Папки-передвижки

Реализация проектной деятельности в ДОО

Даражат Сиражутдинова
Реализация проектной деятельности в ДОО

В общепринятом понимании, проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с изначально четко определенными целями, достижение которых определяет завершение проекта, с установленными требованиями к срокам, результатам, риску, рамкам расходования средств и ресурсов и к организационной структуре. Однако реализация проектов как одна из форм организации образовательного процесса с детьми дошкольного возраста имеет свою специфику.

Публикация «Реализация проектной деятельности в ДОО» размещена в разделах

Как отвечают авторы одной из образовательных программ дошкольного образования, «проектная деятельность — это создание воспитателем условий, позволяющих детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путём, анализировать его и преобразовывать. В проектной деятельности ребёнок чувствует себя субъектом, поскольку получает возможность быть самостоятельным, инициативным, активным деятелем, который ответствен за опыт своей деятельности, свои поступки»

Н. Е. Веракса под проектной деятельностью понимает сложно-организованный процесс, предполагающий не частные изменения в методике проведения отдельных занятий, а системные преобразования всего учебного и воспитательного процесса. Проектная деятельность, по его мнению, предполагает различные формы активности детей, логично взаимосвязанные разными этапами реализации замысла, поэтому она выходит за пределы традиционной сетки занятий в детском саду.

Н. А. Виноградова определяет метод проектов как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

А. А. Сагадеева под методом проектов понимает совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Суть метода проектов – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний.

Еще один автор, имеющий многолетний опыт реализации проектов в работе с детьми дошкольного возраста – Л. В. Михайлова-Свирская – определяет проект как «отрезок жизни группы, в процессе которого и дети, и взрослые совершают увлекательную поисково-познавательную творческую работу». Руководствуясь данными (и некоторыми другими) определениями, мы понимаем под образовательным проектом такую форму организации образовательного процесса, которая может объединять разные виды детской деятельности для реализации конкретной темы в условиях четко установленной ограниченности во времени. При этом мы подразумеваем, в основном, коллективные проекты, предусматривающие активность всех детей, в отдельных случаях – детей и родителей. Но в образовательном процессе есть место и индивидуальным проектам, как правило, осуществляемым совместно ребенком и его родителями, максимально полно учитывающим индивидуальные образовательные запросы и потребности ребенка. Проекты могут быть разными по длительности, реализующими разный спектр образовательных задач. Обязателен учет интересов детей при реализации проекта, а также предоставление детям возможности применить имеющиеся у них знания и умения.

Расскажу о нашем опыте организации тематических образовательных проектов. Тематический образовательный проект мы рассматриваем как вид тематической недели, предусматривающий активность всех участников образовательного процесса – детей, педагогов и родителей, базирующийся на инициативе детей, включающий интересную для детей поисковую деятельность. Образовательный проект требует такой организации педагогической работы, таких форм поддержки инициативы детей, которые позволят детям самостоятельно получить ответы на имеющиеся у них вопросы в процессе разнообразных детских деятельностей.

Особенности организации образовательной работы в реализации проекта позволяют не использовать организационную форму занятий, распределяя детскую активность между совместной со взрослыми (педагогом и родителями) деятельностью и самостоятельной детской деятельностью, поддерживаемой педагогом и родителями.

Виды детской деятельности – познавательно-исследовательская, продуктивная, коммуникативная, игровая, конструктивная, музыкальная, речевая. Но для того, чтобы мотивировать детей к этой деятельности, заинтересовать их темой, необходимо организовать «точку удивления», имеющую непосредственный выход на детскую деятельность и подпитывающую детскую любознательность.

Итак, отправной точкой для реализации любого проекта является непосредственный интерес детей – либо возникший спонтанно, в ответ на какую-либо жизненную ситуацию, либо спровоцированный воспитателем. Этот возникший у детей интерес подталкивает их на проявление инициативы, которая дает начало проекту. Таким образом, первой частью тематического образовательного проекта будет организация «точки удивления», возбуждающей интерес детей и создающей мотивацию для познавательной активности.

Поэтому реализацию проекта мы можем начать с :

• тщательно продуманной познавательно-исследовательской деятельности – в виде системы наблюдений и элементарных опытов, которая позволит заинтересовать детей темой нашего проекта;

• создания «зрительного» ряда в виде фотоиллюстраций, интересно изданных книг для детей, просмотра мультфильмов или видеофильмов;

• чтения детям – как художественной, так и познавательной литературы;

• рассказа воспитателя о событии, поразившем его воображение;

• рассказа ребенка о происшедшем с ним событии (например, ребенок впервые побывал в зоопарке или цирке, увидел слона, и тот поразил его воображение, ребенок захотел больше узнать о слонах; ребенок вместе с мамой посетил выставку кошек, шоу воздушных шаров, и т. п. – здесь мы будем иметь дело со спонтанно возникшим интересом, на который придется быстро и гибко отреагировать).

В заключение первой части проекта мы записываем все вопросы детей, на которые они хотят получить ответы.

Поддерживая возникший интерес детей, мы совместно с ними, а также с привлечением родителей планируем возможные формы образовательного процесса в ходе реализации проекта. Планирование – это вторая часть тематического образовательного проекта. Важно, чтобы формы образовательной деятельности позволили детям самостоятельно, с минимальной педагогической поддержкой получить ответы на возникшие у них вопросы. Такими формами могут быть:

В блоке совместной деятельности взрослых и детей :

1. Непосредственное наблюдение за объектами, связанными с темой проекта.

2. Рассказы воспитателя.

3. Создание коллекций (растений, игрушек, фотоиллюстраций, картинок).

4. Беседы с детьми.

5. Разнообразная продуктивная деятельность детей – лепка, аппликация, рисование, творческое конструирование.

6. Чтение художественной и познавательной литературы, в том числе народных сказок, использование русского фольклора (потешки, поговорки, загадки).

7. Речевое творчество – придумывание сказок, фантастических историй.

8. Конкурс плакатов по теме проекта.

9. Разнообразные игры – дидактические и сюжетно-дидактические, сюжетно-ролевые, в которых воспитатель участвует как равноправный партнер, подвижные.

В блоке самостоятельной деятельности детей :

1. Сюжетно-ролевые игры, связанные с темой образовательного проекта.

2. Театрализованные игры.

3. Самостоятельная творческая продуктивная деятельность.

4. Самостоятельные наблюдения с последующей презентацией их результатов.

В блоке взаимодействия с семьями детей:

1. Совместные детско-родительские проекты. Презентация проектов – как в виде их непосредственных результатов, так и в виде фото- и видеорепортажей (документального подтверждения полученных результатов).

2. Создание фотоальбомов, стенгазет с фотографиями из семейных архивов.

3. Конкурсы детских и детско-родительских поделок на «цветочную» тему: рисунки, аппликации, вышивки, бисероплетение, поделки, выполненные в любых техниках и из любых материалов.

Все эти формы образовательной работы объединяются в третьей части проекта – реализации мероприятий.

Обязательной частью проекта должно стать взаимодействие с семьями детей. Участие взрослых в познавательно-исследовательской деятельности детей не исчерпывается только воспитателем, другими педагогами. Необходимо привлечь к этому родителей. Для этого можно подготовить информационные листки, постараться вручить их каждой семье накануне выходных, предваряющих нашу тематическую неделю и тематический образовательный проект.

Кроме того, вручая информационные листки родителям, воспитатель находит время для того, чтобы поговорить с некоторыми из них – наиболее открытыми к общению, совместной деятельности, откликающимися на просьбы воспитателя. Таким родителям мы предлагаем вместе с ребенком реализовать свой собственный проект (по исследованию различных объектов окружающего мира, изучению явления природы и социальной жизни, руководствуясь при этом интересами и увлечениями родителей. Важно, чтобы детско-родительский проект имел какой-то осязаемый результат – оформленный альбом, стенгазета, плакат, слайды, отснятый видеофильм, рисунки и поделки, выращенные растения и т. п.

Необходимо помнить, что проект должен завершиться каким-то итоговым мероприятием: интегрированным развлечением, на котором все участники смогут презентовать свои результаты в реализации общего проекта. Это последняя, пятая часть проекта.

Важно также помнить, что главные активности взрослых (педагогов, родителей) при реализации тематического образовательного проекта распространяются, прежде всего, на создание развивающей предметно-пространственной среды, передачу детям знаний в процессе совместной партнерской деятельности, а также всемерную поддержку детской инициативы и самостоятельности и создание условий для самостоятельной творческой деятельности.

Публикации по теме:

Презентация «Реализация ФГОС в деятельности музыкального руководителя ДОО» В. А Сухомлинский говорил: «Музыка – воображение – фантазия – сказка – творчество – такова дорожка, идя по которой ребёнок развивает свои.

Виды проектной деятельности Виды проектной деятельности Жатько М. С воспитатель д/с № 53 «Истоки» Развивающаяся педагогика ненасилия существенно изменила отношение.

Инклюзивное образование детей в ДОО. Современное состояние, перспективы развития на примере своего ДОО Сухомлинский В. А. : «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости.

Использование ИКТ в проектной деятельности ДОО Козлова Ольга Викторовна – заместитель заведующего МБДОУ "Детский сад №115", Медведева Оксана Владимировна – старший воспитатель МБДОУ.

Из опыта работы «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС до» Из опыта работы: «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО» Старший воспитатель МБДОУ.

Реализация двигательной деятельности в ДОУ Для реализации двигательной деятельности в детском саду есть открытая спортивная площадка и два спортивных зала, в которых находится все.

Реализация проектной деятельности .

Рекомендации по организации проектной деятельности Рекомендации по организация проектной деятельности для детей дошкольного возраста. Логвиненко А. Ю. – ПДО МБУДО ЦРТДиЮ «Крылатый». ДЕТСТВО.

Здоровьесберегающие технологии и их реализация в практической деятельности педагогов Здоровьесберегающие технологии и их реализация в практической деятельности педагогов. В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных.

Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС доо Взаимодействие ДОО и семьи при реализации ФГОС ДОО Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о необходимости сотрудничества двух.

Автор публикации:
Реализация проектной деятельности в ДОО
Опубликовано: 13 марта 2019 в 00:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД