Елена Просенкова
Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в профилактике социальной исключенности
▼ Скачать + Заказать документы
В статье рассмотрены проблемы социального исключения ребенка из сферы семейного родительского воспитания и внимания. Показана роль дошкольного образовательного учреждения в расширении системы взаимодействия родителей и детей и профилактике социального исключения ребенка.
«Дети – живые цветы земли» – так поэтично выразил глубокую мысль А. М. Горький, а выращивают эти цветы, прежде всего в семье : родители самой природой предназначены и обществом уполномочены быть первыми воспитателями своих детей. Именно они вместе с учреждениями системы образования помогают детям набраться сил и ума, освоить основы человеческой культуры, подготовиться к самостоятельной жизни и труду. В семье закладывается фундамент личности растущего человека, и в ней же происходит его развитие и становление как гражданина.
Публикация «Проблемы взаимодействия семьи и ДОУ в профилактике социальной исключенности» размещена в разделах
Семья как социально-педагогическая категория, предназначена для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена. Семья создает у человека понятие дома не как помещения, где он живет, а как чувства, ощущения места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья - такое образование, которое «охватывает» человека целиком во всех его проявлениях, формирует все личностные качества. А для развития личности растущего человека семья наиболее значима.
Семейное воспитание - это система воспитания и образования, складывающаяся в условиях конкретной семьи силами родителей и родственников. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общество или сообщества, в котором ему предстоит жить. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, он учится жить рядом с другим, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально-компетентным членом данного общества. Как правило, социализация осуществляется в семье, которая является основным проводником знаний, ценностей, отношений, ролей и обычаев от поколения к поколению. Наиболее важными факторами, влияющими на социальное развитие ребенка, является атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребенка с родителями, позиция ребенка в структуре семьи, стиль воспитания. Таким образом, в процессе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности, убеждения и нормы, свойственные его культуре, считающиеся в ней необходимыми и желательными.
В современных условиях социальной нестабильности, жесткой эмоциональной нагрузки, семья во многом оказывается исключенной из процесса социализации ребенка. Семья все чаще рассматривается с позиции неблагоприятного социально-психологического воздействия на развитие ребенка. Об этом свидетельствует проявление жестокости к детям со стороны родителей, пренебрежение к нуждам детей, применение физического наказания, пьянство родителей, конфликты родителей с детьми, занятость родителей только собой и своими проблемами. В условиях ссор, дефицита положительных эмоций, психической напряженности ребенок становится объектом социального исключения. При этом если семья характеризуется особым социальным статусом (неполная, многодетная и т. д.) или ребенок имеет какие-то особенности в развитии или поведении, то «исключение» ребенка из семьи становится все более заметным.
В создавшихся условиях все большую роль в социализации детей играют дошкольные образовательные учреждения. Одной из основных задач детского сада, педагогов и психологов является привлечение внимания родителей к ребенку, установление положительных взаимоотношений между воспитателями и родителями, разработка новых форм работы с родителями, разъяснение последствий негативных отношений в семье.
В детском саду создаются прекрасные условия для всестороннего развития ребенка: эстетически оформлены группы, у детей имеются зоны для игровой, речевой, физкультурной деятельности, уголки природы, уголки уединения. Однако большую роль в развитии детей играют воспитатели. Именно они знают особенности каждого ребенка, иногда лучше, чем родители, ведь ребенок целый день находится с ними.
В современных дошкольных образовательных учреждениях родители имеют возможность свободно, по своему усмотрению и в удобное время посещать группу. Для многих родителей важным моментом является увидеть ребенка в другой обстановке, вне дома. Наблюдая за ним, родители многое начинают воспринимать иначе. Например, поведение ребенка в обществе сверстников, отношения с другими взрослыми, его умения, возможности, приобретение навыков, сравнение своего ребенка с другими детьми. Посещая утренники, развлечения, где дети получают эмоциональный заряд, родители порой не узнают своего ребенка, замечают, что дома он так себя не ведет. Такие посещения многое дают родителям для переосмысления себя как человека соучастного и ответственного за развитие своего ребенка.
Дошкольное образовательное учреждение выступает связующим звеном в формировании детско-родительских и семейных отношений с позиции социального включения родителей в жизнь их ребенка. Педагоги и психологи, устанавливая новые формы взаимодействия между родителями и детьми, способствуют профилактике социального исключения ребенка из сферы интересов семьи.
В качестве примера установления такого взаимодействия можно рассмотреть опыт детского сада №207 «Эдельвейс» г. Тольятти. Данное дошкольное образовательное учреждение относится к типу общеразвивающих с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению развития воспитанников. Всего в саду 13 групп: 2 группы для детей от 2 до 3 лет и 11 групп для детей от 3 до 7 лет. Для успешного развития и интересной жизни детей в саду имеются специальные помещения: музыкальный, хореографический и спортивный залы, кабинет развивающего обучения, студия изобразительной деятельности, кабинет психолога, бассейн. Работа специалистов осуществляется по программе «Успех».
Система взаимодействия дошкольного учреждения с родителями разделена на пять частей-этапов.
На первом этапе - моделировании взаимодействия - происходит установление компенсаторных связей («детский сад – семье», «семья - детскому саду») с целью формирования общей готовности родителей к участию в жизни группы, которую посещает их ребенок. Для этого проводятся дни открытых дверей, групповые собрания, анкетирования, консультации, посещение семьи, если в этом есть необходимость т. д. Таким образом, воспитатели получают представление о каждой семье, о стилях отношений в ней, социально-психологическом климате, отношение к ребенку. Следует отметить, что на первых родительских собраниях присутствует, как правило, только половина родителей, но в течение года все большее число родителей проявляет интерес к жизни ребенка в детском саду.
Второй этап связан с установлением между воспитателями и родителями благоприятных межличностных отношений с установкой на деловое сотрудничество. На этом этапе работа ведется по двум направлениям: привлечение внимания родителей к детям и привлечение внимания родителей к воспитателям, к другим родителям.
Для привлечения внимания родителей к детям проводятся совместно с психологами занятия по обучению родителей тренингу общения, консультации, на которых родителей знакомят с физиологическими, физическими, психическими особенностями детей дошкольного возраста, стилями и формами общения с детьми. Например, для родителей вновь поступивших малышей организуются консультации «Адаптация ребенка к детскому саду», «Особенности детей 3 лет. Кризис». Эффективные результаты дают проводимые межгрупповые родительские собрания, например «Вот и стали мы на год взрослее». В течение года специалистами детского сада регулярно организуются индивидуальные консультации по актуальным вопросам развития и воспитания детей: «Возраст строптивости», «Гиперактивные дети», «Взаимодействие с тревожными детьми», «Влияние супружеских отношений на развитие ребёнка» и т. п. Для родителей выпускников, также проводятся консультации на тему «Как подготовить ребёнка к школе», «Готовим руку к письму», «Кризис 7 лет» с размещаем печатных материалов в родительском уголке. Воспитатели ежедневно беседуют с родителями об их детях с выделением положительных качеств каждого, при этом отмечается, что все родители уделяют внимание результатам проводимых психолого-педагогических диагностик. Независимо от результатов этих диагностик по отношению к детям педагоги используют прием «авансирование успеха» и побуждают родителей также к его использованию.
Для привлечения внимания родителей к воспитателям, к другим родителям проводятся «Вечера знакомств», на которых воспитатели и родители учатся понимать друг друга, вставать на другую позицию: «позицию воспитателя», «позицию родителя», «позицию ребенка». А также «Круглый стол» по интересующим темам, анкетирование родителей, например, «Как формируются культурно-гигиенические навыки у ребёнка дома» и т. д. проведение тренингов «Трудности в поведении», «Страхи». В результате таких встреч происходит сокращение психологической дистанции между педагогами и родителями, и соответственно родителями и детьми.
Третий этап предполагает формирование у родителей более полного образа ребенка и правильного его восприятия. На этом этапе работа включает в себя ряд консультаций, бесед для родителей с целью сообщения знаний о ребенке, в частности психологического и физического развития; выявления его интересов, талантов, способностей. На таких занятиях используются рисунки, записи детей, их работы для наглядного примера. Кроме этого, проводится ежедневная индивидуальная работа с родителями во время утреннего приема детей и вечером. Положительный эффект дает привлечение родителей к организации праздников, развлечений, выставок. Это способствует повышению самооценки ребенка, формирует у него чувство гордости за своих родителей. При этом родители лучше узнают своего ребенка, открывают для себя особенности его поведения в группе и пересматривают свои подходы к взаимодействию с ним.
На четвертом этапе происходит изучение педагогической позиции родителей и ознакомление с проблемами семьи в воспитании дошкольника.
С целью выявления социально-педагогического потенциала семей и типов родительских установок на воспитание ребенка регулярно проводятся исследования семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения. Так, в текущем учебном году объектом исследования стали 42 семьи. Диагностика осуществлялась с помощью набора соответствующих методик: проективная методика Хаментаускаса «Кинетический рисунок семьи» (КРС); анализ семейных взаимоотношений (АСВ); опросник родительского отношения (ОРО) А. Я. Варга, В. В. Столика; измерение родительских установок и реакций (РАКУ) Е. Шефера; анкета «Социальный статус и состав семей».
В результате поведенного исследования было получено 3 фактора:
1). Гиперопека – отсутствие родительской опеки (шкалы 2, 10, 11, 12, 18, 20).
2). Демократичность – отсутствие демократичности в отношениях с ребенком (шкалы 1, 14, 15, 21).