Модифицированная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Рукоделие»

Ирина Токарева
Модифицированная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Рукоделие»

Государственное казённое учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Новокубанский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Модифицированная программа

дополнительного образования

по декоративно-прикладному искусству

«Рукоделие»

Разработчик:

Воспитатель приёмного отделения с карантинным блоком

И. С. Токарева

х. Марьинский

2018г.

Пояснительная записка.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. «Рукоделие» известно с глубокой древности как вид художественных ремесел. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. «Рукоделие» сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия «Рукоделием» вызывает у воспитанников большой интерес. «Рукоделие» направлены на воспитание художественной культуры воспитанников, развитие их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию. Предлагаемая программа построена так, чтобы дать воспитанникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей. Развитие художественного восприятия и практическая деятельность в программе представлены в их содержательном единстве. В ходе дополнительного образования воспитанники знакомятся с основами дизайна, углубляют знания по конструированию и моделированию. У них развивается эстетический вкус, формируется представление о декоративно-прикладном искусстве. Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал, развивают художественный вкус, формируют профессиональные навыки, “культуру творческой личности”. Формирование “культуры творческой личности” предполагает развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей. У воспитанников младших классов еще недостаточно развита мускулатура рук, мелкая моторика рук, нет необходимой координации движений, слабо развит глазомер. Данные обстоятельства требуют от педагога, кроме фронтального инструктажа, широко использовать индивидуальный. Результат будет достигнут, если ребенок на занятии займет позицию “я хочу это сделать сам”. В задачу воспитателя входит создать условия, при которых потенциал ребенка будет использован полностью.Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, простейшему чертежу, рисунку, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей. Рукоделие» в той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором. Датируются приблизительно 700 годом до н. э. и обнаружены в Перу. В средние века в Европе выжигание стало уже не только формой народного творчества, но и действительно искусством. Им занимались многие знаменитые художники, такие как Рембрант, Пикассо, Гюго. В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаляли докрасна. На деревянных панелях домов, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой. В 20 веке появились первые электрические приборы для выжигания. В настоящее время в России производят приборы «Узор», «Вязь» со сменными насадками.

Помимо того, что выжигание очень доступное, интересное и творческое занятие, оно очень полезно для развития в ребенке внимательности, аккуратности. Способствует развитию мелкой моторики пальцев. Выжигание по дереву, как и другие настольные игры, развивает усидчивость.

При осторожном обращении с прибором, риск получить ожег минимален. Выжигать можно на любой деревянной поверхности – доске, фанере, ложке, рамке для фотографий, шкатулке. Результат зависит как от вида прибора, так и от древесины. Лучше всего использовать лиственные породы деревьев, без ярко выраженных годичных колец. Например, липу, осину, клен, ольху.

Вначале на заготовку наносят рисунок карандашом, затем приступают к выжиганию. Готовую работу можно покрыть бесцветным лаком.

С помощью пирографии можно сделать как простой узор, так и сложнейшую картину, портрет или неповторимый пейзаж.

Участники: воспитатель, воспитанники от 8 до18 лет, с учетом их опыта, интересов и возрастных особенностей.

Сроки реализации: в течение всего реабилитационного периода.

Актуальность и значимость программы

Технические умения, навыки нужны всегда и во все времена. Но сейчас все меньше и меньше уделяют внимание данному виду деятельности. А это помимо технических навыков и умений, развивает фантазию, мышление, творческие способности, эстетический вкус, внимание, то есть все психологические процессы, которые способствуют развитию ребенка, осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду.

Доказано, что создание художественных изделий положительно влияют на психику, помогая переключаться на другой вид деятельности, что способствует снижению утомляемости и нервного напряжения.

Занятия в объединении «Выжигание» открывают для несовершеннолетних широкий простор для творчества, возможности иметь уникальную вещь, сделанную своими руками, способствует развитию сенсомоторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности выполнения действий.

Цель

Формирование художественной культуры воспитаанников как части культуры духовной, приобщение детей общечеловеческим и национальным ценностям через их собственное творчество и освоение художественного опыта прошлого, развитие творческой самостоятельности учащихся, фантазии, умения использовать имеющиеся знания и опыт в практической деятельности.

Задачи

• Развитие творческих возможностей учащихся.

• Изготовление поделок из бисера.

• Воспитание трудолюбия, самостоятельности, эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

• Правильное использование цветовой гаммы.

Образовательные:

ознакомление со способами деятельности - выжигание по дереву

овладение основами, умениями техники выжигания

ознакомление с истоками декоративно-прикладного искусства

формирование способности к самостоятельному творчеству

овладение умениями применять в дальнейшей жизни полученные знания

Воспитательные:

воспитание ответственности при выполнении работ

соблюдение правил и требований техники безопасности

активное участие в выставках детского творчества

Развивающие:

развитие интереса к изучению искусства выжигания

формирование способности к самостоятельной работе с

выжигательным прибором.

Ожидаемые результаты

воспитанники должны знать:

название изученных материалов и инструментов, их назначение;

правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

правила планирования и организации труда.

воспитанники должны уметь:

выполнять работу по самостоятельно составленному плану с опорой на схему;

работать в бригаде (3-4 ч, распределяя обязанности с помощью учителя, осуществлять взаимоконтроль;

выделять существенные признаки объектов труда (анализ) и основные этапы их изготовления, устанавливать последовательность выполнения технологических операций (планирование, сличать промежуточные результаты с образцами (самоконтроль);

проявлять элементы творчества на всех этапах.

соблюдать правила безопасной работы ручными инструментами;

эстетично оформлять изделия;

правильно сидеть за столом, держать ручку выжигателя, держать лист бумаги и карандаш, свободно работать без напряжения и проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

владеть элементарными приемами изображения пространства, передавать в рисунке простейшую форму;

получать дополнительные тона;

изображать предметы живой и неживой природы;

применять различные техники в исполнении работ;

рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства, определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

анализировать форму, конструкцию, пространственное расположение, тональные отношения, цвет изображаемых предметов, сравнивать характерные особенности одного предмета с особенностями другого;

овладеть навыками выжигания по дереву.

Формы и методы проведения занятий

Обучение начинается с изготовления простейших аппликаций и плоских игрушек на проволоке, затем – изготовление объёмных игрушек на леске методом параллельного плетения, изготовления украшений для девочек. Техника плетения постепенно усложняется, расширяются теоретические знания детей в области рукоделия, формируются умения выполнять изделия из бисера различными способами и методами.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю (выходные дни и каникулярный период). Продолжительность занятия – 30 минут.

Образовательная область - художественная

Уровень усвоения - общекультурный

Форма организации образовательного процесса - групповая, индивидуальная.

Содержание программы

1. Введение. (1ч.)

Включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности. Правилами пользования выжигательным прибором.

2. Виды способов выжигания. (1ч.)

Включает ознакомление с разными способами выжигания, фоновым выжиганием, а так же росписи по дереву.

3. Выжигание на тему «Природа». (3ч.)

Включает в себя наблюдения за природными явлениями, разработка рисунка, выжигание способом «непрерывной линии».

4. Выжигание на тему «Животные».(3ч.)

Выбор рисунка, качественная подготовка досок, выжигание вторым способом.

5. Свободное творчество. (3ч.)

Включает составление собственного рисунка на новогоднюю тему. И выжигание, по желанию учащихся, одним из изученных способов.

6. Выжигание на деревянной основе разной формы (круг, квадрат, ромб и др.). (3ч.)

Включает самостоятельную работу по разработке узора, рисунка, орнамента и нанесение его на основу разной формы.

7. Выжигание на объемных формах. (3ч.)

Включает работу совместно с объединением «Художественное выпиливание».Выжигание на объемных формах: карандашница, расческа, подставка, полочка и др.

8. Свободное творчество. (3ч.)

Подразумевает выжигание рисунков по желанию учащихся любым из изученных способов.

9. Выполнение работ на конкурсы. (3ч.)

Подразумевает выжигание рисунков на районные и областные конкурсы и выставки в течение года по заданным темам.

10. Креативные (творческие) темы. (3ч.)

Самостоятельная разработка рисунка на тему «Подарок» по желанию обучающихся.

11. Коллективная работа (3ч.)

творческая группа 3-5 человек).Разработка композиции: дары осени, природа и др.

12. Разработка изделий на тему «Новый год». (3ч.)

Выполнение конкурсных работ на районную и областную выставки

13. Свободное творчество. (3ч.)

Выполнение работ на свободную тему.

14. Панно «Полевые цветы». (3ч.)

Включает работу над композицией с использованием засушенных растений, копирование на доску с дальнейшим выжиганием без раскрашивания.

15. Выжигание на объемных формах. (3ч.)

Включает работу над объемными поделками,сувенирами: тарелки, ложки, пасхальные яйца, карандашница и др.

16. Итоговое занятие. (3ч.)

Оформление работ к выставке.

1. История возникновения бисера. (1ч.)

2. Использование бисера в разных видах рукоделия (1ч.)

Теоретические занятия. История возникновения стекла и изготовления бисера. Знакомство с разными направлениями в работе с бисером, демонстрация готовых изделий.

3. Основы цветоведения. (1ч.)

Теоретические занятия. Цветовой круг. Оттенки цветовых тонов. Теплая и холодная гаммы. Понятие о композиции из геометрических элементов. Показ образцов узоров с разными элементами.

Практические занятия. Работа с цветовым кругом и гаммами. Правила соединения бисера. Отличие бусин по способу изготовления и цвету. Составление орнамента в теплых и холодных тонах.

4. Приемы нанизывания бисера (15 ч.)

Теоретические занятия. Виды и техника простого нанизывания. Орнаментика и колорит украшений. Способы изготовления украшений. Техника безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

Практические занятия. Упражнения на выполнение простого нанизывания. Работа с орнаментом, цветовой гаммой. Изготовление несложных украшений.

5. Параллельное низание бисером на проволоке и на леске. (15ч.)

Теоретические занятия. История возникновения бисера. Использование бисера в разных видах рукоделия. Приспособления и материалы. Параллельное низание бисером, низание «крестиком». Выполнение связок «кольцо», «цветочек».

Практические занятия. Изготовление зверей (зайчик, крокодил, мишка, лисичка, птичек, рыбок параллельным низанием. Изготовление цветов, украшений, новогодних игрушек, снежинок.

6. Низание «крестиком». Упражнения. (18 ч.)

Теоретические занятия. Изучение техники низания «крестиком». Плетение второго, третьего и последующих рядов в широких браслетах. Упражнения в плетении на леске и на нити двумя иглами. Сочетание низания «крестик» с другими техниками.

Практические занятия. Изготовление украшений различной степени сложности в технике «крестик» (кулоны, серьги, браслеты, брелоки).

7. Изготовление сувениров. (20ч.)

Теоретические работы. Понятие о сувенире. Сувенир в повседневной жизни. Изготовление изделий по предложенным схемам в технике параллельного низания и низания «крестиком».

Практические работы. Подготовка работ к выставкам, изготовление сувениров к праздникам («неоновая рыбка», «ящерица», «бабочки», «краб» и др.).

8. Итоговое занятие (1ч.)

Оформление работ к выставке.

Календарно-тематический план по дополнительной образовательной программе «Рукоделие»

№ Содержание

Цель, задачи Теория Практика

1. Вводное занятие Знакомство с программой обучения. Правила техники безопасности. Беседа «История возникновения бисера и бисероплетения». Познакомить с программой дополнительного образования, рассказать об истории возникновения бисероплетения, вызвать интерес к бисероплетению, желание заниматься этим рукоделием, провести инструктажи по технике безопасности при работе с проволокой, ножницами, бисерной иглой. Научить параллельному плоскому плетению, выполнению несложной работы. Включает знакомство с коллективом, с правилами техники безопасности. Правилами пользования выжигательным прибором

1ч.

2. Виды способов выжигания. Материалы и инструменты для бисероплетения Ознакомить с разными способами выжигания, фоновым выжиганием, а так же росписи по дереву. показать инструменты и материалы для бисероплетения, рассказать об их назначении, научить организовывать своё рабочее место, провести инструктаж по технике безопасности работы с проволокой и ножницами. Продолжить обучение параллельному плетению с опорой на схему. Изготовление цветов на проволоке.

1ч.

3.Цветоведение и композиция Обучение правильного подбора цвета при выполнении работы объяснение понятий: яркость, тон, цвет, насыщенность, теплые и холодные тона. Объяснить понятие – композиция, научить строить композицию. Изготовление полуобъёмных цветов

2ч.

4ч.

4. Изготовление сувениров Закрепление знаний по цветоведению и композиции. Выполнение самостоятельной творческой работы по оформлению панно из заготовленных заранее объёмных игрушек. Проверка качества работы

2ч.

25ч.

5. Низание «крестиком». Изучение техники низания «крестиком». Плетение второго, третьего и последующих рядов в широких браслетах. Упражнения в плетении на леске и на нити двумя иглами. Сочетание низания «крестик» с другими техниками.

Изготовление украшений различной степени сложности в технике «крестик» (кулоны, серьги, браслеты, брелоки).

2ч. 18ч.

6. Приемы нанизывания бисера.Выжигание на тему: «Природа» Выполнение простое нанизывания. Работа с орнаментом, цветовой гаммой. Изготовление несложных украшений. Включает в себя наблюдения за природными явлениями, разработка рисунка, выжигание способом «непрерывной линии».

2ч.

15ч.

Итого:72ч.

Литература.

Жукова О. Г. “Бисерное рукоделие”

Божко Л. А. “Бисер”

Божко Л. А. “Бисер. Уроки мастерства”

Гусева Н. А. “365 фенечек из бисера”

Гадаева Ю. В. Бисероплетение. Флора и фауна.

Стефан Пул «Выжигание по дереву»,Москва: «Арт - Пресс», 2008г.

Программа Куруленко Т. Ю. педагога д. о. Дома детского творчества г. Углич.

Хворостов А. С. Декоративно - прикладное искусство в школе. - М.: Просвещение, 1981.

Шемуратов Ф. А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

Норма Грегори Выжигание по дереву, 2007г.

Стефан Пун Выжигание по дереву, 2007

Бородулин В. А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

Публикации по теме:

Лэпбуки по декоративно-прикладному искусствуЛэпбуки по декоративно-прикладному искусству Уважаемые коллеги! Хочу вам представить лэпбуки по декоративно-прикладному искусству :" Гжель" ," Хохлома" и "Городец". Эти лэпбуки я.

Занятие по декоративно-прикладному искусству «Хохломская роспись» в подготовительной группеЗанятие по декоративно-прикладному искусству «Хохломская роспись» в подготовительной группе Декоративно - прикладное искусство. Хохломская роспись. Познавательное развитие в подготовительной группе. Родиной хохломской росписи стала.

Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству «Диагностика детей старшего дошкольного возраста по декоративно-прикладному искусству» была разработана в соответствии с целями и задачами.

Фотоотчёт кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить»Фотоотчёт кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить» Добрый день, коллеги! Недавно я публиковала программу по кружковой работе по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить». Кружок.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству «Веселые матрешки» в средней группе Конспект по Декоративно прикладному искусству в средней группе Тема : Весёлые матрёшки Цель : Познакомить с росписью Полохов – Майдана.

Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы»Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству в разновозрастной группе «В гостях у Хохломы» Конспект занятия по декоративно-прикладному искусству группа «Семицветики» воспитатель: Черкашина Т. Г. Тема занятия: «В гостях у Хохломы».

Конспект занятия в подготовительной группе по декоративно-прикладному искусству народного промысла «Хохлома» Конспект. Образовательной деятельности в подготовительной группе ГБОУ Школа № 935 (5) города Москвы По декоративно-прикладному искусству.

Программа дополнительного образования «Мы туристы» Цель: Создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и их физического развития. Формирование навыков здорового образа жизни.

Программа кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить»Программа кружковой работы по декоративно-прикладному искусству «Волшебная нить» ОГЛАВЛЕНИЕ 1. Пояснительная записка.. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. .. . 3 2. Направленность.

Рабочая программа по народному декоративно-прикладному искусству «Русский сувенир» Программа предназначена для детей 4-5 летСрок реализации программы 1 годПояснительная записка Программа дополнительного образования для.

Библиотека изображений:
  • Предметы старины, утварь
  • Фразеология
  • Фразеология
Автор публикации:
Модифицированная программа дополнительного образования по декоративно-прикладному искусству «Рукоделие»
Опубликовано: 20 декабря 2018 в 09:07
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 мая. День божьих коровок на МААМ

Очередной тематический день посвящен божьей коровке, которая у многих народов считается талисманом удачи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать детям об этом насекомом...

11 мая. День грозы и молнии на МААМ

Очередной тематический день мы предлагаем посвятить чудесным явлениям природы, которые особенно ярко проявляются в мае и июне. Изучаем с детьми особенности грозы, грома и молнии; говорим не только о...


Горячие темочки