Получи документы

Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4–5 лет)

Нина Владимировна Шиняева
Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4–5 лет)

Реализация

дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр

(на примере детей возрастной группы 4-5 лет)

Основной вид предметно-чувственной деятельности ребёнка – игра. В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. Игра для него – основной вид деятельности, форма организации жизни детей, средство всестороннего развития.

Публикация «Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4–5 лет)» размещена в разделах

Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть.

Руководство любой игрой, в том числе и сюжетно – ролевой, требует большого педагогического мастерства и такта. Существенное значение для организации и проведения сюжетно-ролевых игр имеет подготовка игрового материала. Когда сюжетная линия подготовлена, а также подобран материал, то игра может возникнуть как по предложению воспитателя, так и по желанию самих детей.

В организации и проведении сюжетно – ролевых игр можно выделить три этапа. Руководство на этих этапах осуществляется по – разному.

На первом этапе игра носит сюжетно-дидактический характер. Ведущая роль здесь принадлежит воспитателю. Он направляет развитие сюжета, следит за сменой ролей и развивает умение применять полученные ранее знания в игре.

На втором этапе сюжетно-дидактическая игра перерастает в сюжетно-ролевую, которая в большинстве случаев организуется детьми, успешно овладевшими навыками применения знаний в игре. Ведущие роли начинают выполнять дети. Воспитатель принимает участие в игре в основном на второстепенных ролях.

Третий этап характеризуется возникновением самостоятельных сюжетно-ролевых игр по инициативе детей. Все роли разыгрывают дети. Воспитатель - активный наблюдатель.

При распределении ролей воспитатель должен стремиться к тому, чтобы каждый ребёнок получил роль. Умение заинтересовать ребёнка, привлечь его к игре – всё это требует от воспитателя большого педагогического мастерства.

Иногда значение сюжетно-ролевой игры умаляется и от того, что воспитатель плохо владеет методикой её проведения, вследствие чего активность играющих затормаживается (например, один ребёнок действует, а остальные ждут своей очереди). Или игра превращается в НОД, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно сделать, а не в качестве партнёра по игре.

В сюжетно-ролевой игре знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщённый характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию.

Задачи, реализуемые в сюжетно - ролевой игре : образовательные, развивающие, воспитательные.

Также в каждой сюжетно-ролевой игре происходит интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Остановимся подробнее на реализации задач образовательной области «Познавательное развитие», которая возрастной группе дошкольников от 4 до 5 лет включает в себя виды образовательной деятельности «Окружающий мир», и «Математическое развитие».

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач :

• сенсорное развитие;

• развитие познавательно - исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

• формирование элементарных математических представлений;

• формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

В процессе подготовки к игре, да и в самой игре ребёнок знакомится и укрепляет знания о труде взрослых, о предметах «помощниках» в каждой из профессий. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Если это вызывает у детей затруднения, то направляющие действия может и должен сделать воспитатель. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление.

Выбор сюжета игры и соответствующего вида деятельности взрослых, которую можно отобразить в содержании игры, определение ролей и игровых правил должны быть связаны с образовательными задачами в данной области знаний на текущий момент. Так, например, счёт до 10 и отсчитывание предметов по заданному числу лучше осуществлять в игре «Магазин», где продавцы, кассиры и покупатели определяют количество требуемых предметов посредством счёта. Состав числа из единиц осваивается успешнее в игре «Почта», в которой сортировщики и почтальоны раскладывают «почту» по адресам в соответствии с названным числом. Соответствие количества и числа можно ввести в такие игры, как «Семья», «Детский сад», например, сервировка стола, соответствие количества гостей и посуды (детей и посуды). Практически в каждой сюжетно-ролевой игре могут быть закреплены названия геометрических фигур («Магазин» - форма фруктов или овощей, «Почта» - форма письма, посылки). В ходе игр «Цирк» и «Зоопарк» у ребят формируются пространственные представления. Педагог задаё т детям вопросы о расположении зверей на арене: «Кто находится справа? Слева? Справа от? По центру? Выше? Ниже? Выше, чем?». Посредством аналогичных вопросов, заданных в ходе организации игры «Семья» (когда можно предложить детям приготовить завтрак, обед или ужин, воспитатель способствует развитию представления ребенка о расположении предметов в пространстве относительно друг друга. С помощью наглядных предметов и действий с ними дети выполняют элементарные математические задачи.

А сейчас в качестве примера хочу привести конспект сюжетно-ролевой игры «Магазин» и показать, как можно в ней реализовать задачи из образовательной области «Познание».

Тема: «Магазин»

Возрастная группа : Средняя группа.

Задачи :

Образовательные: Расширить знания детей о работе продавца в магазине.

Упражнение в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений в пределах 10.

Развивающие: Самостоятельно создавать для задуманного игровую обстановку. Способствовать формированию умения творчески развивать сюжеты игры.

Воспитательные: Воспитывать уважительное и вежливое отношение к работе продавца. Вызвать у детей интерес к профессии продавца.

Формировать навыки культуры поведения в общественных местах, воспитывать дружеские взаимоотношения

Активизация словаря: продавец, покупатель, платить в кассу, витрина, товар, весы, кассир, взвешивать, заворачивать вещи, названия продуктов, бытовых приборов, одежды.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, познание, коммуникация, безопасность, труд, чтение художественной литературы.

Предварительная работа:

1. Этическая беседа о поведении в общественных местах.

2. Беседа с детьми «Как я с мамой ходил в магазин (овощной, продуктовый, электробытовых товаров, хозяйственный)»

3. Рассказ воспитателя о профессии продавца.

4. Составление детьми рассказов на тему «Что мы умеем?» : «Как купить хлеб в булочной?», «Как перейти дорогу, чтобы попасть в магазин?», «Где продают тетради, карандаши?» и т. д.

5. Рассматривание картин или фотоиллюстраций о работе магазина.

6. Чтение литературных произведений: Б. Воронько «Сказка о необычных покупках» и др.

7. Дидактические игры : «Кто больше назовет предметов для магазинов: «Игрушки», «Продукты», «Посуда», «Одежда», «Кто больше назовет действий».

8. Рисование «Магазин продуктов»

9. Лепка «Овощи-фрукты для магазина»

10. Изготовление с детьми атрибутов к игре (конфеты, деньги, кошельки, пластиковые карты, ценники и т. д.)-ручной труд.

Роли: директор магазина, продавцы, кассир, покупатели, водитель, грузчик, уборщица.

Предметно-игровая среда к игре:

весы, касса, халаты, шапочки, сумки, кошельки, ценники, товары по отделам, машина для перевозки товаров, оборудование для уборки.

Халат и шапочка продавца, весы, касса для кассира, жетоны с цифрами вместо денег, чеки, сумочки для покупателей, корзинки, муляжи овощей, фруктов, продуктов, баночки из-под соков, йогуртов, сметаны, кефира, коробочки из-под чая, конфет, кофе (маленькие, стеллажи для продуктов (из коробок).

Игровые ситуации: «В овощном магазине», «Одежда», «Продукты», «Ткани», «Сувениры», «Кулинария», «Книги», «Спорттовары».

Игровые действия:

Водитель привозит на машине товар, грузчики разгружают, продавцы разлаживают товар на полках. Директор следит за порядком в магазине, заботится о том, чтобы в магазин во время завозился товар, звонит на базу, заказывает товар. Приходят покупатели. Продавцы предлагают товар, показывают, взвешивают. Покупатель оплачивает покупку в кассе, получает чек. Кассир получает деньги, пробивает чек, дает покупателю сдачу, чек. Уборщица убирает помещение.

В магазине работает продавец, продает хлеб, молоко, овощи, фрукты, конфеты. Продукты взвешивают на весах. Продавец вежливо разговаривает с покупателями. Покупатели складывают покупки в сумку или в корзинку.

Покупатели платят деньги в кассу кассиру – он выдает им чеки.

Продавец получает чеки и взвешивает продукты, отпускает товар.

Магазин игрушек – выбираем самую красивую игрушку, продавец показывает, как с ней играть.

Магазин готовой одежды – примеряем сыну или дочке красивую одежду. Вежливо разговариваем с продавцом.

Магазин посуды – выбираем посуду, какую нам надо, правильно называем ее.

Магазин тканей – правильно называем ткань, которую хотим купить. Продавец отрезает ткань, заворачивает покупку, принимает деньги от покупателей.

Магазин обуви – примеряем сыну или дочке обувь, правильно называем ее. Продавец вежлив с покупателями.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения.

В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности.

Публикации по теме:

Создание условий для развития математических способностей у детей посредством решения проблемных задач и навыков самооценки Особую ценность сегодня приобретает развитие способности детей самостоятельно и творчески мыслить. Представьте себе следующую картину. Все.

Введение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игрВведение дошкольников в мир профессий посредством сюжетно-ролевых игр .

Конспект занятия с использованием сюжетно-ролевых игр на закрепление нравственных представлений у детей дошкольного возраста Игра - Мы едем в транспорте Программное содержание: Продолжать знакомить детей с видами транспорта и правилами поведения в нем. Побуждать.

Гендерное воспитание дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр Слайд1 Гендерное воспитание дошкольников посредством сюжетно – ролевых игр Слайд 2 Цель: разработать систему дифференцированного подхода.

Обеспечение результативности в формировании коммуникативных навыков младших дошкольников посредством сюжетно-ролевых игр Человек, являясь социальным существом, с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается.

Ознакомление с трудом взрослых как средство обогащения сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей.

Подборка сюжетно — ролевых игр для первой младшей группы Игры в больницу. Игра – ситуация «Зайка заболел»№1 Воспитатель-врач разыгрывает диалог с зайкой- пациентом (игрушка). ВРАЧ: Больница открывается.

Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевых игр Темапроекта:Развитие общения детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевые игры Вид проекта:познавательно-игровой Участники.

Реализация тематических проектов как условие комплексного решения образовательных задач в ДОУ В настоящее время происходит интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно – технического прогресса во все сферы,.

План по самообразованию «Использование сюжетно-ролевых игр как средства речевого развития детей» Игра, несомненно, является ведущим видом деятельности дошкольника. Именно через игру ребёнок познаёт мир, готовится к взрослой жизни. Одновременно,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация дидактических задач посредством сюжетно-ролевых игр (на примере детей возрастной группы 4–5 лет)
Опубликовано: 9 ноября 2015 в 18:59
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД