Получи документы

Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до

Чурсина Людмила
Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до

Федеральный государственный образовательный стандарт пришел на смену федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Стандарт определяет статус детских садов как учреждений начального уровня в системе общего образования: к первому классу школы ребёнок должен будет достичь определенного уровня развития.

Публикация «Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до» размещена в разделах

Основой ФГОС ДО является деятельностный подход. Цель деятельностного подхода к организации воспитательно-образовательного процесса - воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Один из основных принципов дошкольного образования, прописанных в ФГОС ДО - это построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом.

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения:

умение ставить перед собой цель,

находить пути ее достижения,

умение планировать свою деятельность и реализовывать план,

достигать результата,

адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями.

Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит успешное обучения в школе.

Сегодня дошкольное образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.

При реализации нововведений мы в своем дошкольном учреждении столкнулись с рядом трудностей.

Переход от традиционной модели взаимодействия взрослого и ребенка на партнерские взаимоотношения в процессе деятельности, изучение принципов деятельностного подхода, структуры НОД, потребовали новых способов постановки и решения образовательных задач, что повлекло за собой изменение сложившегося стереотипа деятельности взрослых участников образовательного процесса.

Современный подход к образованию потребовал от педагогов реализации новых целей изменения методов и форм работы с дошкольниками.

К этому оказались готовы далеко не все педагоги. 58% педагогического коллектива в возрасте после 50 лет, 58% - стаж более 25 лет. Возникла проблема готовности педагогов к работе в новых условиях.

Необходимо было не только вооружить педагогов необходимыми знаниями, но и изменить их личные установки и отношение к собственной деятельности, повысить мотивацию к изменениям, сформировать готовность к саморазвитию.

С учетом этого целью методической работы стала систематизация знаний о новых принципах и подходах к воспитательно-образовательному процессу, оценка используемых методов работы с детьми с точки зрения современных требований.

1. Составление графика прохождения курсов повышения квалификации ФГОС ДО

2. Разработка дорожной карты введения ФГОС ДО

3. Использование рекомендаций семинаров ИРО Кировской области, северо-западного образовательного округа, вебинаров ИРО Кировской области, «Учитель», «Просвещение»

4. Изучение опыта использования деятельностного подхода других коллег через интернет ресурсы, методическую литературу, а также коллег Мурашинского района через заседания районного методического объединения.

5. Консультации для воспитателей «Принципы реализации деятельностного подхода», «Структура образовательной деятельности на основе деятельностного подхода», «Организация НОД в соответствии с деятельностным подходом»

6. Серия практических занятий с педагогами: рассматривали использование форм взаимодействия взрослого и ребенка, обеспечивающие всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации на темы «Угостим воспитателя чаем», «Покажем медвежонку, как вести себя в гостях»,

7. Коллективные просмотры НОД на основе системно-деятельностного подхода. Во время просмотра окрытых занятий использовали карту анализа образовательной деятельности на основе деятельностного подхода.

8. Разработка памяток

«Как мотивировать детей, чтобы они САМИ захотели с вами играть?»

«Как лучше поступить, если ребенок отказывается от деятельности

«Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности

9. Разработка памятки «Построение НОД на основе деятельностного подхода».

10. Проведение конкурсов по предметно-пространственной образовательной среде, «Речевой уголок», «Экспериментальный уголок».

Немаловажное значение для реализации деятельностного подхода имеет развивающая предметно-пространственная образовательная среда, в которой ребенок чувствует себя комфортно и без труда включается в любую деятельность (игру, экспериментирование, художественное творчество). Для этого в группах оборудованы зоны:

1. Экспериментальной деятельности, где дети могут сравнить разные крупы: просеять крупу через сито и определить, почему одна крупа просеялась, а другая нет, сравнить горох и фасоль. А также сравнить, как ведут себя на воде резиновый и металлический шарики, выяснить, что тяжелее: деревянный брусок или камень такого же размера и т. д. Специально для проведения детьми опытов педагоги разработали схемы-алгоритмы («Как сделать, чтобы грязная вода в стакане стала чистой?», «Что быстрее осядет в воде: песок, глина или земля?», «Как самому сделать раствор для мыльных пузырей?» и т. п.).

2. В зоне художественного творчества имеются схемы для развития мышления, с помощью которых воспитанники решают разные задачи, например: «Как получить оранжевую, фиолетовую, коричневую, зеленую краски, имея краски только четырех цветов?». В ходе эксперимента дети получают заданный цвет, затем закрепляют свои знания, используя цветовую арифметику: чтобы получить оранжевый кружок, нужно к красному кружочку прибавить желтый и т. п.

Подобранные предметные картинки помогают дошкольникам закреплять знание жанров живописи (например, «Составь пейзаж, натюрморт, портрет» (в портрете можно передать настроение человека, подставляя различные карточки, алгоритмические схемы рисования животных, растений помогают в рисовании.

3. В уголке природы собраны карточки с алгоритмом ухода за определенными растениями, предметные картинки для составления алгоритма: семечка- растение. Используя их, ребенок заполняет недостающие этапы соответствующими карточками.

4. В познавательном уголке находятся различные игры: лабиринты, квадраты Воскобовича, предметные картинки для составления логической цепочки («Как хлеб на стол пришел?», «Как рубашка в поле выросла?», «Как тарелка появилась на столе?» и т. д.).

Используя составляющие развивающей предметно-пространственной образовательной среды в группе, дети получают новые знания, учатся выстраивать их в систему, применять на практике алгоритмы, пытаются самостоятельно выходить из затруднительных ситуаций, рефлексировать.

Реализация деятельностного подхода к воспитательно-образовательному процессу возможна только в тесном взаимодействии с родителями воспитанников и их включенности в деятельность детского сада.

Мы стремимся сформировать у родителей целостное представление о единстве целей и задач дошкольного учреждения и семьи. С помощью родительских собраний, консультаций, дней открытых дверей, детско-родительских проектов, бесед, творческих конкурсов повышаем психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах деятельностного подхода к развитию ребенка.

Таким образом, новые стратегические ориентиры в развитии системы образования мы стараемся воспринимать позитивно. Система дошкольного образования должна развиваться в соответствии с запросами общества и государства. Задача современного ДОУ в рамках деятельностного подхода - подготовить выпускника, обладающего способностью и желанием получать знания, позволяющие ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Но вместе с тем не стоит забывать о золотых правилах деятельностного подхода :

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

• Веди ребенка от собственного опыта к общественному

• Будь не над, а рядом

• Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

• Учи анализировать каждый этап работы

• Критикуя, стимулируй активность ребенка!

Публикации по теме:

Лэпбук — средство для реализации деятельностного подхода Цель: Ознакомление и расширение знаний педагогов о новых средствах познавательно- исследовательской деятельности. Задачи: • Помочь педагогам.

Метод проектов как средство реализации системно-деятельностного подхода в ДОУ. В условиях реформирования системы образования и внедрения ФГОС большое внимание уделяется использованию инновационных педагогических технологий,.

Методы оценки выполнения требований к профессиональному стандарту педагога дошкольника. В наше время меняется мир, меняются дети и это в свою очередь ведёт к тому, что выдвигаются новые требования к квалификации педагога. Но.

Опыт работы «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ» Опыт работы музыкального руководителя Шестаковой Ольги Генриховны по теме: «Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе ДОУ Взаимодействие музыкального руководителя и логопеда Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Реализация основных требований ФГОС в коррекционной работе музыкального руководителя и логопеда ДОУ Одной из современных и приоритетных задач дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей,.

Реализация системно — деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность Реализация системно - деятельностного подхода в образовательном процессе через проектную деятельность. Современная система дошкольного.

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно-развивающей среды ДОУ С введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного.

Тематическая проверка «Реализация требований ФГОС до к развивающей среде» В вашем детском саду много красивых игрушек, новое игровое оборудование и мебель? Достаточно ли этого для развития и воспитания дошкольников?.

Использование деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с семьей воспитанников ДОУ 30 марта 2016г. проходила областная научно-практическая конференция "Современное образование в островном регионе: опыт, проблемы и перспективы.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация деятельностного подхода как условие выполнения требований ФГОС до
Опубликовано: 28 января 2017 в 17:36
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД