Светлана Бабкина
Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования на этапе проектирования педагогического мероприятия с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования на этапе проектирования педагогического мероприятия с детьми
В ФГОД ДО дано следующее определение индивидуализации дошкольного образования – построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. (слайд) Индивидуализация дошкольного образования основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые развиваются совершенно одинаково – у них разный темп развития, личностные особенности, интересы и потребности, возможности т. д.
Публикация «Реализация принципа индивидуализации дошкольного образования на этапе проектирования педагогического мероприятия с детьми» размещена в разделах
Важнейшей задачей педагога детского сада становится переориентация с массовой (фронтальной) работы на групповую, парную, индивидуальную с учётом способностей и возможностей воспитанников.
Индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. Лидия Васильевна Свирская рассматривает индивидуализацию на уровне группы, подгруппы и отдельной личности. (слайд)
В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Групповая индивидуализация связана с конкретными интересами и потребностями всей группы. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики).
Индивидуализация на уровне группы может осуществляться в таких формах как непосредственная образовательная деятельность, когда в работу включена вся группа детей. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы, каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты.
Как же спланировать групповое занятие с учетом принципа индивидуализации образования? Проблема современного детского сада в недостатке качественных методических пособий, пособия не предусматривают индивидуальные особенности каждого ребенка. Хотя на них и написано, что соответствуют ФГОС ДО. (слайд)
Успешная организация деятельности детей возможна только при условии соблюдения целостности структуры деятельности, которая включает в себя: потребность мотив цель действия, операции результат (А. Н. Леонтьев). Тем не менее, недостаточно только лишь соблюдение структуры деятельности. Педагог должен способствовать тому, чтобы на занятии каждый ребенок формулировал свои цели, проявлял самостоятельность, творчество и вместе с тем сотрудничал с другими детьми. Для этого от педагога требуется большая гибкость, способность к импровизации, постоянное осмысление происходящего.
Одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Предоставление детям права участвовать в планировании, обеспечение реальной возможности выбора, самореализации или реализации своих идей в партнерстве с другими – вот признаки одного из основных методов обеспечения индивидуализации – метода реагирования.
Так, выбрав вместе с детьми тему «Насекомые», воспитатели провели неформальный опрос детей (на слайде).
Такой опрос требует от взрослых учета имеющихся у детей представлений и создания условий для того, чтобы дети получили ответы на интересующие их вопросы, предоставления выбранных детям средств получения знаний.
При выстраивании конкретного педагогического мероприятия с детьми необходимо соблюдать организационную структуру деятельности. (слайд)
На первом этапе необходимо вовлечение дошкольников в решение проблемы Для привлечения внимания детей можно использовать:
- письмо с проблемными заданиями;
- закадровый голос;
- в гости какой-то персонаж пришел и предложил;
- какой-то элемент яркий на доске либо на фланелеграфе, например, из-за кустика выглядывают чьи-то ушки и т. д.
При организации непосредственно образовательной деятельности профессиональная позиция педагога состоит в заведомо уважительном отношении к любому высказыванию малыша по содержанию обсуждаемой темы. Нужно продумать, как обсуждать детские «версии» : не в жёстко-оценочной ситуации (правильно – неправильно, а в равноправном диалоге. Только в этом случае дети будут стремиться быть «услышанными» взрослыми, аргументировать, возражать, вступать в другие виды коммуникации, т. е. говорить.
Следующим моментом является обеспечение гибкости в ходе осуществления деятельности. Например, дети планировали вылепить из глины животных. Каждый ребенок сам решает какого животного будет лепить; из какого материала и т. д. Педагог на данном этапе помогает сделать то, что хотят сами дети. Далее, например, воспитатель может помочь сделать макет леса, чтобы создать целостную композицию. В организации детской деятельности очень важен момент выбора средств и способов деятельности на основе совместного обсуждения (со взрослым или со сверстниками). Большинство используемых материалов должны быть гибкими и иметь различную степень сложности – от самых простых до самых сложных.
Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации обучения. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково- практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Индивидуализация образования может быть обеспечена за счет принципиально нового метода использования раздаточных материалов – тематических комплектов карточек с заданиями. Комплект карточек с заданиями (слайд, подобранными по темам, помогает методически и технически обеспечить индивидуализацию работы с детьми в рамках активно внедряемого в детских садах проектного метода. Вариативность заданий обеспечивает развитие ребенка в соответствии с его интересами, индивидуальными предпочтениями, особенностями и творческими способностями.
Тематический комплект создает основу для сотрудничества: если каждый ребенок сделает какую-либо часть, то у всех вместе получится общий продукт, раскрывающий (иллюстрирующий) тему со всех сторон – в изображениях, в словах, в символах, в цифрах. Каждый ребенок выбирает свое, но вместе – в паре, в группе дети делают одно дело. Это сближает и на этапе действия, и на этапе оценки результатов. Содержание карточек должно быть открытым и понятным ребенку без взрослого. На карточках может быть место для «договорных» пометок, которые разрабатываются самостоятельно в каждой группе воспитателями и детьми. Например, на карточке может появиться метка о времени работы, о партнерствах, о помощи взрослых, о том, где можно искать нужную информацию, где можно получить подсказку и т. п.
В зависимости от возраста педагогу необходимо продумать и способы организации детей во время непосредственно образовательной деятельности : критерии распределения по микрогруппам, количественный состав в микрогруппе, средства и способы формирования микрогруппы, содержание предлагаемых дел, развитие общения (на слайде).