Ольга Веселова
Развивающие игры с пальчиковым театром
▼ Скачать + Заказать документы
Цель моей работы – активизировать движения пальцев с помощью пальчикового театра; развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.
Задачи:
- стимулировать развитие мелкой моторики;
- развивать воображение, память, мышление и внимание;
- помогать развивать словарный запас и активизировать речевые функции;
- формировать творческие способности и артистические умения.
Публикация «Развивающие игры с пальчиковым театром» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковый театр
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Проблема развития мелкой моторики детей становится всё актуальней, так как заметно возрастает количество детей с нарушением речи. Уровень развития речи всегда находится в прямой зависимости от степени развития мелких движений пальцев рук. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на речь ребенка. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.
Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на каждый пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные или всем известные персонажи русских народных сказок. Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть персонажа себе на пальчик, и поиграть. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.
Виды пальчикового театра, которые я использую при работе в своей группе:
Пальчиковый театр «Репка» и «Теремок» - весёлый и полезный способ познакомить 3-4 летних детей с этими русскими народными сказками. Первое знакомство и со сказкой и с кукольным театром на пальчиках можно провести, например, так: Начинаете рассказывать сказку «Посадил Дед репку» (одеваем на мизинчик куклу-Деда). «Выросла репка большая-пребольшая!» (берем репку в свою руку и держим ее около Деда). «Стал Дед репку тянуть. Тянет-потянет, вытянуть не может!» (детская кисть с растопыренными пальчиками двигается как маятник – то к репке, то от репки). «Позвал Дед Бабку» (одеваем на пальчик малышу куколку Бабки). «Бабка за Дедку, Дедка за репку.» (слегка ударяйте вашим указательным пальцем по тому персонажу, который называете). «Тянут-потянут, вытянуть не могут!» (опять совершаем движение-маятник, «вытягиваем» репку). Так, постепенно прибавляем персонажей сказки. Когда все пальчики на одной руке будут заняты куклами-артистами, переодеваем их на вторую руку. После этого «тянем» репку уже двумя ручками – движение-маятник согласованно совершают обе руки одновременно. В финале сказки, когда «Вытянули репку!» слегка толкните ручки ребенка, имитируя «отдачу» от выдернутой репки.
Бумажный пальчиковый театр – прекрасная возможность для развития детей от 3 лет и старше. Причем сфера этого развития очень многогранна : речь, память, мелкая моторика рук, воображение. Для более старших ребят пальчиковый театр из бумаги тоже будет небесполезен. Разыгрывая ее с помощью бумажных кукол дети, говоря за героев сказки, совершенствуют навыки владения голосом. Кроме того, 4-5 летние дети могут принять активное участие в создание кукол, а более старшие и полностью сделать их.
Плоский пальчиковый театр из картона, подходит для детей 5-6 лет. Принцип движения кукол очень прост – в дырочки-прорези вставляют указательный и средний пальцы. Это «ножки» куклы. Теперь она может «ходить». Здесь мы будем «играть в театр». Такие игры будут развивать речь детей – ведь за каждого персонажа нужно говорить определенным голосом, постараться передать его характер. Передать все эти оттенки голосом – интересная и непростая задача для младших дошкольников.
Театр ложек помогает детям освоить приёмы кукловождения. Этот вид театра можно сделать вместе с детьми и их родителями. Для создания этого театра нам понадобились : одноразовые ложки, остатки разных тканей, меха, шерстяных ниток, пуговицы. Можно приклеить готовые бегающие глазки, губы, щеки можно сделать из цветной бумаги или цветной самоклеющей пленки. Кукольный театр создаёт хорошее настроение, обогащает детей впечатлениями, вызывает у них разнообразные эмоции, дети общаются, фантазируют, развивается речь, актёрские способности.
Вязанный пальчиковый театр. Разыгрывание песенки – потешки «Жили у бабуси два весёлых гуся». Все наши артисты – пальчиковые куклы – сделаны своими руками! Дети — режиссеры, постановщики и кукловоды. Сценаристом выступает русский народ. Такая игра не только очень нравится детям, но и имеет огромный развивающий потенциал. Такие пальчиковые «игры в театр» развивают речь, воображение, координацию пальцев. Это настоящая пальчиковая гимнастика. Дети учатся владеть своими руками и пальчиками, координировать их движения, получают приятные тактильные ощущения от соприкосновения с вязаными игрушками. И, безусловно, пальчиковый театр развивает речь. Причем как прямо — дети знакомятся с русскими сказками, учат коротенькие повторяющиеся стишки, стараются произносить их «с выражением», так и косвенно. Ведь развитие мелкой моторики, тонких движений пальчиков стимулирует центры речи.
Мой опыт показывает, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей и на развитие мелкой моторики. Ребята принимают активное участие в показе пальчикового спектакля друг другу (работа в парах, в группах, где они учатся работать в коллективе.