Получи документы

Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ

Екатерина Мишурова
Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ

Мишурова Екатерина Викторовна

Китовское муниципальное

автономномное дошкольное

образовательное учреждение

(Китовское МАДОУ)

Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается

ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохраняются

образы, в которых воплощается Родина»

В. М. Сухомлинский

Публикация «Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ» размещена в разделах

Этнокультурное воспитание – это процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

Реализация этнокультурного образования предполагает систематическое совершенствование содержания и методов воспитания и обучения дошкольников, повышения квалификации педагогов, а также организацию психолого-педагогического просвещения родителей.

Одним из важных аспектов реализации этнокультурного воспитания является формирование общей культуры детей, развитие их физических и интеллектуальных качеств, создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы художественной деятельности.

Реализация этнокультурного воспитания и обучения детей, происходит в следующих направлениях:

1. Народная игровая культура.

Ребенку понятны и интересны такие ее формы:

- народные игры разных видов (подвижные игры и состязания, сюжетные, хороводные, словесные);

- народные игрушки;

- народные праздники;

- народный театр.

Традиционно русская народная игровая культура рассматривается как средство вхождения ребенка в пространство родной культуры. Вместе с тем введение элементов русской народной игровой культуры в педагогический процесс детского сада может способствовать ознакомлению детей с историей России, знакомить детей с культурными традициями разных народов, культурному развитию дошкольников.

Подвижные народные игры в детском саду проводятся чаще, чем обычно. Детей учат обыгрывать потешки, небылицы, разыгрывать сценки с куклами. Фольклорные игры, песни, хороводы, уходящие своими корнями в древность, помогают детям прикоснуться к великому народному искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов таких как «Масленица», а также дети участвуют в театрализованных постановках «Рождество», «Пасха» и. т. д.

2. Устное русское народное творчество.

Его ценность состоит в познавательном, эстетическом и воспитательном значениях. Фольклорная деятельность включается в разные виды детской деятельности (игровую, изобразительную, театрализованную). Произведения устного русского народного творчества выражающиеся в образах, сюжетах, морали. Их освоение помогает дошкольнику понять общность нравственно-этических общечеловеческих ценностей.

Что бы познакомить детей с фольклором нашей родины, педагоги нашего сада, создают обогащённую предметно-развивающую этнокультурную среду, в которой размещены:

- различные виды театров;

- аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок;

- на группах организуются выставки по изобразительному искусству, живописи.

-библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами художественной литературы народов мира.

-собраны картотеки народных игр.

Для детей дошкольного возраста окружающий мир, художественная народная культура – огромное поле для познания, исследования, творчества.

3. Декоративно-прикладное искусство русского народа.

Оно отражает культурные ценности русского народа. Знакомство со спецификой русских народных декоративных промыслов позволяет дошкольникам увидеть и осмыслить, что их специфика зависит от внешних особенностей жизни этноса (главным образом среды обитания – север, юг России, Сибирь, а общность определяется единством нравственных и эстетических ценностей, независимо от места проживания. Возможность не только наблюдать, но и участвовать в создании предметов на основе народных традиций, делает этот процесс увлекательным и полезным для ребенка. Для этого были созданы макеты среды обитания северных народов и макеты русской избы в живом уголке.

4. Культурное пространство музея.

Музей, как социокультурный феномен обладает большими потенциальными возможностями для приобщения дошкольников в русской культуре, благодаря наглядно представленным памятникам и музейным экспонатам. Современные технологии делают доступным и интересным процесс приобщения дошкольников к русской культуре в условиях музея. Кроме того, возможно использование элементов музейной педагогики в самом ДОУ за счет организации и деятельности детского мини-музея. Воспитателями создан мини музей кукол в нем представлены куклы от старинных до современных. Среди них представлены обереговые, обрядовые, игровые куклы. Есть в нашей экспозиции кукла-колокольчик, хороводницы, пеленашки, птицы счастья, а также обереговые куклы народов севера ханты и манси, сделанные из разного природного материала. Создан мини музей Шуйского мыла, в котором представлены экспонаты ручной работы в виде детских игрушек.

Для реализации этнокультурного воспитания детей организованна выставка «русская изба», в которую входят экспонаты предметов русского быта печь, веретено, самовар, посуда и. т. д.

Таким образом, реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ на практике оказалось эффективным средством повышения уровня воспитательно - образовательного процесса, формирования познавательной и творческой активности дошкольников, способствующим развитию духовности, формированию нравственно-патриотических позиций, в результате совместной творческой деятельности педагога, родителей по осуществлению намеченных мероприятий в положительную сторону изменились представления детей о добре, милосердии, великодушии, отзывчивости, трудолюбии, гражданственности и патриотизме, повысился интерес детей и уровень их знаний о народной культуре, истории, обычаях, традициях предков.

Публикации по теме:

Интегрированный подход в реализации мордовского этнокультурного компонента в условиях ДОУ «Интегрированный подход в реализации этнокультурного компонента в условиях ДОУ» МБДОУ Детский сад к. \в «Колокольчик» Доклад «Интегрированный.

Консультация для родителей «Организация этнокультурного воспитания детей дошкольного возраста» Этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста - незаменимое средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников.

Консультация из опыта работы «Содержание экологического воспитания детей в ДОУ» Основным направлением нашей работы по экологическому воспитанию является формирование у детей знаний о единстве живого организма (растений,.

Предметная среда ДОУ как компонент патриотического воспитания детей В настоящее время патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС актуально. И в качестве эпиграфа, хочется привести слова педагога – новатора.

Реализация парциальной программы и технологии физического воспитания детей 3–7 лет «Играйте на здоровье!» Видео с 2016 года наш детский сад экспериментальной площадкой по программе "Играйте на здоровье!" Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. Вся программа.

Реализация регионального компонента при взаимодействии с родителями в ДОУ Реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования. Опираясь в своей работе на программу «Наш.

Мероприятие для повышения эффективности этнокультурного воспитания детей «Русский народный костюм Белгородской области» Цель: повысить эффективность этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе ознакомления с русским народным костюмом.

Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр»Сценарий осеннего праздника для детей подготовительной группы с содержанием этнокультурного компонента «Чомэр» Цель: • Приобщать детей к традициям, культуре и быту народа Коми. • Прививать любовь к своей Родной Коми земле. Задачи: • Познакомить.

Сотрудничество ДОУ и семьи в вопросах физического воспитания детей «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую.

Экологические сказки как средство воспитания у детей экологической культуры в ДОУ По-гречески «экос» — «дом», «логос» — «наука». Экология — наука о доме, о месте жительства. Наука о доме — для мыши и журавля, для червя.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация этнокультурного воспитания детей в ДОУ
Опубликовано: 20 апреля 2018 в 06:20
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД