МААМ-картинки

Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Гульсира Харасова
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования

«Человеку важно знать свои корни-

отдельному человеку, семье, народу-

тогда и воздух, которым мы дышим,

будет целебен и вкусен,

дороже будет взрастившая нас земля

и легче будет почувствовать

назначение и смысл человеческой жизни…»

К. Кулиев

Публикация «Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования» размещена в разделах

В ситуации демократизации общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. Содержание образования в многонациональном Российском государстве должно обеспечить личности возможность самоидентифицироваться как представителю того или иного этноса, создать условия для вступления личности в равноправный диалог с представителями других культур, приобщить к ценностям мировой культуры, поскольку понять и принять других может лишь тот, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.

В условиях интенсивной модернизации дошкольного образования это становится возможным благодаря ФГОС ДО, который регламентирует воспитательно-образовательный процесс введением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, имеющей в своей структуре региональный компонент. Таким образом, актуальность поставленного вопроса обусловлена тем, что содержание регионального компонента призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира. Однако практический опыт взаимодействия с дошкольниками позволяет сформулировать противоречие между необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры и отсутствием систематизированного, соответствующего образовательным потребностям старших дошкольников и требованиям ФГОС ДО методического и дидактического обеспечения. Разрешение имеющегося противоречения мы видим в организации образовательного процесса этнокультурного воспитания старших дошкольников средствами авторской программы дополнительного образования «Курай».

Обоснованием для внедрения программы «Курай» в образовательный процесс СП детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка - является принцип этнического преимущества, так как, Большечерниговский район является местом наиболее древнего и компактного проживания башкир на территории Самарской области. Башкирские переселенцы появились здесь более 200 лет назад и составляют на сегодняшний день около 10 % от общего населения района. В селе Украинка их около 50%.

Соответственно, целью программы «Курай» является создание условий для целостного развития ребёнка старшего дошкольного возраста в рамках ознакомления с культурой башкирского народа через различные виды детской деятельности, способствующие воспитанию нравственно- здоровых людей, любящих свою Родину и ответственных за её будущее.

Программа «Курай» предполагает использование группой формы организации детской деятельности, что позволяет параллельно решать и задачи обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования СП детский сад «Солнышко»ГБОУ СОШ «Образовательный центр» с. Украинка :

1. ОО «Социально-коммуникативное развитие» : познакомить с башкирскими дидактическими и подвижными играми; воспитывать интерес и уважение к традициям, истории и культуре башкирского народа.

2. ОО «Физическое развитие» : развивать двигательные навыки старших дошкольников, сформировать навыки выполнения основных видов движений средствами подвижных игр башкирского народа. Развивать мелкую моторику рук.

3. ОО «Художественно-эстетическое развитие» : сформировать предпосылки ценностного восприятия смысла национальных – башкирских- произведений искусств (произведений художественной литературы и фольклора, музыкальных произведений, произведений изобразительного искусства.

4. ОО «Речевое развитие» : пополнить пассивный и актуализировать активный словарный запас башкирской лексикой.

5. ОО «Познавательное развитие» : познакомить детей старшего дошкольного возраста с культурой башкирского народа.

Структура образовательного раздела программы «Курай» представлена 3-мя блоками, реализация которых позволяет сформировать представления о мире национальных вещей, мире народных фантазий и окружающем мире в рамках национального башкирского аспекта.

Практическая значимость программы «Курай» заключается в систематизации башкирских игр (настольных, подвижных, театрализованных и др.) по принципу приоритета деятельностного подхода и поддержки детской самостоятельности и инициативы.

Методическое и дидактическое обеспечение программы «Курай» позволяет считать ей высокотехнологичной в свете возможности применения педагогами других дошкольных образовательных организаций, где имеются воспитанники башкирской национальности.

Образовательные результаты, получаемые воспитанниками старшей группы, представлены целевыми ориентирами:

1. Имеют представления об истории башкирского народа, его особенностях и традициях.

2. Позитивно относится к национальным различиям сверстников, к другим культурам.

3. Самостоятельно пользуется народным фольклором, могут применять народные приметы в повседневной жизни.

4. Проявляет творческие способности, инициативу и самостоятельность при создании различных тематических композиций в изодеятельности в рамках башкироведения.

5. Имеет представления о башкирских произведениях искусства (словесного, изобразительного, музыкального).

6. Умеет продуктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, соблюдая правила позитивного общения.

Таким образом, систематическая работа в рамках реализации регионального компонента ООП позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую

свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами; а также повысит знания у родителей о культурных ценностях и традициях своей национальности.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Музыкальная дидактическая игра с включением башкирского компонента «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?» «Слушай свист, звон, стук. Угадай, что вокруг?»Музыкальная дидактическая игра с включением регионального компонента для старших дошкольников. Цели.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Презентация «Календарно-тематический план рабочей общеобразовательной программы дополнительного образования» Уважаемые коллеги! В продолжении темы своей рабочей программы по дополнительному образованию "РЕЧеЦВеТИК" предлагаю календарно-тематический.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация башкирского регионального компонента основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Опубликовано: 28 марта 2022 в 22:12
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД