Лучший педагог года

Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»

Наталья Лебединская
Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»

Реализация ситуационного подхода в образовании

в условиях введения

ФГОС ДО

по программе «Детство».

МБДОУ д/с №18 «Колосок»

Воспитатель: Лебединскакя Н. А.

(2 сл.)

Содержание программы «Детство» человеко-ориентировано и направлено на воспитание гуманного отношения к миру (В. И. Логинова). По мнению Т. И. Бабаевой, в центре программы «Детство» всегда стоит Человек, чувствующий, познающий и созидающий. Через эту призму происходит вхождение детей в образовательное содержание.

Публикация «Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе „Детство“» размещена в разделах

(3 сл.)

В основу программы «Детство» был положен психолого-педагогический подход к изучению развития и воспитания ребенка в основных видах детской деятельности. Это изучение особенностей освоения ребенком речевой, игровой, познавательной, трудовой, математической, общения и других видов детской деятельности. Использование данного подхода позволило поставить в программе задачи развития детских видов деятельности и определить содержание ее разделов.

Психолого-педагогический подход стал основой всех, без исключения, разделов программы «Детство». Благодаря психолого-педагогическому подходу задачи и содержание развития разных видов деятельности ребенка получили в программе «Детство» особое звучание. Данный подход предопределил изучение субъектных проявлений ребенка на основе понимания особенностей его деятельности.

(4 сл.)

Основу программы «Детство» составляет гуманитарный подход, понимающий и изучающий ребенка как субъекта, интегрирующегося в человеческую культуру и одновременно обогащающего ее. Это рассмотрение детства как целостного феномена, особого возрастного этапа, на котором закладываются основы, определяющие развитие человека на протяжении всей жизни.

(5 сл.)

Программа «Детство» — развивающийся во времени и пространстве современной России продукт. Поэтому основа современной программы — это понимание существенных отличий и особенностей дошкольного детства России ХХI века. Программа строится с учетом того, что современный дошкольник достаточно ориентирован в своем ближайшем окружении, настоящем и будущем, поэтому предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам ребенка. Это дает педагогу возможность вариативно отбирать образовательное содержание в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей конкретной группы.

(6 сл.)

Возрастает субъектность современных дошкольников, наиболее значимым для детей становится наличие собственного мнения, собственной оценки, которую они стремятся выразить доступными средствами. К предпочитаемым видам детской деятельности дошкольники по-прежнему относят игру, затем художественные виды деятельности, такие как изобразительная, музыкальная, возрастает стремление к объединению разных видов деятельности.

(7 сл.)

Показателями эффективности отбора образовательного содержания выступают субъектные проявления ребенка. Ориентация программы на феномен современного дошкольного детства проявляется в особенностях отбора образовательного содержания и технологий, ориентированных на высокую степень интеграции детской деятельности, учете в них своеобразия детской субкультуры, использовании современных информационно-коммуникационных технологий.

Фундаментальность научной идеи о возможности развития дошкольника как субъекта детских видов деятельности и необходимости разработки педагогических условий такого развития, по сути, определяет инновационный потенциал развития образовательной программы «Детство».

(8 сл.)

Программа всегда была ориентирована на развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения.

(9 сл.)

Сейчас в программе четко определены целевые ориентиры развития ребенка как субъекта детской деятельности : направленность содержания программы на развитие у детей интереса к окружающей действительности, инициативности, самостоятельности и творчества в осваиваемых видах деятельности, способности осуществлять выбор их содержания и способов осуществления, способности к построению отношений со сверстниками и взрослыми. Данные ориентиры выступают в программе как целостное единство и прослеживаются во всех образовательных областях. На их основе определяются результаты освоения образовательных областей, что ярко отличает программу «Детство» от других программ.

(10 сл.)

Современный дошкольник — это деятель, он ориентирован на разнообразие видов деятельности, получение продукта своей деятельности, самопрезентацию собственных достижений.

Это потребовало усиления деятельностного подхода во всех разделах программы, установления связи между осваиваемым ребенком опытом в процессе образовательной деятельности и опытом собственной жизнедеятельности ребенка. В программе появился подраздел «Организация опыта освоения образовательной области», где приведены примеры мотивации детской деятельности, ситуаций, которые вызывают у ребенка познавательную, продуктивную, творческую активность. В программу заложена идея продуктивности образовательного содержания, которая заключается в возможности широкого отражении осваиваемого образовательного содержания в детской продуктивной деятельности — создании моделей, диафильмов, коллажей.

(11-13 сл. – фото)

(14 сл.)

Современный ребенок ориентирован на сотрудничество со взрослыми и сверстниками, построение доверительных и равноправных отношений. Поэтому программа «Детство» :

• ориентирует педагога в содержании и способах общения с детьми на содержании разных образовательных областей;

• показывает, как на собственном примере педагог может побуждать детей к необходимым действиям;

• показывает, какие задачи программы ребенок может решить самостоятельно, а какие — с помощью взрослого;

• приводит примеры опытов и экспериментов, игр, ситуаций, показывает примеры использования проблемных ситуаций, построения гипотез на социальном, математическом, природоведческом материале.

