Приложение МААМ

Реализация психолого-педагогического проекта «Будущий школьник»

Ирина Назарова
Реализация психолого-педагогического проекта «Будущий школьник»
▼ Скачать + Заказать документы

Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада.

Не секрет, что в современной школе увеличилось количество неуспевающих учеников среди младших школьников. Причин тому – несколько, а одна их них – недостаточный уровень сформированности мотивационной готовности к школьному обучению детей 6 – 7 лет. Мотивационная готовность проявляется в стремлении ребенка к учению, в познавательном интересе к окружающему, в развитии интеллектуального потенциала. Не возникая у детей спонтанно, она формируется постепенно и, самое главное, требует грамотного руководства взрослых – родителей и педагогов.

Публикация «Реализация психолого-педагогического проекта „Будущий школьник“» размещена в разделах

Большую роль в подготовке детей к школе играют родители, но не все из них знают, как правильно готовить ребенка к будущей школьной жизни. Основная причина ошибок родителей при подготовке детей к школе — недостаточный уровень образовательной культуры семьи.

Становление готовности к школе обусловлено, прежде всего, формированием ребенка в качестве субъекта доступных видов детской деятельности: игры, познания, общения, предметно–трудовой, художественной деятельности. Полноценная готовность ребенка к обучению в школе выступает, с одной стороны, как своеобразный показатель достижений его личностного развития в дошкольный период, а с другой – как базовый уровень для освоения школьной программы и как показатель готовности к принятию позиции субъекта учебной деятельности.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л. А

Данный проект будет полезен в работе воспитателям подготовительных групп, а также родителям, с целью повышения родительской компетентности в вопросах предшкольной подготовки детей.

Представленный материал предполагает использование разнообразных форм и методов работы: создание предметно – развивающей среды, педагогическое просвещение родителей.

Проведение целенаправленной работы в детском саду по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы, способствует повышению социальной и познавательной активности, целенаправленному формированию у них интегративных качеств, необходимых для успешного включения детей в школьную жизнь.

Цель проекта : создание психолого-педагогических условий для достижения ребенком определенного уровня развития, способствующего успешной адаптации к школьному обучению, включающего следующие аспекты:

мотивационный - воспитание положительного отношения к школе у детей старшего дошкольного возраста;

произвольно-регуляторный, позволяющих ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).

Реализация цели предполагает решение ряда задач:

формирование у детей учебной мотивации; развитие познавательной, эмоционально-личностной, коммуникативной сфер ребенка с учетом требований;

развитие основных психических функций, необходимых для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление и т. д.);

развитие творчески активной личности.

Критериями эффективности проекта мы определяем высокий процент детей со сформированной психолого-педагогической готовностью к обучению в школе, повышение психолого-педагогической грамотности родителей воспитанников ДОУ и повышение профессионального мастерства педагогов ДОУ.

Тип проекта : познавательно – творческий.

Сроки реализации проекта : 17.10.2016-26.05.2017

Участники проекта : воспитанники подготовительной группы, воспитатели, педагог-психолог, родители.

Содержание проекта построено по следующим направлениям:

1. Ознакомление с предметным окружением и с социальным миром

Углублять и расширять представления детей о предметах, их существенных признаках и классификации.

дать представления о школе и правилах поведения учащихся в ней детей.

Формировать положительное отношение к школе;

Учить ориентироваться во времени (времена года, дни недели и т. д.).

2. Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:

Активизировать, расширять и уточнять словарь детей.

Развивать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Совершенствовать фонематический слух (учить называть слова с определённым звуком, определять место звука в слове и т. д., отрабатывать дикцию.

Учить делить слова на слоги.

Дать первоначальные представления о предложении.

Закреплять умения отвечать на вопросы, самостоятельно связно и последовательно передавать содержание текста.

Совершенствовать умение составлять рассказы.

3. Формирование элементарных математических представлений:

Совершенствовать навыки счёта в пределах 10 в прямом и в обратном порядке и отношений между числами натурального ряда.

Познакомить со счетом в пределах 20 без операций над числами. Знакомить с числами второго десятка.

Расширять представления о геометрических фигурах и о пространственной ориентировке.

Учить детей ориентироваться на листе бумаги.

Познакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).

Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).

4. Работа по развитию и укреплению мелкой моторики рук.

Штриховка.

Работа по разлиновке в тетради с направляющей: предметы, элементы букв, узоры, прямые и наклонные.

Практическое выполнение рисунков, узоров и т. д. в тетради в клетку.

5. Развитие основных психических функций : памяти, мышления, восприятия, внимания.

Подготовительный этап (17.10.-28.10)

Основное содержание:

Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.

Разработать рабочий план по реализации основного этапа проекта.

Методы и формы реализации :

Методика «Экспересс-диагностика готовности к школе» (авторы Е. К. Вархотова, Н. В. Дятко, Е. В. Сазонова)

2. Основной этап (01.11-30.04)

Основное содержание:

Реализация рабочего плана проекта.

3. Заключительный этап (01.05.- 26.05)

Основное содержание:

Выявить уровень психолого-педагогической подготовки детей к школе.

Анализ результативности проекта;

Викторина для детей «К школе готов;

Анализ и распространение педагогического опыта.

Проект является совместным с воспитателями подготовительной группы.

Воспитателями была проведена целевая прогулка к школе (школьный двор, спортивная площадка, просмотр мультфильмов на тему «Школа», рассматривание картин о школьной жизни, создана библиотека о школе, рисование на тему «Моя школа», организация фотовыставки «Наши мамы и папы – школьники», Л. Воронковой «Подружки идут в школу», С. Маршак «Первое сентября», лексин «Первый день», Э. Мешковская «Мы играем в школу», А. Александрова «В школу», Берестов «Считалочка», умная сказка М. А. Панфиловой из цикла «Лесные сказки» - «Смешные страхи», Маршак «Кот - лодырь», Барто «В школу».

В ходе реализации проекта педагогом – психологом были проведены такие игры и упражнения на:

Развитие логического мышления «Какой квадрат подходит в пустую клетку», «Что на пустом месте?», «Найди, что подходит?», «Чья тень?»;

Развитие зрительного внимания и мелкой моторики «Найди отличия», «Пройди лабиринт», «Сколько треугольников на рисунке?», «Сколько квадратов на рисунке?», «Найди все предметы, которые спрятались на рисунке»;

Развитие слуховой памяти «Каскад слов»;

Развитие памяти «Запомни картинки», «Найди такой же», «Покажи предмет, которого не было»;

Развитие способности устанавливать закономерность «Бусы»;

Развитие мышления и воображения «Дорисуй фигуры», «Что вначале, что потом?»;

Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать «Четвертый лишний»;

Развитие способности устанавливать закономерность «Продолжи ряд», «Бусы»;

Обучения навыкам анализа и рассуждения «Что перепутал художник?», «Подходит - не подходит», «Что не так и почему?», «Волшебное зеркало»;

Обучение способности концентрации, объема, переключения, устойчивости внимания «Корректурные пробы», «Расставь знаки в соответствие с цифрами», «Зачеркни рисунок (букву»);

Знакомство и узнавание основных эмоций человека: радость, счастье, злость, обида, страх, удивление, испуг, стыд.

Так же уделялось много времени по развитию мелкой моторики руки: раскрась по образцу, рисование по точкам фигур, дорисуй картинку, соедини линии по пунктирам (симметрия, раскрась картинку в соответствии с цифрами, задание по развитию мелкой моторики (штриховка, рисование внутри больших фигур постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленьких – постепенно увеличивающиеся, узнавание и раскрашивание геометрических фигур определенным цветом

Для родителей приготовлена Папка-передвижка «Что включает готовность к школе», буклет «Готовим ребенка к школе», «Основные факторы риска в предшкольный период», «Основные психологические особенности будущего первоклассника», Буклет «Игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 5-7 лет».

Мониторинг показал:

На начало проекта обследовано 13 детей подготовительной группы (100% выпускников).

к школе вероятно ГОТОВЫ. 2детей – 15%;

Готовы УСЛОВНО: 7 детей 55 %.

Вероятнее всего НЕ ГОТОВЫ: 4 детей – 30 %;

Диаграмма 1. Результаты обследования психологической готовности к обучению к школе на начало проекта и на конец по методике “Экспресс-диагностика готовности к школе” автор Вархотова Е. К., Дятко Н. В., Сазонова Е. В.

Наиболее высокие результаты дети показали умения детей объяснять смысловые ошибки изображения, ориентировка в пространстве. Все дети знают геометрические фигуры и могут ими оперировать.

Таким образом, после реализации проекта у детей наблюдается средний и высокий уровни интеллектуального развития, умственной работоспособности, психоэмоциональной зрелости, достаточно развиты способы познавательной деятельности, предпосылки учебной деятельности. Дети имеют определенный запас знаний об окружающем мире, ориентируются в различных ситуациях, умеют контролировать свои действия. У них сформировано положительное отношение к школе, позиция «Я»- школьник.

Публикации по теме:

Методика психолого-педагогического обследования детей 5–6 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 6-го года жизни 1. Включение в ряд. Задание направлено на выявление уровня развития.

Методика психолого-педагогического обследования детей 6–7 лет Методика психолого-педагогического обследования детей 7-го года жизни. 1. «Найди место фигуре» (матрица фигур). Задание направлено.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Цикл занятий 3. Приложения 4. Заключение 5. Список литературы Программа психолого-педагогического.

Программа психолого-педагогического сопровождения первоклассников (продолжение) Занятие шестое Задачи: Формирование познавательных мотивов учения. Познакомить детей с правилами поведения на уроке и перемене, упражняться.

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник»Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Ваш ребенок — будущий школьник» Тема родительского собрания «Ваш ребенок – будущий школьник». Присутствовало: 20 Отсутствовало: 7 Цели: формирование активной педагогической.

Реализация педагогического проекта «Я-гражданин России» с детьми подготовительной к школе группы «Как нет человека без самолюбия, так и нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека…».

Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья» Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья!» с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей.

Родительское собрание на тему «Ваш ребенок — будущий школьник» Родительское собрание «Ваш ребёнок – будущий школьник» Цели: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей.

Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребёнок — будущий школьник» Родительское собрание в подготовительной группе «Ваш ребёнок – будущий школьник» Цели: формирование активной педагогической позиции родителей;.

Родительское собрание «Ваш ребенок — будущий школьник» Ваш ребенок будущий школьник Цель: ознакомление родителей с критериями готовности ребенка к школе; оценка родителями степени готовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация психолого-педагогического проекта «Будущий школьник»
Опубликовано: 11 февраля 2019 в 09:09
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация психолого-педагогического проекта «Будущий школьник»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Назарова (УИ 463124) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД