Сусана Нурбиевна Докшокова
Реализация проекта «Веселая математика»
▼ Скачать + Заказать документы
«Создание условий в ДОО и в семье для развития математических способностей у старших дошкольников»
ТМ «Вместе к успеху».
Воспитатель: Докшокова Сусана Нурбиевна
Математика - серьезная и сложная наука, особенно для детей дошкольного возраста. В практике своей работы я заметила, что родителям сложно определить какие именно знания по математике нужны дошкольником, какими средствами развивать математические способности.
Публикация «Реализация проекта „Веселая математика“» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Анкетирование родителей показало, что у них недостаточно знаний по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей. Многие считают, если ребенок умеет считать до 20,значит хорошо знает математику и готов к школе.
У родителей недостаточно представлений о том, как поддерживать интерес к математике, им трудно оценить какие именно знания есть у ребенка и соответствуют ли они требованием программы.
У меня возникла идея создание проекта по развитию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. А так, как по словам Б. Паскаля: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая сделать его немного занимательным», проект я назвала «Весёлая математика». Он включает занимательный математический материал.
Цель проекта :
1. Развивать математические представления детей.
2. Активизировать работу с семьей по вопросу формирования элементарных математических представлений.
Были определены следующие задачи:
- в работе с детьми:
1. Формировать осознанный интерес к элементарной математической деятельности.
2. Учить детей приемам умственных действий (анализу, синтезу, сравнению, обобщению, классификации.
- в работе с родителями:
1. Способствовать повышению компетенции родителей в данном разделе, через проведение родительских собраний, консультаций, бесед, оформление папок-передвижек, выставок дидактических игр и пособий.
2. Вовлечь родителей в образовательный процесс как активных его участников.
3. Содействовать изменению родительской позиции к обучению ребенка математике как к развивающему, а не как к набору готовых знаний и суждений
Базовой программой по ФЭМП является М. Васильева. Мой проект создан на основе программы Е. В. Колесниковой «Математические ступеньки». Она носит развивающий характер. В ней представлены следующие разделы, как и в программе М. Васильевой: - Количество и счет - Величина -Геометрические фигуры - ориентировка во времени и в пространстве. Программа поддерживает познавательный интерес и активность ребенка, нацелена на взаимодействие с родителям. Она легко усваивается детьми: веселые рисунки и игровые упражнения делают процесс обучения интересным, а значит повышает результативность работы.
Развивать математические способности можно при помощи :
• Логических игр, задач и упражнений;
• Дидактических игр и упражнений;
• Занимательного математического материала.
Дидактические игры и логические упражнения применяются с целью развития у детей умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать, сравнивать обобщать по признаку, целесообразно думать. Они наглядно представлены виде чертежа или рисунка. Дети подбирают недостающие предметы, геометрические фигуры, определяют порядок элементов, исправляют преднамеренные ошибки. Например игры: «Найди предмет» «Чем отличаются» «Математические лабиринты»
Занимательный математический материал довольно разнообразен. В своей работе я использую следующие игры: счетные палочки, загадки, головоломки, загадки-шутки.
При помощи счетных палочек знакомлю детей с формами. Они строят и преобразуют простые и сложные фигуры по условиям. Использую загадки математического содержания.
Особое место в развитии математических способностей, занимают игры на составление изображений предметов из геометрических фигур. «Танграм», «Колумбово яйцо», «Пентамино»
В ходе решения задач на смекалку дети учатся планировать свои действия, обдумывать каждый свой шаг, предугадывать результат.
Загадки-шутки, это занимательные загадки, для решения которых надо проявлять находчивость, смекалку, понимание юмора. Примеры: У трёх братьев по одной сестре. Сколько всего детей в семье? (4). У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1).
Взаимодействие с родителями является неотъемлемым условием успешной работы. Взаимодействие осуществлялось в разных формах. На родительском собрании «Роль дидактических игр по математике для успешной подготовки детей к школе», познакомила с видами игр и различными видами занимательного материала, рассказала, как лучше использовать их в домашних условиях. Были проведены консультации для родителей: «Зачем детям математика», «Играем в выдающихся математиков», «Математика для дошкольников»
Большую ценность имеют индивидуальные беседы с родителями об успехах детей, о том, что еще не совсем получается. Многие родители занимаются с детьми дополнительно, организовали дома уголки развивающих игр. Соревнуются с детьми в разгадывании ребусов и головоломок, играют в шашки и шахматы.
Реализуя свой проект «Весёлая математика», я убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, лучше выполняют сложные задания. Весь комплекс занимательных игр и упражнений – это длинная интеллектуальная «лестница», а сами игры и упражнения – ее «ступеньки». Я стремлюсь, чтобы каждый ребёнок выше поднялся по этой лестнице. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.
Мастер класс
Уважаемые коллеги, давайте потренируемся в решении занимательных задач с палочками.
1)Из 7 палочек составьте 2 квадрата.
Добавьте 1 палочку, чтобы получилась 2 квадрата и 2 треугольника.
Из середины уберите 1 палочку.
2)К этим 2 квадратам добавьте сверху 3 палочки, чтобы получилось 3 квадрата.
Переложите 2 палочки, чтобы квадратов стало два.
-- У вас должен получится 1 большой и 1 маленький квадраты.