Развлечение «В гостях у самовара» (старшая группа)

Книгина Светлана
Развлечение «В гостях у самовара» (старшая группа)

Развлечение

«В гостях у самовара»

старшая группа

Ход развлечения:

Под музыку дети пританцовывая, входят в зал.

Ведущий: Добрый день, уважаемые гости! Сегодня у нас так уютно, как дома. Смотрите, как лиц много в зале знакомых! Рады видеть всех в нашей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих, будет праздник большой, праздник радостный. По обычаю, по-старинному — посиделками называется. Веселья вам да радости!

Ведущий: Если вы в своей тарелке, и пришли к нам не на час,

Предлагаем посиделки провести вот здесь, сейчас.

Огонёк души не тухнет, ничего нет в жизни вдруг.

Вспомни радость русской кухни, дедов искренний досуг.

Песня «К нам гости пришли» (дети садятся)

Ребенок: Отдых - это не безделки.

Время игр и новостей,

Начинаем посиделки,

Открываем посиделки.

Вместе: Для друзей и для гостей.

Ведущий:

Будем петь мы, и плясать, говорить о том, о сем.

А о чем же разговор завести сегодня нам?

Загадаю я вам загадку:

Стоит толстяк, подбоченившись бочок,

Шипит и кипит, всем пить чай велит. (Ответ:- Самовар.)

Правильно. Это самовар. И сегодня мы собрались все вместе, чтобы устроить праздник хорошему, доброму, старому Самовару.

Сейчас вашему вниманию предлагается презентация о самоваре. Всё внимание на экран.

Непременным атрибутом русского чаепития стал самовар – исконно русское изобретение.

Долгое время считалось, что впервые появился он в Туле. Есть документ – подтверждение, что именно в Туле в 1778 году мастер Назар Лисицын открыл первую в России самоварную мастерскую.

Через тридцать лет таких мастерских было уже 8, а к 1850 году – аж 28! Недаром Тула называется самоварной столицей! Тогда было много мастеров-самоварников. И каждый хотел, чтобы его самовар был самым лучшим, самым красивым. Их делали разными: большими и маленькими, круглыми и продолговатыми, украшали различными узорами, придавали различную форму ручкам и краникам. Только на Руси пили чай из самовара.

Самовар ставился либо на небольшой самоварный столик, либо ставили прямо на поднос в конце большого стола, по левую руку от хозяйки. Чай разливала из самовара хозяйка дома,либо старшая дочь хозяина дома в отсутствии хозяйки. Разливать чай должен был всегда один человек, притом знакомый с этим делом. Ведь очень важно был при большом количестве гостей «не спить чай», т. е. распределить его так, чтобы он был одинаковой крепости у каждого. Чай разливался сначала гостям, а потом уже по старшинству всем членам семьи.

Самовар видели все, но не все знают, как он устроен. (демонстративно показать на самоваре) или фото.)Внутри самовара находится труба. В неё засыпали сосновые сухие шишки или древесный уголь. Поджигали их лучиной и раздували огонь сапогом. Закипала в самоваре вода. В специальное приспособление наверху в самоваре устанавливался заварной чайник.

Главным материалом для изготовления самоваров служили медь зелёная (латунь) и красная (сплав меди и цинка). Иногда самовары серебрили и золотили.

Формы самоваров также были различны. Наиболее часто встречаются самовары – “банки”, “рюмки”, “шарики”, у которых есть несколько подвидов: “арбуз”, “дыня”, “груша”. Одни из самых красивых – самовары “ваза” и “цветок лотоса”. А мечта каждого коллекционера и даже многих музеев – “паровоз”, “петух” и “бочонок”.

Ведущий: Появлению самовара на Руси мы обязаны чаю. С той поры родился обычай: всей семьёй собираться за столом с кипящим самоваром. За чаем обсуждались новости, решались семейные дела.

А откуда к нам пришел чай? (ответы)

Ведущий:

Презентация о чае.

Родина чая, который мы привыкли с вами пить, Китай. «Чай» по-китайски означает «молодой листочек»«ту-ай-не». Выращивание и изготовление чая в Китае было окружено тайной.

