Ребенок и традиции отечественной народной культуры

Цветкова Галина Васильевна
Ребенок и традиции отечественной народной культуры

Сегодня повсеместно возрастает интерес к народному творчеству. Оно и понятно:

в нём нужно искать истоки наших характеров, взаимоотношений, исторические корни. Взрослые обращают внимание детей к народным истокам, корням нашим, обрядам, традициям, обычаям, которое долгое время было в забвении.

Пожалуй, ни один другой народ не имел таких богатых игровых и певческих традиций, как русский.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают в нем гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре.

Цель – формирование личности ребенка в процессе приобщения к традициям отечественной народной культуры.

Задачи:

- воспитывать у детей любовь к своей Родине, народному творчеству;

- дать детям первоначальные представления о традициях русского народа;

- закреплять знания детей о русском фольклоре;

- развивать эмоционально – нравственную сферу ребёнка средствами народного искусства;

- способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры;

- осуществлять нравственно – эстетическое воспитание и развитие

каждого ребенка;

Приобщение к русским национальным духовным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с устным народным творчеством (на примере потешек, песенок, пословиц, русских народных сказок с традиционными русскими ремеслами (Гжель, Хохлома, дымковская игрушка, городецкая роспись, на занятиях по музыке, народных играх, театрализованных играх). Вы замечали, как внимательно ребёнок слушает сказки? А почему? Потому, что сказка, не поучая и ничего не требуя, ведёт с ребёнком таинственный разговор, через который передаёт модели поведения в разных ситуациях, модели выбора, даёт возможность переживать страх, и дарит надежду, что добро обязательно победит. Она помогает ребёнку взглянуть на мир чужими глазами – глазами героя, уча сопереживанию, сочувствию. Герои волшебной сказки всегда имеют четкую моральную ориентацию. Здесь нет места полутонам. Добрый – или злой, хороший – или плохой. Положительный герой притягивает ребенка на свою сторону - сторону добра, тем самым прививая ребенку тягу к добру, к воспитанию у себя положительных качеств. Так незаметно формируется фундамент будущей жизни, и даются важные ориентиры.

Именно сказка способствует обретению смысла: даёт пока ещё маленькому человечку возможность поверить в собственные силы и обрести уверенность.

Детям нашей группы наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения. Вот эти сказки и используются для игры в театр. Сначала знакомимся со сказкой: читаем, смотрим иллюстрации.

Для того чтобы узнать, насколько правильно, дети понимают содержание сказок, характеры героев, им задаются вопросы, направленные на: – понимание содержания сказки: «О ком эта сказка? Кто из животных хотел помочь зайцу?» (сказка «Лиса, заяц и петух»); «Что лиса предложила Колобку? Что сделал Колобок?» (сказка «Колобок»);

– выявление характеров героев: «Какой вы представляете себе лису, волка?» (сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»);

– выяснение мотивов поступка: «Почему лиса предложила Колобку спеть песенку?» (сказка «Колобок»);т. д. Только потом распределяются роли по возможностям детей. Когда роли определены, проговариваются слова с использованием интонации, мимики, жестов. И только потом проигрывается сказка от начала до конца.

Произведения народного творчества могут жить присущей им жизнью: ведь сказка должна сказываться, загадка – загадываться, игра – играться; песня только тогда песня, когда её поют. И в наших силах сделать так, чтобы они жили не только в рассказе о них, т. е. книжной жизнью, но ещё и прежней, настоящей – устной. Для этого проходят театрализованные представления или фольклорные праздники, где весело только тому, кто и сам поёт песни, водит хоровод, загадывает и отгадывает загадки, проговаривает скороговорки. На этом празднике каждый и гость, и хозяин. Успех фольклорного праздника во многом зависит от того, насколько готовы к нему не только дети, но и взрослые. Чем больше на празднике сюрпризов, тем больше праздник соответствует главному назначению – радовать детей.

Насыщенность народного праздника импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. А главное, обеспечивает естественное приобщение к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности. Наша группа принимает участие в колядках, масленице.

На 23 февраля используется сюжет из народной сказки. Хочу отметить, что дошкольникам свойственно наглядно – образное мышление. Поэтому при ознакомлении с народной культурой необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, но и «живые» наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, предметы быта.

В связи с этим возникла необходимость посещения мини – музея «Русская изба». «Там русский дух, там Русью пахнет» - такие слова хочется произнести, когда переступаешь порог мини- музея. Там приятно помечтать, послушать сказку или просто спеть русскую народную песенку.

Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми. Детям очень нравятся

русские народные игры: У медведя во бору,Каравай,Кот Васька и т. д.

Результатами проведенной работы по данной теме являются:

- овладение детьми элементарными теоретическими сведениями о народной культуре;

- раскрытие творческого потенциала личности, умение детей импровизировать;

- высокий уровень нравственности у старших дошкольников.

И во многом эти знания даёт народное творчество – вечный источник жизненного опыта, мудрости и красоты. Народное искусство создает реальные предпосылки для всестороннего гармоничного развития человека.

Публикации по теме:

«Традиции культуры Новохоперского края на занятиях по изобразительной деятельности» Прекрасен и богат наш Новохоперский край! Богат замечательным, трудолюбивым, талантливым народом; сказочными лесами, зверьем, живущим в.

Музей как средство приобщения детей к ценностям народной культурыМузей как средство приобщения детей к ценностям народной культуры Наши дети живут в двадцать первом веке. Это время передовых инновационных технологий и компьютеризации. Как принято сейчас говорить - «шаг.

Консультация для родителей «Значение сказки в народной традиции» Консультация для родителей. Значение сказки в народной традиции. Самым первым произведением, с которым знакомиться ребенок является сказка.

Неделя Русской народной культуры в ДОУНеделя Русской народной культуры в ДОУ Согласно годовому плану в ДОУ прошла неделя Русской народной культуры Справка по итогам тематической недели С П Р А В К А по итогам реализации.

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (практическая часть) Практическая часть. Безопасность на улице предполагает раскрытие содержания, связанного не только с Правилами дорожного движения, но и с.

Опыт формирования культуры безопасности дошкольников 6–7 лет через ситуации «Ребенок на улице» (теоритическая часть) Актуальность опыта. Улица для ребенка – это яркий мир, полный разнообразных, привлекательных для него явлений, насыщенный интересными событиями,.

Приобщение детей к истокам народной культуры родного края Малая Родина… У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое,.

Проект «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Направление проекта: познавательно-творческий. Тип проекта: Среднесрочный. Руководитель проекта: Дюба Марина Владимировна, воспитатель,.

Семинар-практикум для воспитателей ДОУ «История русской народной культуры» .История русской народной культуры. Цель: Развитие творческой активности и инициативы педагогов, Повышение интереса педагогов к расширению.

Значение традиций народной культуры в воспитании детейЗначение традиций народной культуры в воспитании детей О значении традиций народной культуры в воспитании детей «МАСЛЕНИЦА» Возвращение к истокам традиционной народной культуры воспитывает.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Ребенок и традиции отечественной народной культуры
Опубликовано: 15 марта 2016 в 22:48
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по аппликации «Под зонтиком»
Программные задачи:Продолжать учить детей использовать шаблон для вырезания деталей, упражнять в складывании буги гармошкой;совершенствовать работу с...
Конспект НОД по развитию речи «Что нам осень принесла?» в подготовительной группе
Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной группе по теме: « Что нам осень принесла? » Программные...
Конспект ООД с использованием нетрадиционной техники рисования «Яблоня с яблоками» с...
Конспект ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием нетрадиционной техники рисования с детьми общеразвивающей направленности 5-6 лет...