МААМ-картинки

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП дов ДОУ

Таисия Михалева
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП дов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

На примере слова "СНЕГ"

Технологическая карта работы со словом-доминантой «Снег»

Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы

1 Этап

ознакомления

(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство

детей

со словом-доминантой

и его

понятийным содержанием (значением) Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов. Чтение рассказа З. Трофимова «Снег – что это такое?»

Публикация «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП ДОв ДОУ» размещена в разделах

Проблемный вопрос: «Что такое снег?»

Воспитатель дополняет ответы детей и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег»

2 Этап

ориентации

– осмысления

(см. фрагмент 1 ООД) Знакомство

детей с

семантическим полем

на основе

одного вида

отношений

доминанты Доминанта – снег.

Вид отношений – отношения качества.

Семантическое поле – полезный, красивый, липкий, защитный, согревающий, мягкий, талый, твердый, воздушный. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением полезных качеств снега и совместно с детьми обсуждает.

3. Этап

организации

(см. фрагмент 2 организации совместной деятельности педагога и детей

(познавательно-исследовательская) Моделирование детьми

семантического поля

(составление семантических полей на основе разных видов отношений

доминанты) Доминанта – снег.

А) Вид отношений – отношения состояния.

Семантическое поле – холодный, мокрый, талый, сырой, белый, грязный, пушистый, воздушный, рыхлый, красивый. Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Я начну, а ты продолжи» и организует проведение опыта «Свойства снега» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений состояния слова-доминанты.

Б) Вид отношений – отношения действия.

Семантическое поле – летает, тает, кружится, радует, украшает, защищает, белеет, освежает, хрустит, скрепит. Воспитатель организует дидактическую словесную игру «Подбери как можно больше слов-действий», предлагает отгадать загадку для моделирования детьми семантического поля на основе отношений действия слова-доминанты.

В) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (существительные).

Семантическое поле – снежинка, снежок, снеговик, снегурка, снегурочка, снегоступ, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, подснежник. Воспитатель организует дидактическую игру «Кто больше вспомнит?» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (существительные) слова-доминанты.

Г) Вид отношений – отношения принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежная», «снежный»).

Семантическое поле – баба, гора, вьюга, равнина, погода, долина, королева, пурга, тропа, зима.

Семантическое поле – дом, ком, сугроб, вихрь, ураган, город, шар. Воспитатель организует эстафету «Кто быстрее подберет» для моделирования детьми семантического поля на основе отношений принадлежности к одной части речи (прилагательные «снежный», «снежная») слова-доминанты.

Д) Вид отношений – отношения сказочности.

Семантическое поле – снежная королева, снегурочка, снежный кот, снежный заяц, снеговик-почтовик, падал прошлогодний снег. Воспитатель показывает иллюстрации с изображением сказок и сказочных героев; чтение сказки по выбору детей для моделирования детьми семантического поля на основе отношений сказочности слова-доминанты.

4 Этап применения

(см. фрагмент 3 ООД) Овладение детьми

смысловой

стороной

слова-доминанты

А) Речевая ситуация «Лесенка» : придумать однокоренные слова со словом-доминантой «снег».

Семантическое поле –

снег, снегоступ, снеговой, снегопад, снегоход, снегоуборщик, снегоочиститель, снеговичок, снежок, снежковый, снежный, снежинка, снегурка, снегурочка, подснежный, подснежник. Воспитатель организует дидактическую игру «Лесенка» для овладения детьми смысловой стороной слова-доминанты и умением использовать доминанту в соответствии с контекстом конкретной речевой ситуации.

Б) Речевая ситуация: объяснить смысл устойчивых словосочетаний-выражений:

«Как снег на голову»,

«Искать прошлогодний снег»,

«Снежный человек». Воспитатель предлагает детям объяснить смысл доминанты в соответствии с контекстом художественного слова.

Домашнее задание

Подготовка к конкурсу

«Лучшая снежинка» Предложить детям поучаствовать в конкурсе «Лучшая снежинка» Воспитатель объясняет суть выполнения домашнего задания.

Конспект фрагмента 1

совместной деятельности педагога и детей

(на основе познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой деятельности)

(работа со словом-доминантой «снег»)

Цель: познакомить детей со значением слова-доминанты «снег».

Задачи.

1. Познакомить детей со словом-доминантой «снег» и его понятийным содержанием (значением).

2. Познакомить детей с семантическим полем слова-доминанты «снег» на основе отношений «отношения качества».

3. Обогащать словарь детей за счет лексики семантического поля на основе отношений «отношения качества».

Материал: рассказ З. Трофимова «Снег – что это такое?», иллюстрации с изображением полезных качеств снега.

«Снег – что это такое?» (З. Трофимов)

Высоко над землёй, где очень холодно, водяные пары, не успев перейти в воду, сразу превращаются в крохотные льдинки. Они малы, как пылинки. Их и называют алмазной пылью. Если мороз не очень сильный, ледяные пылинки, попав в тучу, обрастают новыми иголочками, становятся всё больше и больше и принимают вид знакомых нам снежинок. Они похожи на белые звёздочки. Поймай несколько снежинок на рукавичку и разгляди хорошенько. Они будто кружевные, все разные, с тонкими лучиками и лепестками, как у самых нежных цветов. Когда зимой погода мягкая, снежинки слипаются и образуют густые пушистые хлопья. Поэтому-то и снег часто называют пушистым. Он покрывает землю пышным белым одеялом. Пробеги по дорожке в ясный морозный день. Слышишь, как снег скрипит под ногами? Как ты думаешь, почему? Это ломаются у тебя под ногами маленькие лучики холодных звёздочек. А так как ломается их сразу очень много — вот мы и слышим треск.

Иллюстрации с изображением полезных качеств снега

воздушный пушистый красивый

талый мягкий защитный

твердый

Ход

I ЭТАП ОЗНАКОМЛЕНИЯ

Беседа по рассказу З. Трофимова «Снег – что это такое?».

Цель. Познакомить детей с рассказом З. Трофимова «Снег – что это такое?», сформировать и активизировать представления детей о снеге; развивать умения делать выводы, активизировать речь; воспитывать интерес к художественной литературе и развивать любознательность к окружающему миру.

Содержание. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ З. Трофимова, который называется «Снег – что это такое?».

После прочитанного воспитатель задает проблемный вопрос: «Что такое снег?», выслушивает ответы детей, дополняет их и дает словесное объяснение слова-доминанты «снег» (Снег – твердые атмосферные осадки, состоящие из ледяных кристаллов разной формы – снежинок, в основном шестиугольных пластинок и шести лучевых звездочек; выпадает из облаков при температуре воздуха ниже нуля градусов).

II ЭТАП ОРИЕНТАЦИИ – ОСМЫСЛЕНИЯ

Рассматривание иллюстраций с изображением полезных качеств снега.

Цель. Сформировать у детей умение внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, чувствовать красоту произведения.

Содержание. Воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрации с изображением полезных качеств снега, показывает иллюстрации и совместно с детьми обсуждает их.

Публикации по теме:

Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» О. Н. Ковалевская воспитатель, муниципальное.

Доклад на общем родительском собрании «Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС»Доклад на общем родительском собрании «Развитие детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС» Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 является образовательной организацией и осуществляет деятельность.

Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста Современные технологии математического развития дошкольников направлены.

Игры и упражнения для родителей детей старшего дошкольного возраста по обогащению и активизации словарного запаса По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение.

Конспект ОС по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Пропавшие лепестки» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ «СПАСАТЕЛИ КРАСОК ЛЕСА» МДОУ «Детский сад № 142» Учитель –дефектолог: Котова Н. Н. высшая квалификационная.

Обогащение словарного запаса детей старшего дошкольного возраста синонимами и многозначными словами Отчего зависит успешность обучения в школе? Как показывает практика - от уровня развития словаря и речи у ребенка. Дошкольный возраст –.

Педагогический совет «Реализация художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ Тема: «Реализация художественно-эстетического направления в соответствии с ФГОС» Цель: совершенствовать работу в ДОУ.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Развивающая среда по сенсорному воспитанию в младшей группе. Подготовила воспитатель: Дзюба Т. М. Формирование у детей дошкольного возраста.

Реализация художественно-эстетического направления ДОУ в соответствии с ФГОСРеализация художественно-эстетического направления ДОУ в соответствии с ФГОС Вокруг нас то и дело появляются новые идеи, термины, направления деятельности. Этот процесс активно происходит и в современной педагогике.

Содержание физического развития детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым» Жан Жак Руссо Задачи О. О. «Физическое развитие» в соответствии.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП дов ДОУ
Опубликовано: 8 июня 2016 в 17:28
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (Толз) в соответствии с ООП дов ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Таисия Михалева (УИ 706868) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД