Даражат Сиражутдинова
Реализация проектной деятельности в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В общепринятом понимании, проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Однако реализация проектов как одна из форм организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику.
Публикация «Реализация проектной деятельности в ДОО» размещена в разделах
Как отвечают авторы одной из образовательных программ дошкольного образования, «проектная деятельность — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки»
Н. Е. Веракса под проектной деятельностью понимает сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность, по его мнению, предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.
Н. А. Виноградова определяет метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
А. А. Сагадеева под методом проектов понимает совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.
Еще один автор, имеющий многолетний опыт реализации проектов в работе с детьми дошкольного возраста – Л. В. Михайлова-Свирская – определяет проект как «отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу». Руководствуясь данными (и некоторыми другими) определениями, мы понимаем под образовательным проектом такую форму организации образовательного процесса, которая может объединять разные виды детской деятельности для реализации конкретной темы в условиях четко установленной ограниченности во времени. При этом мы подразумеваем, в основном, коллективные проекты, предусматривающие активность всех детей, в отдельных случаях – детей и родителей. Но в образовательном процессе есть место и индивидуальным проектам, как правило, осуществляемым совместно ребенком и его родителями, максимально полно учитывающим индивидуальные образовательные запросы и потребности ребенка. Проекты могут быть разными по длительности, реализующими разный спектр образовательных задач. Обязателен учет интересов детей при реализации проекта, а также предоставление детям возможности применить имеющиеся у них знания и умения.
Расскажу о нашем опыте организации тематических образовательных проектов. Тематический образовательный проект мы рассматриваем как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей, базирующийся на инициативе детей, включающий интересную для детей поисковую деятельность. Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей.
Особенности организации образовательной работы в реализации проекта позволяют не использовать организационную форму занятий, распределяя детскую активность между совместной со взрослыми (педагогом и родителями) деятельностью и самостоятельной детской деятельностью, поддерживаемой педагогом и родителями.
Виды детской деятельности – познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, чтобы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать «точку удивления», имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.
Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей – либо возникший спонтанно, в ответ на какую-либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая дает начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.
Поэтому реализацию проекта мы можем начать с :
• тщательно продуманной познавательно-исследовательской деятельности – в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которая позволит заинтересовать детей темой нашего проекта;
• создания «зрительного» ряда в виде фотоиллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;
• чтения детям – как художественной, так и познавательной литературы;
• рассказа воспитателя о событии, поразившем его воображение;
• рассказа ребенка о происшедшем с ним событии (например, ребенок впервые побывал в зоопарке или цирке, увидел слона, и тот поразил его воображение, ребенок захотел больше узнать о слонах; ребенок вместе с мамой посетил выставку кошек, шоу воздушных шаров, и т. п. – здесь мы будем иметь дело со спонтанно возникшим интересом, на который придется быстро и гибко отреагировать).
В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей, на которые они хотят получить ответы.
Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование – это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы формы образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, с минимальной педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:
В блоке совместной деятельности взрослых и детей :
1. Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.
2. Рассказы воспитателя.
3. Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).
4. Беседы с детьми.
5. Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.
6. Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки).
7. Речевое творчество – придумывание сказок, фантастических историй.
8. Конкурс плакатов по теме проекта.
9. Разнообразные игры – дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, в которых воспитатель участвует как равноправный партнер, подвижные.
В блоке самостоятельной деятельности детей :
1. Сюжетно-ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.
2. Театрализованные игры.
3. Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.
4. Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.
В блоке взаимодействия с семьями детей:
1. Совместные детско-родительские проекты. Презентация проектов – как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото- и видеорепортажей (документального подтверждения полученных результатов).
2. Создание фотоальбомов, стенгазет с фотографиями из семейных архивов.
3. Конкурсы детских и детско-родительских поделок на «цветочную» тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, поделки, выполненные в любых техниках и из любых материалов.
Все эти формы образовательной работы объединяются в третьей части проекта – реализации мероприятий.
Обязательной частью проекта должно стать взаимодействие с семьями детей. Участие взрослых в познавательно-исследовательской деятельности детей не исчерпывается только воспитателем, другими педагогами. Необходимо привлечь к этому родителей. Для этого можно подготовить информационные листки, постараться вручить их каждой семье накануне выходных, предваряющих нашу тематическую неделю и тематический образовательный проект.
Кроме того, вручая информационные листки родителям, воспитатель находит время для того, чтобы поговорить с некоторыми из них – наиболее открытыми к общению, совместной деятельности, откликающимися на просьбы воспитателя. Таким родителям мы предлагаем вместе с ребенком реализовать свой собственный проект (по исследованию различных объектов окружающего мира, изучению явления природы и социальной жизни, руководствуясь при этом интересами и увлечениями родителей. Важно, чтобы детско-родительский проект имел какой-то осязаемый результат – оформленный альбом, стенгазета, плакат, слайды, отснятый видеофильм, рисунки и поделки, выращенные растения и т. п.
Необходимо помнить, что проект должен завершиться каким-то итоговым мероприятием: интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта. Это последняя, пятая часть проекта.
Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего, на создание развивающей предметно-пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнерской деятельности, а также всемерную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.