Развивающий проект «Волшебные краски на воде»

Ольга Хороших
Развивающий проект «Волшебные краски на воде»

Введение

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, возникла заинтересованность возможностью применения нетрадиционных приемов изо-деятельности в работе с детьми дошкольного возраста для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. Проект имеет развивающую, художественно - эстетическую направленности. В ходе ее освоения дети приобщаются к древнему искусству Эбру, приобретают практические навыки изобразительного творчества, а также происходит развитие познавательных процессов.

Эбру — это «танец» красок, которые, переплетаясь между собой, создают уникальные узоры. Ведь создать два одинаковых Эбру-рисунка просто невозможно. Эбру— древнее искусство обработки бумаги, которое называют «турецкое мраморирование». Мраморирование — процесс копирования на материал изображения, которое получается из разводов красок, соприкасающихся с водой. Происхождение слова Эбру неизвестно. В персидском языке есть слова “об” (вода) и “ру” (на, соответственно «обру», упрощенное в турецком, как «эбру», значит «на воде». Самые известные картины, выполненные в технике эбру, были созданы в одиннадцатом веке, но само искусство намного древнее. Среди ученых до сих пор идут споры, где и когда зародилось искусство Эбру. Существуют предположения, что это искусство появилось в Индии, а кто-то считает, что Эбру зародилось в Иране, а потом его переняли турки. Но известно точно — Эбру зародилось где-то на Востоке.

Эбру можно отнести к арт-терапии, а именно к методу интуитивного рисования. Это отличный способ расслабиться, остановить поток мыслей, дать возможность левому полушарию отдохнуть, активировать работу правого, тем самым освобождая доступ к собственному внутреннему миру, его ресурсным состояниям.

Такое «Рисование душой» позволяет за короткий срок нырнуть в поток бессознательного, обойдя все свои психологические барьеры. Погружение «в себя» происходит естественным образом, поэтому оно является абсолютно безопасным и даже полезным. Подобная Эбру-терапия доступна людям с любым уровнем психологического развития, с разной степенью «загруженности» проблемами, взрослым и детям.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Цвета вызывают у человека чувства и переживания: одни из них способствуют уравновешиванию и успокоению, другие, напротив, поднимают тонус и настроение. Живопись на воде снимает усталость и напряжение, снижает уровень тревожности, агрессию. За 30-45 минут можно изменить некомфортное эмоционально-психологическое состояние на спокойное и радостное, улучшить самочувствие.

Эбру-терапия развивает мелкую моторику у «планшетных» детей. То есть, тех, кто слишком часто сидит за компьютерными игрушками. В процессе рисования у ребенка развиваютсяпознавательные процессы: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. Важно, что у ребенка поднимается самооценка — он сам смог создать такую красоту.

Творческий процесс рисования освобождает от внутренних эмоций, взаимодействие с водой носит успокаивающий, расслабляющий характер, уникальные узоры в технике Эбру побуждают к творческой деятельности.

Кроме того, рисунки на воде — это своеобразное приглашение к разговору. Мы даем ребенку воду, краски — и он начинает рисовать. Когда он расслабляется — постепенно выясняем, в чем его проблема. Так мы можем достучаться до трудных детей.

Применение арт-терапии Эбру хорошо себя зарекомендовало для детей, имеющих статус ОВЗ, в частности с аутизмом.

Данный проект позволяет создать условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством в технике Эбру, появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и дошкольном учреждении. В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании.

Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.Как сказал кто-то из великих: «Счастье – это средство передвижения, а не пункт назначения»

В данном проекте мы учли всю значимость и результативность данной нетрадиционной техники рисования и, учитывая результаты диагностики уровня развития психических процессов определили детей, нуждающихся в данных коррекционно-развивающих занятиях.

Тип проекта: развивающий, творческий.

Состав участников проекта: дети, нуждающиеся в индивидуальной коррекционно-развивающей работе (дети с низким уровнем развития психических процессов, дети ОВЗ, инвалиды, и родители (законные представители) воспитанников.

- Срок реализации проекта – ноябрь - май

- Продолжительность проекта - 1 уч. год

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель:

Формирование произвольности познавательных процессов, развитие и обогащение внутреннего мира ребенка, вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения.

Задачи проекта для воспитанников:

1. Создание условий для познавательно-развивающего и художественно - эстетического развития воспитанников;

2. Формирование интереса к нетрадиционной технике рисования;

3. Развитие моторики, пластичности, гибкости рук и точность глазомера;

4. Воспитание положительно-эмоционального отношения к продуктивной деятельности у воспитанников и их родителей (законных представителей).

5. Раскрытие творческих способностей;

6. Развитие коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих совместную деятельность в группе, сотрудничество, общение (адекватно оценивать свои достижения и достижения других, оказывать помощь другим).

Задачи проекта для родителей:

1. Привлекать родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству.

2. Укреплять детско-родительские отношения.

3. Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования на воде «Эбру».

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Занятия проходят в различных формах индивидуально с каждым ребенком и малыми группами:

- ознакомительное занятие;

- тематическое занятие;

- занятие по памяти;

-занятие – импровизация;

-совместное рисование с родителями;

- оформление выставки рисования на воде «Эбру»

Этапы организации работы

1 этап: подготовительный

Определение потребностей родителей (законных представителей) воспитанников в проведении занятий (анкетирование).

2 этап: организационный

Составление плана занятий

3 этап:

Проведение занятий с использованием нетрадиционной техники рисования в рамках индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Планируемые результаты

Развитиеу детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения, обогащение внутреннего мира ребенка, формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством, развитие мелкой моторики, раскрытие творческих способностей, развитие коммуникативных навыков, развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное, воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия и аккуратности.

Для родителей:

Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, как равноправных и равноответственных партнеров. Заинтересованность в совместной с детьми продуктивной деятельности.

План занятий на 2019 - 2020 учебный год

Месяц Тема занятий

Ноябрь Знакомство с техникой рисования на воде «Эбру». Совместное с родителями рисование на свободную тему в рамках Квеста «Сюрприз для мамы»

Декабрь Тематическое занятие «Скоро Новый год».

Январь Занятие по памяти на тему «Зимние пейзажи»

Февраль Тематическое занятие «Салют-Защитникам»

Март Тематическое занятие «Международный женский день»

Апрель Тематическое занятие «Космос»

Май Тематическое занятие «День Победы»

Занятие-импровизация совместно с родителями

Итоговый продукт Ежемесячно выставка рисунков

Материально – техническое обеспечение

Организация занятий с использованием техники рисования на воде осуществляется в кабинете педагога-психолога, расположенного на втором этаже МБДОУ города Норильска № 68 «Ладушки» 2 корпус. Кабинет оснащен мебелью, имеющую функцию трансформации (секционный стол). Наборы для рисования на воде в технике «Эбру» .

Список литературы

1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1,

2».- М.: «Издательство Скрипторий», 2008.

2. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс,

2004.

3. Иванова О. Л., И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить

творческие способности ребенка. - СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.

4. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.:

Просвещение, 1985.

5. Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство,

2000.

6. Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс,

2002.

7. Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ,

Школьная книга, 2000.

8. Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. –

М.: МИПКРО, 2003.

9. Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие

для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

10. Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и

образование, 2001.

11. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные

занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011.

Развивающий проект «Волшебные краски на воде»
Публикации по теме:

Фотоотчет о конкурсе детских работ «Волшебные краски осени»Фотоотчет о конкурсе детских работ «Волшебные краски осени» Вот и осень. Сколько красок, сколько впечатлений несет она с собой. Все вокруг окутано дымкой романтики и ореолом творчества. Хочется.

Фотоотчёт о рисовании в технике эбру «Волшебные рисунки по воде»Фотоотчёт о рисовании в технике эбру «Волшебные рисунки по воде» Эбру — это старинная графическая техника, позволяющая получить в один прием красочный оттиск с поверхности воды. В результате на поверхности.

Конспект интегрированного занятия «Волшебные краски Весны» с использованием ИКТ-технологий для детей с ТНР для детей подготовительной логопедической группыЦели:Коррекционно-образовательные:-пополнить и обогатить лексический словарь детей; -расширить.

Конспект ОД по рисованию ладошками в младшей группе. Коллективная работа «Волшебные краски осени»Конспект ОД по рисованию ладошками в младшей группе. Коллективная работа «Волшебные краски осени» .

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развивающий проект «Волшебные краски на воде»
Опубликовано: 30 ноября 2020 в 12:54
+263Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 января. День осведомленности о пингвинах

Красавцам в черных смокингах, обитающим во льдах Антарктиды, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с пингвинами и увлечь...

20 января. День лево-право на МААМ

В стародавние времена солдат-новобранцев учили понимать, где лево, а где право, привязывая к их ногам по пучку сена и соломы. У нас задача ещё сложнее: современные дети не знают отличий и сена от соломы...

Наблюдение на прогулке за работой дворника
Цель: Развитие у детей младшего дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, в процессе наблюдения за работой дворника. Задачи: 1....
Конспект занятия «Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» для...
Литературное путешествие «Волшебный мир зимней сказки» ( для детей 4-6 лет) Цель занятия: приобщение детей к книге и чтению; формирование...
Фотоотчет «День детских изобретений»
Ежегодно 17 января во всем мире отмечается День детских изобретений или, в ином переводе, День детей-изобретателей ( Kid Inventors’ Day. Ежегодно тысячи...