Чайные плантации скрывались и строго охранялись от чужеземцев. Но постепенно чай попадает в Японию, затем в Корею, Индию, Иран, Монголию и другие страны.

В Россию чай завезли из Монголии. В 1638 году русский боярин Василий Старков привёз монгольскому хану богатые дары от царя Михаила Федоровича. Хан хорошо принял послов и в свою очередь передал им для русского царя разные драгоценные подарки. Среди знаменитых монгольских атласов лежали аккуратные свёртки с непонятной травой.

Находясь в гостях у хана, Старков попробовал напиток, приготовленный из этого зелья, и он ему ужасно не понравился. Посол хотел выбросить все до единого пакеты с чаем, но, помня слова хана о «дорогом подарке», не сделал этого. Так среди прочих даров и попал чай в Москву.

О том, как оценил царь ханский подарок, ходят разные версии. Согласно одной из них, отведав неведомое питьё, государь вытер парчовым рукавом густую бороду, молвил: «Ещё!»

Однако по другой версии, царю, напиток не понравился. Иначе чем же можно объяснить тот факт, что торговля чаем в Москве началась лишь спустя 36 лет после описываемых событий. Уже к началу XIX века выработался русский ритуал чаепития.

Конкурс «Кто больше знает названий чая»

Гости, дорогие, а какие названия чая вы знаете?

Возможны ответы: «Ахмат», «Липтон», «Бодрость», «Лисма», «Майский», «Индийский чай», «Цейлонский чай» и др.

Ведущая: Сейчас трудно себе представить наш завтрак без чашки чая. Давайте посмотрим, какой же путь проходит чай от плантации до нашего стола.

Чайный куст - это вечнозеленое растение, которое требует большого ухода. Круглый год у чайных кустов хлопочут люди: мотыжат землю, удобряют ее, пропалывают сорняки, подрезают кусты.

Но основная работа - сбор чайного листа, он длится семь месяцев. С чайных кустов срывают верхушки плодовых побегов с двумя-тремя листочками и складывают в специальные корзины.

Затем отправляют на фабрику, где их сортируют, скручивают в особых машинах и сушат. Готовый чай фасуют в пакеты, банки, коробки. И только после этого чай поступает в магазины, а потом уж - к нам на стол. К чаю покупаются и пекутся всевозможные сладости.

Ведущий: А сейчас мы поиграем в русскую игру - потешку “Чайничек”.

(Слова этой песни игры разучиваются с участниками заранее и поются, сопровождаемые движениями рук.)

Чайничек

Чайничек с крышечкой.

Крышечка с шишечкой.

Шишечка с дырочкой…

В дырочке – пар идет.

Пар идет в дырочку,

Дырочка в шишечке…

Шишечка в крышечке,

Крышечка с чайничком.

Ведущий: Хорошо, немного разминулись, а теперь посоревнуемся.

«Кто назовет больше пословиц или поговорок о чае»

Пословицы и поговорки о чае (пример)

-Устал - пей чай. Жарко - пей чай. Холодно - пей чай.

-Чай пить – приятно жить

-Выпей чайку – позабудешь тоску

-С чая лиха не бывает

-Если чай не пьёшь, где силы берёшь?

-Пей чай – удовольствие получай

-Самовар кипит – уходить не велит

-За чаем - не скучаем!

-Самовар кипит - уходить не велит!

-Где есть чай — там под елью рай.

-Чай пьешь — до ста лет проживешь.

-Приходите к чаю – пирогами угощаю.

-Чаем на Руси никто не подавился

-Чай пить – не дрова рубить

-Русский человек любит чайком побаловаться.

-Чай не пить, так на свете не жить.

Ведущий: Славится наш народ гостеприимством да угощением знатным.

Дорогие наши гости я вижу, вы не с пустыми руками пришли, попрошу вас рассказать, о ваших сладостях, выпечке.

Презентация.

Девочки:

Станем девицы рядком

Да частушки пропоем.

Мальчики:

Да и мы пожалуй встанем

От подружек не отстанем. (Встают друг против друга, поют частушки)

Чайные частушки

1. На столе у нас пирог,

Пышки и ватрушки.

Так споем же под чаек

Чайные частушки!

2. В плясках не жалей ботинки!

Предлагай-ка чай друзьям,

Если в чашке есть чаинки,

Значит, письма пишут нам

3. Подавай мне чашку чаю,

Ведь тебе не жалко, чай?

В чае я души не чаю,

Наливай горячий чай!

4. Ой, чай, крепкий чай,

Пейте чай – чаёчек,

Чтобы радость приносил

Каждый день- денечек!

5. Мы пропели вам частушки,

Хорошо ли плохо ли,

А теперь мы вас попросим,

Чтобы вы похлопали.

6. Самовар пыхтит, искрится-

Щедрый, круглый, золотой.

Озаряет наши лица

Он своею добротой.

7. Лучше доктора любого

Лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого,

Самоварного чайку!

8. Посидеть за самоваром

Рады мы наверняка,

Ярким солнечным пожаром

У него горят бока.

9. Самовар гудит, шумит,

Только с виду он сердит.

К потолку пускает пар,

Наш красавец – самовар.

Хоровод-игра.

Ведущий: Собралось к нам гостей со всех волостей. Семья …. …. Русские ….

Ну что ж, доброе начало, как говорится, половина дела. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило? Как в народе говорится,

в тесноте, да не в обиде!

Собрались мы сегодня на праздник у самовара! Без него нельзя представить жизнь русского народа. Испокон века самовар был символом семейного очага, уюта, дружеского общения. Русские люди считали, что совместное чаепитие поддерживает любовь и дружбу между членами семьи, скрепляет родственные и дружеские связи, а самовар, кипящий на столе,

создаёт атмосферу уюта, благополучия и счастья.

Ребёнок:

Самовару - 300лет, даже чайнику он дед.

Привезли его к Петру из Китая поутру.

Этот чайный генерал всем чаёчек разливал.

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску

Чашка вкусного, крутого, ароматного чайку!

Ребенок:

Чай горячий, ароматный и на вкус весьма приятный.

Он недуги исцеляет и усталость прогоняет!

Силы новые дает и друзей за стол зовет!

Ведущий:

Надо чаю настояться,

Водой нам нужно запасаться.

Только где ж набрать водицы?

Эй, девчата, на криницу!

Коромысла с ведрами берите,

Нам воды для чая принесите!

Игра “Наливаем самовар»

Дети делятся на две-три команды: встают в две-три шеренги, возле каждой команды стоит коромысло с ведрами. Звучит музыка. Ребёнок зачёрпывает воду из колодца (имитация) и, аккуратно несут «воду»-наливают в самовар, затем передают коромысло следующему игроку.

ВЕД: Эх! Недаром в народе говорят: Чай не пьешь - откуда силу возьмешь?

Ведущий: Вот уже струится пар,

Закипает самовар!

Посиделки хороши!

От души и для души!

Всем на удивленье -

Большое представленье.

Мальчик: Я — удалый молодец,

На ложках вам сыграю.

Братцы, выходите,

Девчат повеселите.

Ведущий: Пока самовар поспевает, ложкари нас позабавят.

Песня-игра «Ложки», Д. Рытов,

Ведущий: А теперь гости, детвора

У нас веселая игра.

Русская народная игра «Воробышек»

Условия игры:

Выбрать воробышка и поставить его в центр.

Воробышек пляшет и изображает то, что сейчас напевают.

Роль воробья меняется.

Песня: Ой блины, блины блины.

ВЕД: А, ну - ка, гости, выходите! Расписной платок берите! Веселил нас много раз русский танец-перепляс.

«Русская плясовая»

свободная пляска гостей и детей

Ведущий:

Молодцы у нас ребята!

Наши гости и девчата!

Ну, ни в чем не уступали,

Очень весело плясали!

А теперь на чай зовем,

И чайку мы всем нальем.

Сверху — пар, снизу — пар,

Вот он, русский самовар.

Милости просим на чашку чая!

Дети:

Я хочу открыть секрет,

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит.

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью – лучший друг!

Ребёнок:

Тары-бары, растабары!

Выпьем чай из самовара!

С пряниками, сушками, сладкими ватрушками.

Ведущий: Дорогие гости прошу всех к столу.)кушают)

Ведущий. Когда праздник подходил к концу, радушный хозяин угощал гостей дорогих сладким пряником! А назывался этот пряник - Пряник – разгоняй! И гости, получив такой подарок, понимали, что пора по домам! Примите и вы, гости дорогие от радушных хозяев угощение –

Пряник-разгоняй!

Посиделки – вечеринки,

У кого ты не спроси,-

Это – русские картинки

Нашей жизни на Руси.

Мы делились новостями,

Мы старались вас развлечь,

Мы прощаемся с гостями.

Говоря: до новых встреч!

Сладкий пряник РАЗГОНЯЙ, посиделки закрывай!

(Ведущий ставят перед гостями поднос с пряниками)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект физкультурного занятия «В гостях у Карлсона» (старшая группа) Организованная образовательная деятельность В гостях у Карлсона (старшая группа) Цель: создание условий для развития физических качеств.

Физкультурный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» (старшая группа)Физкультурный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» (старшая группа) Цели и задачи мероприятия: -Помочь дошкольникам ощутить радость от двигательно-игровой деятельности, создать веселое настроение. -Формировать.

Конспект занятия «В гостях у сказки» (старшая группа) Цель: Обобщить знания детей о русских народных сказках, через планирование деятельности и использование математических заданий. Образовательные.

Математический КВН с родителями «В гостях у Королевы Математики» (старшая группа) Цель: Закрепление знаний, умений и навыков у детей по ФЭМП; активизация познавательной деятельности. Задачи: Образовательные: • Закрепить.

Проект «В гостях у светофора» старшая группа Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» Составила.

Развлечение «Моя малая Родина». Старшая группа Развлечение "Моя малая Родина". Старшая группа. Цель: Формировать у детей понятие “ малая Родина”. Обогащать знания детей о родном городе.

Развлечение «Путешествие в прошлое: посиделки у самовара» Цель: возрождение традиций русского гостеприимства. Задачи: 1. Воспитание патриотизма, уважительного отношения к национальному художественному.

Развлечение «У самовара» в подготовительной группе Ведущий: Добрый день, гости дорогие! Давно мы вас поджидаем, праздник не начинаем. Позову-ка я ребят на посиделки. Эй, девчонки-веселушки,.

Развлечение в старшей группе с родителями «В гостях у самовара»Развлечение в старшей группе с родителями «В гостях у самовара» Познакомила детей и родителей с русским самоваром, историей возникновения и появления самовара на Руси;приобщала детей к истокам русского.

Сценарий праздника-развлечения «В гостях у самовара» в рамках проекта «Мозаика культур»Сценарий праздника-развлечения «В гостях у самовара» в рамках проекта «Мозаика культур» Сценарий Праздника- развлечения «В гостях у самовара» Составила: музыкальный руководитель Нефедова Н. Г. Ход развлечения: Под музыку.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Развлечение «В гостях у самовара» (старшая группа)
Опубликовано: 21 декабря 2016 в 12:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для учителей «От конспекта урока к технологической карте»
От конспекта урока к технологической карте. Технологическая карта урока- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное...
Конспект интегрированного занятия «Приключения Колобка» для детей второй младшей группы
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Физическая культура», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное...
Конспект занятия по рисованию с элементами аппликации в старшей группе «Красивое...
Цель: учить создавать в рисунке образ предмета, находить красивое композиционное решение. Задачи: учить детей изображать дерево; развивать образное...
Конспект урока русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»
Тема: Однородные и неоднородные определения Цели: углубить представление об однородных членах предложения; дать понятие об однородных и неоднородных...
Мастер-класс для педагогов по продуктивной деятельности «Добрый Дедушка Мороз, мы...
Подготовила воспитатель МБДОУ ДС "Голубые дорожки" г. Волгодонска, Ростовской области - Меркулова Елена Анатольевна. Уважаемые коллеги, Новый год...