В каждом разделе программы предусматривается действие общего механизма: происходит увлекательное знакомство детей с характерными для той или иной области культуры объектами, освоение в разнообразной деятельности познавательных, практических, речевых и творческих умений, позволяющих ребенку проявить в меру своих индивидуальных возможностей самостоятельность и творческую активность, создаются условия для эмоционального принятия детьми соответствующих моральных и эстетических ценностей. В результате дошкольник приобретает необходимый личный социокультурный опыт, который становится фундаментом полноценного развития и готовности к школе.

(15 - 18 сл. - фото)

(19 сл.)

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе программы «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность, проявляясь в интеграции социально-эмоционального, познавательного и созидательно-творческого отношения дошкольника к миру.

Ориентация программы на субъектное развитие ребенка делает дошкольника не просто центром образовательных практик и взаимодействий, а источником изменений, не узнав и не поняв которые невозможно проектировать какие бы то ни было инновационные преобразования. Изучение современного ребенка в рамках гуманитарного подхода, появление Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы способствовало обновлению содержания программы.

(20 – 23 сл. – фото)

(24 сл.)

Содержание современной программы «Детство» ориентировано не на объем информации, осваиваемой ребенком в дошкольном возрасте, а на становление компетентностей ребенка, которые проявляются в способности решать возникающие в деятельности и жизни проблемы ребенка в целом за счет освоенных им умений и способов игровой, познавательной, речевой и других видов детской деятельности. Это ярко проявляет себя в особенностях стиля написания программы, который все более принимает «задачный» характер, раскрывает, какие свойственные возрасту проблемы и задачи решает ребенок в условиях детской деятельности вместе со взрослым, со сверстниками, самостоятельно. Например, «может привлечь сверстников к общению», «экспериментирует в создании образа», «выразительно исполняет литературные произведения» и др.

Происходит обновление подходов к реализации образовательного процесса. Идеи обновления базируются на работах Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой, О. Н. Сомковой, А. М. Вербенец, М. Н. Поляковой и др. об использовании разнообразных игр и ситуаций (развивающих, образовательных) как основы работы по программе «Детство». Ребенку требуется обогащение и развитие личностно ориентированных, доверительных, информационно насыщенных контактов со взрослым в семье и детском саду, что представляет несомненную проблему, требующую решения на уровне теории и практики дошкольного образования.

В программе «Детство» она решается за счет применения новых форм образовательного процесса, в которых меняется тактика взаимодействия ребенка со взрослым, широкого использования игры как основы построения образовательного процесса.

(25 сл.)

В качестве основной формы образовательного процесса в программе «Детство» выделена «образовательная ситуация», что явилось логическим продолжением ситуационного подхода, разрабатываемого в методических пособиях к программе «Детство» на протяжении многих лет. Ситуационный подход был дополнен принципом продуктивности образовательной деятельности, который связан с тем, что каждый из планируемых педагогом проектов завершается получением какого-либо продукта, который в материальной форме отражает социальный опыт, приобретаемый детьми (панно, газета, журнал, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, экологический дневник и др.).

Воспитателям предложены современные способы организации образовательного процесса с использованием детских проектов, игр-оболочек и игр-путешествий, коллекционирования, детской журналистики и др.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

situacionyi-podhod_1qvuu.pptx | 8878,82 Кб
 
Публикации по теме:

Доступное качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования «Доступное, качественное дошкольное образование в условиях введения ФГОС дошкольного образования» Воспитатель 1 категории КойлоОльга Николаевна.

Мое профессиональное самообразование в условиях введения ФГОС ДО Самообразование-это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов и склонностей каждого человека. «Только.

Опыт работы по методическому сопровождению педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС  1. Пояснительная записка. «Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в то же время усердно не учатся сами» Али Апшерони Федеральный.

Организованная модель проектирования образовательной деятельности в условиях введения ФГОС ДО 1 слайд Уходит эпоха «образования на всю жизнь». На смену приходит новая эпоха, принцип которой «образование длиною в жизнь», эпоха, которая.

Презентация «Педагогическая игра как технология ситуационного подхода в образовании» Тема:«Педагогическая игра как технология ситуационного подхода в образовании» Игра – вид деятельности в условиях ситуаций, направленных.

Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении» Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении. Согласно ФГОС, основным подходом в современном образовании.

Реализация системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании путем использования развивающих технологий Слайд 2. Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в.

Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.

Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС Развитие мышления дошкольников в условиях введения ФГОС ДО. Непрерывно возрастающий поток информации, а также взгляд на образование как.

Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС «Обновление образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОС" «Каждый ребенок для нас почемучка, и надо, по сути дела, не погасить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация ситуационного подхода в образовании в условиях введения ФГОС до по программе «Детство»
Опубликовано: 7 июня 2018 в 18:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД