Приложение МААМ

Реализация регионального компонента

Скоробогатько Виктория
Реализация регионального компонента
▼ Скачать + Заказать документы

«Организация работы по реализации регионального компонента по приобщению детей к истокам русской культуры с целью повышения познавательной активности»

В нашу современную жизнь стремительно ворвалась западная культура: музыка, фильмы, книги, мультипликация, игрушки - все это оказывает большое влияние на восприимчивую детскую психику.

Настораживает тот факт, что под массивным воздействием западной культуры подрастающее поколение растет и формируется на чуждых нашей самобытности ценностях. Великая же культура русского народа, которая складывалась тысячелетиями и просто изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, уникальным фольклором, стала забываться, отходить на второй план. Многое из жизни наших предков уже утрачено.

Публикация «Реализация регионального компонента» размещена в разделах

Восстановить связь времён, вернуть утраченные ценности можно, обратившись к истокам русской народной культуры, мудрому и выразительному устному народному творчеству, красоте и искусности народного мастерства, неповторимости и своеобразности декоративно-прикладного искусства. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре.

Наш детский сад работает по «Основной образовательной программе дошкольного образования «Радуга». (Авторский коллектив Е. В. Соловьева, С. Г. Якобсон, Т. И. Гризик и др.). Задачи образовательной работы по реализации регионального компонента определены в ООП ДОУ в части, формируемой участниками образовательного процесса (40% от общего объема программы,

Этнокультурный компонент представлен парциальной программой О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», региональный компонент авторской программой Р. М. Литвиновой «Региональная культура как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста», которая обеспечивает реализацию регионального компонента в процессе знакомства дошкольников с историей, культурой, природой и знаменитыми людьми Ставропольского края.

Работа детского сада по региональному компоненту проводится на трех уровнях:

1. Административно– управленческом – построение краеведческой работы в рамках реализации регионального компонента стандарта дошкольного образования.

2. Организационно – методическом – методическое сопровождение краеведческого образования (проблемные семинары, круглые столы, презентации и др.) осуществляется на основе диагностики затруднений педагогов, опыта их работы, учета интересов.

3. Воспитательно – образовательном – деятельность педагога включает в себя:

- отбор краеведческого содержания материала в соответствии с целями развития ребенка, его возрастными особенностями развития, интересами;

- обогащение развивающей среды материалами о Ставропольском крае (знакомство с символикой города, района, дидактические игры, предметы искусства, продукты детского творчества и др.);

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- диагностику изменений в его развитии.

Использование регионального компонента как одного из средств развития познавательного интереса дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города и края, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

5. Профессиональное совершенствование всех участников образовательного процесса (воспитателей, узких специалистов);

6. Обобщение опыта педагогической деятельности, изучение эффективности инновационной деятельности и ее результатов по основным направлениям работы с детьми, педагогами, родителями.

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, наш детский сад поставил следующие цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного Ставропольского края.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- знакомить детей с особенностями и традициями Ставропольского края;

- формировать представления о родном городе, крае: истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе края;

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Для эффективной реализации регионального компонента были созданы следующие педагогические условия:

• Создание культурно-развивающей среды в ДОУ

• Подготовка педагогического коллектива к реализации регионального компонента дошкольного образования

• Интеграция регионального компонента в образовательную деятельность

• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

• Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

С целью систематизации, обобщения и углубления знаний педагогов, в ДОУ проводятся консультации, семинары-практикумы, круглые столы, деловые игры, дискуссионные клубы по реализации регионального компонента в повседневной жизни детского сада. Современному педагогу не только необходимо знать все то, что связано с региональным компонентом, но и уметь передать детям свои знания.

В соответствии с одним из принципов ФГОС - учетом этнокультурной ситуации развития детей переработан и систематизирован материал многолетнего опыта работы воспитателя ДОУ Скоробогатько Т. А. по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на тему «Ознакомление детей с историей и культурой города Зеленокумска» (конспекты праздников, развлечений, образовательных ситуаций, методические рекомендации, проекты, календарно-тематическое планирование и т. д.). Воспитатели ДОУ пользуются всеми материалами опыта и применяют их в дальнейшей работе с детьми.

Данный опыт работы позволяет педагогам:

- развить у дошкольников интерес к прошлому и настоящему нашего города; - формировать у них представления о семье, доме, улице, экологической культуре;

- приобщать к истокам народного творчества;

- воспитывать чувство гордости за свою малую Родину

Методической группой ДОУ разработано комплексно-тематическое планирование, которое включает в себя 5 блоков:

1. ГОРОД. ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ИСТОРИЯ

2. ПРИРОДА РОДНОГО края

3. МИР ПРОФЕССИЙ

4. КУЛЬТУРА, ОТДЫХ, СПОРТ

5. ЗНАМЕНИТЫЕ ЛЮДИ

По каждому блоку разработаны темы и определены формы работы с учетом возрастных особенностей детей группы.

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Так совместно с родителями были осуществлены следующие проекты: «Моя родословная», «Почему так улицу назвали», «Из бабушкиного сундука», «День Победы – светлый праздник» и др. Старшие дошкольники проявляют больший интерес к истории народной культуры, поэтому воспитатели старшей группе «Ромашка» реализовали долгосрочный проект «Традиции и культура русского народа».

В ходе этого проекта реализовались подпроекты «Русская изба», «Русская народная тряпичная кукла», «Русские народные сказки», «Об одежде наших предков», где дети познакомились с русской одеждой, особенностью старинного русского быта. В ходе проекта дети рассматривали одежду на иллюстрациях к русским сказкам, на репродукциях картин русских художников, заучивали и разбирали пословицы об одежде, расширяли представления об истории русского национального костюма (символическое значение вышивки, способы украшения, рисовали “Девочка в русском сарафане”, лепили девушек в сарафанах, создавали орнамент из аппликации.

В наше время невозможно развивать познавательный интерес без использования ИКТ. Воспитателями создан банк презентаций и видеофильмов об истории давно забытых вещей и предметов. Интересной находкой для нас стала мультипликация. Мы считаем, что мультипликация в образовательном процессе – это новый универсальный многогранный способ развития ребенка в современном визуальном и информационно насыщенном мире. Создание мультипликационного фильма дошкольниками - многогранный процесс, интегрирующий в себе разнообразные виды детской деятельности: речевую, игровую, познавательную, изобразительную, физическую, музыкальную в рамках 5 образовательных областей стандарта.

Так детьми старшей группы «Радуга» создан первый авторский мультфильм «Сказка про ухват». Ребята гордятся своим шедевром. Родители в восторге.

Так же проводятся мастер – классы для детей:

1. «Тряпичная кукла».

2. «Фенечки».

3. «Вырезанки», работа с бумагой

Для обеспечения образовательного процесса по региональному компоненту в ДОУ широко используем предметно-пространственную развивающую среду.

Развивающая среда ДОУ способствует развитию личности ребенка на основе народной культуры с опорой на краеведческий материал, позволяет удовлетворить потребности детей в познании окружающего мира, включает в себя центры по патриотическому воспитанию, по приобщению к русской национальной культуре. Так в старшей группе оформлен мини – уголок русской избы, где ребята знакомятся с убранством дома, бытом и традициями русского народа. В холле детского сада дети наглядно знакомятся с разнообразием лашдшафта нашего края через собранный материал «Разноцветная мозаика Ставропольского края», особенно ценна коллекция пластиилиновых работ детей в мини-музее «Пластилиновая страна» которые отражают быт русского народа через поделки: «Деревенкий дворик», «Курочка ряба», «Заваленка» и др. Первичные представления о геральдике в нашем детском саду осуществляется с помощью создания герба, гимна и флага детского сада. Знакомство с творчеством Ставропольских художников происходит через постоянно действующую выставку «Родные просторы».

В ДОУ существует переносной музей «Краеведческий», включающий полезные ископаемые, гербарии растений, фотографии и картины животных, характерные нашеиу региону.

Быть патриотом, гражданином – это значит быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к Родине должно сочетаться в юном гражданине с формированием доброжелательного, терпимого отношения к каждому человеку, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Поэтому в нашем детском саду наглядно показан национальный состав Ставропольского края с помощью выставки «Мы разные, но мы вместе».

Интеграция регионального компонента

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц, Ярмарка и др. Приобщаем детей к русской праздничной культуре. Отмечаем государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); организуем празднование дней рождения детей группы. Содействуем созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками во время их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним. При изучении краеведческих традиций Ставропольского края стараемся эффективнее организовать общение с родителями, чтобы семья и детский сад осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий, направленных на ознакомление детей с родным краем; оказываем практическую помощь родителям в подборе для дошкольников детской художественной литературы Ставропольских авторов, знакомим с народными играми т. е. заинтересовываем родителей проблемой приобщения детей к культурно-историческим ценностям родного города, показываем им актуальность поднятой проблемы.

Организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и социума

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музеи, театры, фольклорные группы и т. п. Наше ДОУ сотрудничает с музыкальной школой, центром внешкольной работы (объединение «Корольки», танцевальная группа «Топотушки»).

Совместно с СОШ №12 разработан и реализуется план преемственности, включающий в себя посещение краеведческих мини-музеев школы.

В заключении хочется сказать: самое главное, не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребёнок будет располагать знаниями о названии города, её географии, природе, символике, и если ему известны имена кого - то из тех, кто прославил наш город, Отчизну, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту. Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.

Публикации по теме:

Реализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОСРеализация регионального компонента в ДОУ с учётом ФГОС С введением в дошкольное образование ФГОС ДО среди направлений образовательной программы дошкольного учреждения важное место занимает.

Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!»Проект по реализации регионального компонента «Самотлор — черная жемчужина России!» Проект: "Самотлор - черная жемчужина России!" Актуальность Город Нижневартовск – молодой, северный, нефтяной город. В июле 2015 года город.

Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумомСоздание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с социумом Дистанционная педагогическая конференция Доклад на тему: «Создание условий для реализации регионального компонента во взаимодействии с.

Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента)Фотоочерк «Красота уходящей весны в Сибири» (реализация регионального компонента) Пленённый нежностью заката, Спешит проститься с нами май. Окутав тайной ароматов, Уносит сказку в летний край. Автор: Лора Лета Приход.

Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1Фотоочерк «Удивительное рядом — игра ярких и летних красок в небе» Реализация регионального компонента. Часть 1 Лето — время года, когда мы забываем о времени. Ведь когда рассветы сменяются красивыми закатами, время останавливается. Каждый восход и.

Фотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонентаФотоочерк «Карнавал красок осенней листвы в Новосибирске на территории ДОУ». Реализация регионального компонента Яркая контрастность при смене времен года – отличительная особенность природы Западной Сибири. Карнавал красок осенней листвы – отличное.

Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2Фотоочерк «Удивительное рядом — мир живой природы» Реализация регионального компонента. Часть 2 Наша планета Земля – это огромный шар. Единственная планета, на которой существует жизнь. Она гостеприимна. Она вмещает в себя миллионы.

Консультация для воспитателей «Реализация регионального компонента в соответствии с ФГОС до» Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет.

Перспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группеПерспективное планирование по реализации регионального компонента в средней группе Сентябрь 1 неделя Социально-коммуникативное Знакомство с народными игрушками 2 неделя Художественно-эстетическое Лепка мордовской народной.

Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию»Семинар-практикум «Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ по экологическому воспитанию» В нашей области и стране в целом, сегодня происходят большие изменения. Государство и регион ищут – и находят – новые пути развития. Но.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация регионального компонента
Опубликовано: 16 февраля 2023 в 13:48
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация регионального компонента» (включая файлы) размещена пользователем Скоробогатько Виктория (УИ 2523752) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД