Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста

татьяна миронова
Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста

После проведенного обследования детей перед нами была поставлена цель формирующего эксперимента: разработать практико-ориентированный подход, способствующий формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

Были поставлены следующие задачи формирующего эксперимента:

1. Формировать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

2. Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком.

3. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи.

4. Воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом.

5. Формировать навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

6. Формировать навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

7. Повысить педагогическую компетентность родителей в воспитании у детей младшего дошкольного возраста культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Работа по формированию культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников включала в себя следующие этапы работы:

1. Ознакомление детей с навыком, обучение действию.

2. Закрепление навыков.

3. Самостоятельное применение культурно-гигиенических навыков.

На первом этапе мы знакомили детей с последовательностью умывания, одевания и других культурно –гигиенических навыков и использовали следующие методы: показ действия, объяснение, упражнение, алгоритмы («Последовательность одевания», «Мытье рук», а также широко использовали игровые приемы (внесение игрового персонажа, игровые ситуации и т. д., художественное слово, фольклор (потешки). Для формирования представлений детей об одежде, туалетных принадлежностях, посуде мы включаем данные задачи в НОД по ознакомлению с окружающим.

Формы организации НОД старались разнообразить, это и игры-путешествия,дидактические игры: «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу» и т. д.,разнообразные пальчиковые игры: «Сорока - Ворона», «Мальчик - пальчик», «Дружная семейка» «Улитка», «Котята» и др.,проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?».

Эти упражнения повторяли и в НОД, и в режимных моментах, и в повседневной жизни.

Когда дети освоили первичные навыки умывания, одевания, кормления, мы перешли ко второму этапу,цель которого: закрепление культурно – гигиенических навыков.

На данном этапе мы использовали следующие методы:

Упражнения с использованием потешек и художественного слова («Водичка-водичка…» «Теплою водою», «Ножками потопали», «Уж я косу заплету» «Где мой пальчик» и др. ;

Игровые упражнения: «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки», «Покажем кукле Кате как умеем одеваться (раздеваться)», «Расскажем Катюше, как надо правильно кушать» и т. д. ;

Дидактические игры «Хорошо - плохо», «Умоем Катю», «Оденем Машу» и др. ;

Подвижные картинки (на подвижной ставенке – окошке появляются игрушки и туалетные принадлежности и посуда);

Дополнительная мотивация и контроль «Солнышко» радуется, когда дети быстро справились, грустит, когда напачкали или сделали не так.

Проблемные ситуации: «Кукла испачкалась, как сделать ее чистой?», «Почему у кукол грязное полотенце?», «Почему Хрюшу не приглашают в гости?»;

Игровые ситуации: «Учим куклу мыть руки», «Научим Машу – растеряшу убирать вещи» и др.

Художественную литературу: И. Демьянов «Замарашка», А. Кондратьев «Зеркало», Р. Сеф «Мыло» Р. Куликова «Мыло», Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр», Л. Барто «Девочка чумазая», С. Бялковская «Юля-чистюля», Александрова «Купание», Г. Лагздынь «Куклу кормили?», О. Дриз «Ну и каша!», Э. Мошковская «Маша и каша», С. Капутикян «Кто скорее допьет?», A. Прокофьев «Вечером», Г. Лагздынь «Просто объеденье!», И. Токмакова «Ай да суп!», B. Бардадым «Вот как Галю одевали», Г. Лагздынь «Одевали малыша», Э. Мошковская «Митя и рубашка», Е. Благинина «Как у нашей Ирки», И. Муравейка «Я сама!», М. Александрова «Что взяла — клади на место!»

Когда дети научились применять культурно – гигиенические навыки, запомнили и называли действия и необходимые принадлежности (мыло – мыльница, полотенце, грязный – чистый, мокрый – сухой, теплый – холодный, моем руки, вытираем руки, намыливаем руки, отжимаем руки, мы перешли к третьему этапу,цель которого: самостоятельное применение культурно – гигиенических навыков. На данном этапе мы использовали такие методы как, наблюдение за деятельностью детей, поощрение, напоминание, похвала, помощь. Дети научились самостоятельно пользоваться платком, мыть руки по мере необходимости, быстро и последовательно одеваться, аккуратно складывать одежду.

Описание некоторых дидактических игр, игровых и проблемных ситуаций, фольклор представлено в Приложениях Б и В.

Итак, при создании системы работы как неотъемлемые средства мы широко использовали народный фольклор (потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, заклички, пестушки, включая его в режимные процессы, а также игровые методы и приемы (использование игрового персонажа, игровые и проблемные ситуации, дидактические игры и упражнения).

При создании и использовании системы мы учитывали и индивидуальные особенности детей, поэтому обязательным условием явился индивидуально-дифференцированный подход к детям. Индивидуальная работа с каждым ребенком проводилась с учетом уровня его развития, темпов овладения культурно-гигиеническими навыками и в зависимости от особенностей состояния здоровья. В индивидуальной работе мы также активно использовала малые фольклорные формы и игровые приемы:

Объяснение и показ отдельных действий также сопровождались небольшими стишками.

Напоминания, указания, оценку действий детей (одобрение, поощрение, похвала) мы сопровождали чтением потешек, в которых употребляется имя ребенка. Это вызывало у него радость, желание повторить действие.

Практическую помощь проводили, используя положительные оценки действиям через потешки, короткие стихотворения, загадывание загадок, что поддерживало в детях желание в дальнейшем поступать также, сделать лучше.

Одним из приемов, в котором мы употребляли фольклор, явился прием повторения действий, упражнений. При выполнении упражнений мы предлагали детям проговаривать слова знакомых потешек.

Особая роль в воспитании культурно-гигиенических навыков принадлежала игровым приемам. Видное место отводилось при этом дидактическим играм. Например, «Что сначала, что потом». Используя их вместе с народным фольклором, мы закрепляли у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни.

Игры-экспериментирования в сочетании с загадками помогали выравнивать уровень развития культурно-гигиенических навыков детей группы.

Публикации по теме:

Беседа-диалог «Семь-Я» по формированию культуры семейных ценностей у детей младшего школьного возраста Цель: скорректировать представления детей о семье; уяснить важность взаимоотношений в семье; развивать чувство эмпатии; развивать внимание,.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Фотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возрастаФотоотчет о кружковой работе по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста Фотоотчет. Кружковая работа по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста по теме "Дикие животные". Воспитатель:.

Игровые ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста 1. Покажем Мишке как мы умеем одеваться. Цель: в игровой форме побуждать детей соблюдать алгоритм одевания. Мишка пришел в детский сад и.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Реализация практико-ориентированных подходов в работе по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 сентября 2021 в 09:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
27 октября. День игры-ходилки на МААМ

Несмотря на бурное развитие технологий, классические игры-ходилки по-прежнему прочно занимают свою нишу среди детских развлечений. Благодаря своим простым правилам и занимательному игровому процессу, они...

26 октября. День родословной культуры

С древности многие народы хранят традицию помнить свою родословную до седьмого поколения. Праздник «День родословной культуры» — это хороший повод поговорить с детьми о семейных ценностях и вместе...


Горячие темочки