут живот. (Левую ладошку кладут на спинку, правую — на живот)

Это ручки! Хлоп-хлоп. (Протягивают обе руки, потом хлопают)

Это ножки! Топ-топ. (Руки на поясе, два раза топают)

Ох, устали, вытрем лоб. (Ладонью проводят по лбу)

Игра с зеркалом

Воспитатель предлагает взять детям зеркала и рассмотреть свое лицо: какого цвета глаза, какого цвета волосы.

Вариант:

Обратить внимание детей на различное эмоциональное выражение: веселое, грустное, злое, удивленное. Предлагает детям изобразить их.

Игра-загадка «Угадай, кто это?»

Воспитатель: Ребята, я буду рассказывать о ком-нибудь из вас, а вы будете угадывать, кто это. Воспитатель последовательно описывает внешний вид всех детей. Дети угадывают, о ком идет речь.

Воспитатель рассказывает о каждом из детей: «У нас есть девочка, у нее светлые длинные волосы, синие глаза, одета в красное платье в белый горошек, желтые сандалики. Кто это?». Дети называют ребенка по имени.

Подвижная игра «Пляшут наши детки!»

Дети вместе с воспитателем выполняют движения в соответствии с текстом, по возможности повторяют слова текста.

Где же, где же наши ручки? (Разводят руками, удивленно смот-рят

Где же наши ручки? друг на друга)

Нету наших ручек! (Прячут руки за спину)

Вот, вот наши ручки! (Выставляют руки вперед, поворачивают Вот наши ручки! ладошки вверх - вниз)

Пляшут, пляшут наши ручки! (Показывают «фонарики»)

Пляшут наши ручки!

Где же, где же наши ножки? (Разводят руками, удивленно смот-рят

Где же наши ножки? друг на друга)

Нету наших ножек!

Вот, вот наши ножки! (Обхватывают ноги руками)

Вот наши ножки!

Пляшут, пляшут наши ножки! (Ритмично хлопают ладошками по ногам)

Пляшут наши ножки!

Где же, где же наши детки? (Разводят руками, удивленно смотрят

Где же наши детки? друг на друга)

Нету наших деток! (Закрывают лицо ладошами, приседают)

Вот, вот наши детки! (Встают в полный рост, разводят руки в стороны)

Пляшут, пляшут наши детки! (Пританцовывая, поворачиваются вокруг

Пляшут наши детки! себя)

Графическая игра «Моя ладошка»

Воспитатель предлагает детям взять карандаш (фломастер, положить ладошку на середину листа и обвести ее, раскрасить разными цветами каждый пальчик. Можно предложить нарисовать на пальчиках смешные рожицы.

Игра-приветствие

Игра может выполняться утром перед завтраком. Дети вместе с воспитателем произносят слова текста:

Становитесь, дети, в круг, (дети становятся в круг)

Я — твой друг и ты — мой друг, (протягивают левую руку друг другу, затем правую)

Дружно за руки возьмемся (идут по кругу)

И друг другу улыбнемся. (улыбаются)

«Солнечный лучик»

Воспитатель говорит: «Сегодня мы так много играли, что слегка устали. Присели отдохнуть и задремали». Дети садятся на стульчики (или ложатся на ковер, закрывают глаза.

Воспитатель: Ребята, к нам в комнату заглянул солнечный лучик и захотел поиграть с вами. Дотронулся солнечный лучик до глаз и глаза открылись, заморгали, посмотрели вверх, вниз, вправо, влево. Затем лучик коснулся бровей и они зашевелились, дотронулся до носа и он сморщился. Дотронулся лучик до наших губ и губки улыбнулись. Вот так!

Дети выполняют действия в соответствии с рассказом воспитателя.

«Угадай на вкус»

Воспитатель предлагает детям попробовать разные продукты и угадать, что они съели. Он задает детям вопрос: «Какой по вкусу?» (Сладкий, соленый, горький, кислый)

«Волшебный мешочек»

Воспитатель предлагает каждому из детей достать из «волшебного мешочка» предметы и игрушки из разных материалов (ложка, мягкая игрушка, мяч, машинка, расческа, кубик и др.). Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Найди в мешочке мячик и т. д.». Дети ощупывают мешочек и находят названный предмет или игрушку. Воспитатель спрашивает «Мячик какой?».

Ребенок должен назвать признаки предмета (круглый, резиновый)

Логоритмическая игра «Дружно ручки поднимаем»

Воспитатель вместе с детьми произносит слова, а дети выполняют двужения в соответствии со словами текста.

Дружно ручки поднимаем,

Ручки вниз мы опускаем.

Кулачки мы крепко сжали.

Кулачками постучали.

Ножками затопали:

Топ,топ,топ.

Ручками захлопали:

Хлоп, хлоп, хлоп.

«Угадай, чего не стало»

Воспитатель раскладывает все предметы и игрушки на столе (4 – 5 штук). Затем предлагает детям поиграть. По команде воспитателя: «Раз, два, три — не смотри», дети закрывают глаза, воспитатель прячет какой-нибудь предмет. По команде: «Раз, два, три — смотри», лети называют игрушку, которой не стало. Игра повторяется несколько раз.

Воспитатель подводит итог: кто помог угадать предметы? (ручки).

«Угадай по звуку»

Воспитатель за ширмой издает звуки на различных музыкальных инструментах (можно предметы и жействия – рвать бумагу, переливать воду, щелкать языком и т. п.) дети угадывают и называют звуки, действия.

Воспитатель подводит итог: кто помог услышать звуки? (уши).

«Угадай по запаху»

Воспитатель предлагает детям понюхать баночки с различными запахами (ванилин, духи, апельсин, мыло, чеснок, укром, ветки ели или сосны). Дети навыкают запах.

Воспитатель подводит итог: кто помог узнать запах? (нос).

«Доскажи словечко»

Воспитатель читает детям загадки, интонацией побуждая их угадать слово, подходящее по смыслу и рифме:

Оля слушает в лесу,

Как кричат кукушки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ушки).

Оля смотрит на кота,

На картинки-сказки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (глазки).

Оля ягодки берет

По две, по три штучки.

А для этого нужны

Нашей Оле. (ручки).

Оля нюхает в саду

Чудный запах роз

И для этого нужен

Нашей Оле. (нос).

«Познакомились»

Воспитатель держит в руках игрушку (по выбору воспитателя, в зависимости от темы занятия). Гость здоровается: «Здравствуйте, ребята! Вы — ребята-котята? (Нет.) Вы ребята-мышата? (Нет.) Вы ребята-цыплята? (Нет.) А кто же вы? Как вас ласково зовут?

«Гость» по очереди обращается к каждому из детей, дети называют свое имя. Гость: Вот мы и познакомились.

«Вот такая вот петрушка»

Воспитатель произносит текст стихотворения, а дети после каждой строчки проговаривают в заданном ритме короткие слова-кричалки и со-провождают их жестами:

Заиграла погремушка: Хлоп- хлоп-хлоп-хлоп! (Дети хлопают в ладоши)

Вдруг затопала Марфушка: Топ- топ-топ-топ! (Дети топают ногами)

И заквакала лягушка: Ква-ква- ква-ква! (Дети изображают лягушку)

Ей ответила болтушка: Да-да-да- да! (Дети кивают головой)

Застучала колотушка: Тук-тук - тук-тук! (Кулачками изображают молоточки)

Вторит ей в ответ кукушка: Ку-ку, ку-ку! (Складывают ладони рупором)

Запалила громко пушка: Бах-бах- бах-бах! (Кулачками ударяют по груди)

И заохала старушка: Ох-ох-ох-ох! (Хватаются за голову, качают головой)

Завизжала с нею хрюшка: (Прикладывают кулаки к

Хрю- хрю-хрю-хрю! носу)

Зазвенела побрякушка: Бряк- бряк-бряк-бряк! (Ударяют по коленям)

Заскакала попрыгушка: Прыг- прыг-прыг-прыг! (Прыгают)

Вот такая вот петрушка: Все-все- все-все! (Хлопают над головой)

«Ровным кругом»

Воспитатель спрашивает: «Ребята, а что вы умеете делать? Давайте покажем». Дети идут по кругу и произносят:

Мы по кругу друг за другом

Будем весело шагать.

Что нам пальчики (ноги, руки) покажут,

То и будем выполнять.

Воспитатель показывает движение, а дети выполняют их.

«Чем мы это делаем?»

Воспитатель спрашивает детей. Дети отвечают, части тела показывают.

- Ребята, чем мы смотрим? (Глазами.)

- Чем мы слушаем? (Ушами.)

- Чем мы нюхаем? (Носом.)

- Чем мы лижем? (Языком.)

- Чем мы топаем? (Ногами.)

- Чем мы хлопаем? (Руками.)

- Чем мы удивленно пожимаем? (Плечами.)

- Чем мы кусаем? (Зубами.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько вы всего умеете делать!

«Добавь слово»

Воспитатель предлагает детям закончить предложение.

Мы умеем игрушки. (убирать).

Мы умеем пол. (подметать).

Мы умеем цветы. (поливать).

Мы умеем посуду. (мыть).

Мы умеем белье. (стирать).

Мы умеем одежду. (надевать).

Мы умеем карандашами. (рисовать).

«Нарисуй портрет»

Воспитатель раздает детям заготовки-овалы из картона, пластилин и предлагает «нарисовать» глаза, брови, нос, рот.

Подвижная игра «Как живете?»

Воспитатель произносит слова текста, а дети отвечают жестами.

Как живем? Вот так. (Поднимают большой палец вверх)

Как идем? Вот так. (Маршируют)

Как сидим? Вот так. (Приседают на корточки)

Как едим? Вот так. (Имитируют действия с ложкой)

Как спим? Вот так. (Прикладывают сложенные ладошки к щеке)

Как молчим? Вот так. (Прикладывают указательный палец к губам)

Как шалим? Вот так. (Надувают щеки и, хлопая по ним, сдувают)

Игра-приветствие «Вот я какой!»

Воспитатель предлагает детям стать в круг, представиться, назвав свое имя, сказав что-нибудь хорошее о себе (Я — Антошка, я — послушный! Я — Яна, я — хорошая) и т. д.

«Я умею»

Воспитатель предлагает детям встать в круг и рассказывать о своих умениях. Воспитатель начинает первым: «Я умею печь пироги, а ты?». Далее продолжает ребенок: «Я умею считать, а ты?» и т. д.

«Я знаю»

Игра с микрофоном. Воспитатель предлагает детям рассказать о том, что они знают, передавая микрофон по кругу. Начинает воспитатель: «Я знаю, что птицы осенью улетают в теплые края, а ты?». Воспитатель передает микрофон ребенку, а тот говорит: «Я знаю, что зимой идет снег, а ты?» и т. д.

Вариант 1:

Воспитатель говорит: «Ребята, мне известно, что Антошка знает пять названий предметов мебели». Ребенок называет, а все дети считают, хлопая при этом в ладоши.

Затем каждому из детей предлагается по очереди назвать:

• пять названий предметов одежды,

• пять названий видов фруктов,

• пять названий видов овощей,

• пять названий видов обуви,

• пять имен мальчиков,

• пять имен девочек,

• и т. д.

Подвижная игра «Разомнемся»

Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает детям выполнить движения:

• Трем ладошки друг о друга, греем их.

• Прыг, ладошки прыгнули на лицо. Погладили его снизу вверх и сверху вниз. Поклюем его кончиками пальцев, пощиплем лоб, брови, нос, рот, подбородок, шею. Ласково похлопаем по лицу ладошками.

• Прыг, ладошки прыгнули на туловище. Погладили его сверху вниз и снизу вверх. Поклюем его кончиками пальцев, пощиплем свое туловище и снова погладим его вверх-вниз, вниз-вверх.

• Прыг, ладошка правой руки прыгнула на левую руку: погладим ее нежно, поклюем, пощиплем и снова погладим.

• Прыг, ладошки прыгнули на ножки: погладили их сверху вниз, поклевали, пощипали и снова погладили нежно сверху вниз.

• Ладошки снова прыгнули на лицо и нежно его погладили сверху вниз, снизу вверх. Молодцы!

• Повернулись друг за дружкой. Прыг, ладошки прыгнули на спинки тех, кто стоит впереди вас.

• Погладили спинки, слегка пощипали, снова погладили. Молодцы!

«Домики»

Игра с микрофоном. Воспитатель обращает внимание детей на домики с изображением на них настроения. Спрашивает «Какие эти домики? (Веселый и грустный.)

Далее воспитатель рассказывает: «Нам тоже бывает грустно и весело. Мне бывает грустно, когда вы меня не слушаетесь, а тебе, Яна?»

Дети отвечают, передавая друг другу микрофон. Затем воспитатель предлагает детям рассказать, когда им бывает весело.

Далее воспитатель говорит: «Ребята, разные поступки вызывают у нас разные чувства. Посмотрите на эту картинку (показывает картинку, на которой изображен плохой поступок). Какой это поступок? Хороший или плохой? Почему вы так решили? Нам весело или грустно? (Грустно.)

Аналогично проводится работа с картинкой, на которой изображен хороший поступок.

Воспитатель предлагает картинку, которая вызывает грусть, поселить в «грустном» домике, а картинку, которая у нас вызывает радость – в «радостном» домике. Предлагает ребятам расселить картинки по домикам.

Дети раскладывают картинки из игры «Оцени поступок».

«Пожелай себе»

Воспитатель предлагает стать всем детям в круг и по очереди пожелать самому себе что-то очень хорошее. Воспитатель начинает: «Я желаю себе, чтобы дети меня всегда только радовали, а ты, Вика, что желаешь себе?» и т. д.

Подвижная игра «Что умеют наши?»

Воспитатель задает детям вопросы:

• Ребята, а что умеют делать наши глаза? (Моргать, смотреть, открываться, закрываться, плакать, болеть, щуриться.)

• Что умеет делать наш нос? (Дышать, нюхать, морщить ся, сопеть, задираться, сморкаться.)

• Что же умеют делать наши уши? (Слышать, слушать, болеть, краснеть.)

• Что умеет делать наш язык? (Говорить, болтать, дразниться, петь.)\

• Что умеют делать наши руки? (Рисовать, держать, нес ти, здороваться, брать, давать.)

• Что умеют делать наши ноги? (Ходить, бегать, прыгать, стоять, приседать, перескакивать.)

Дети выполняют названные действия вместе с воспитателем.

«Ты — моя частичка»

Игра с мячом. Воспитатель бросает детям по очереди мяч и предлагает ответить на вопросы:

• Я — голова, ты — моя частичка. Ты кто? (Я — волосы, уши, лицо, глаза, бровь, нос.)

• Я — туловище, ты — моя частичка. Ты кто? (Я — шея, плечи, живот, спина.)

• Я – рука, ты моя частичка. Ты кто?

• Я – нос…

• Я – лицо…

• Я – нога…

• И т. д.

Публикации по теме:

Развивающие игры в жизни детей младшего дошкольного возрастаРазвивающие игры в жизни детей младшего дошкольного возраста МБОУ «Ливенская СОШ» "Развивающие игры в жизни младшего дошкольного возраста. " [/b] «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в.

Дидактические игры по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста 1.«ПРИДУМАЙ САМ». Цель. Формировать умение использовать один и тот же предмет в качестве заместителя. Ход игры. Воспитатель (или водящий).

Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультминутка.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развивающие игры и упражнения по формированию представлений о человеке у детей младшего возраста
Опубликовано: 12 января 2019 в 16:29
+159Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 56.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Развиваемся играя-учим цвета» (Изготовление учебно-методических пособий...
Мастер-класс «Развиваемся играя - учим цвета» ( Изготовление учебно-методического пособия для педагогов и родителей) Цель: В этом мастер классе...
Фотоотчёт по выставке «Город снеговиков»
У него морковный нос, И к метели он привык. Любит зиму и мороз. Это белый снеговик. ( Н. Сергиянская) Трудно представить детские площадки зимой без...
Новогоднее оформление группы «В гостях у Снегурочки»
Новый год – это всегда ожидание чуда! А детский сад именно то место, где дети больше всего ждут чудес, волшебства, сказки. И как важно при этом сделать все...
Оформление участка «Зимние забавы».
Зима шагает весело по городам и сёлам. С Новогодними праздниками, кучей подарков, интересными и весёлыми развлечениями для детей и взрослых. Много снега,...
Фотоотчёт «Знакомство с техникой рисования «Оттиск смятой бумагой»
На занятиях по кружковой работе художественно-эстетической направленности мы продолжаем знакомство с новыми техниками рисования. На очередном занятии...