Лучший педагог года 2022

Речевая готовность к школе

Анна Барашкина
Речевая готовность к школе

Речевая готовность к школе.

Поступление в школу очень ответственный момент в жизни ребенка. Меняется привычный образ жизни. Игровая деятельность меняется на учебную.

Но все ли сделано для того, чтобы ребенок был готов к школьному обучению?

Специалисты рассматривают три вида готовности

- физическая:

(антропометрия, зубы, осанка, зрение, слух, моторика, работоспособность, чувство времени)

- социально-психологическая:

(эмоционально-волевая готовность, мотивация)

- интеллектуальная:

(мелкая моторика, речевая готовность, внимание, память, мышление, запас знаний, эрудиция).

От готовности к школьному обучению будут зависеть успехи ребенка в усвоении всех предметов школьной программы. Готовность к школьному обучению предполагает мотивацию к обучению, т. е. у ребенка должно быть желание идти в школу. Он должен уметь общаться со сверстниками, выполнять инструкции учителя, контролировать свое поведение.

В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершиной познавательного процесса является мышление и речь. Поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется и уровнем речевого развития ребенка. Ведь именно, при помощи речи устной и письменной ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита устная речь, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

Рассмотрим, что такое речевая готовность к школе.

Для успешного овладения письменной речью у детей должны быть сформированы следующие компоненты речи:

1. Слуховое внимание.

Дети должны уметь слушать и слышать других.

При несформированности данных умений, у ребят могут возникнуть трудности в усвоении материала, предъявляемого учителем устно.

2. Звуковая сторона речи:

Ребенок должен правильно произносить все звуки речи.

Правильное произношение звуков речи и четкое различение звуков речи на слух, является необходимым условием для освоения письма.

Четко и внятно произносить слова и фразы со сложной звуковой и слоговой наполняемостью (аквалангист, плоскогубцы, мотоциклист, регулировщик, термометр).

Говорить громко или тихо, или даже шепотом, в зависимости от ситуации.

Изменять темп речи с учетом содержания высказывания.

Нарушение звукопроизношения приводят к отражению неправильного произношения на письме из-за опоры на неправильное проговаривание. Письмо является отражением устной речи. Ребенок пишет так, как проговаривает. На письме могут появиться замены и пропуски букв, соответствующие заменам и пропускам звуков в устной речи (шуба – «суба», жук – «зук», звезда – «зведа», рыба – «лыба»). Несформированность данных навыков может привести к появлению ошибок при чтении.

3. Фонематический слух.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, отвечающий за распознание и воспроизведение фонем.

У детей должно быть сформировано фонематическое восприятие, фонематические представления, навыки фонематического анализа и синтеза.

Дети должны уметь:

1. Выделять звук из ряда звуков, слогов;

2. Различать слова квазиомонимы на слух (бочка-почка);

3. Выделять ударный и безударный гласный в начале слова, гласный звук в середине слова и конце слова;

4. Выделять первый и последний согласный в слове;

5. Определять последовательный и количественный анализ трех и четырехзвуковых слов;

6. Делить предложения на слова;

7. Владеть навыками слогового анализа и синтеза.

Недоразвитие функций языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажении структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов, слухового восприятия: пропуски гласных букв (всят-висят, пропуски согласных букв (комата-комната, пропуски слогов и частей слова (стрки-стрелки, замена гласных (люгкий-легкий, замена согласных (роча-роща, перестановки букв и слогов (онко-окно, недописывание букв и слогов (чере-через, наращивание слов лишними буквами и слогами (детити-дети, искажение слова (чайщик-чащи, слитное написание слов и их произвольное деление (бойчасов-бой часов, нарушение смягчения согласных (болшой-большой, неумение определить границы предложения в тексте, слитное написание предложений.

4. Лексическая сторона речи (словарный запас).

У детей должен быть достаточный объем словаря существительных, глаголов и прилагательных, ведь чем больше слов в активном словаре, тем умнее человек, красивее его речь. К началу школьного обучения словарь первоклассника должен насчитывать от 3500 до 7000 слов.

Дети должны уметь:

Подбирать обобщающие понятия.

Подбирать слова антонимы и синонимы ( Например: зло-добро, храбрый – смелый – отважный).

Дифференцировать обозначения предметов ( например: «автомобиль легковой и грузовой, а не просто автомобиль», «обувь зимняя и летняя»).

Употреблять сложные слова ( например: длинноногий).

Знать детенышей диких и домашних животных.

Времена года. Свое имя, фамилию и имена родных, адрес. Название родного города и страны.

5. Грамматическая сторона речи.

У детей должны быть сформированы процессы словоизменения и словообразования.

Дети должны уметь:

1. Образовывать существительные именительного падежа единственного и множественного числа (дом-дома).

2. Образовывать существительные родительного падежа единственного и множественного числа (кот-котов).

3. Образовывать существительные дательного, творительного, винительного и падежного падежа (с сумкой, без руки).

4. Согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, падеже (голубое полотенце).

5. Согласовывать существительные с числительными (один карандаш, два карандаша, пять карандашей).

6. Образовывать глаголы с использованием приставочного, суффиксального способа словообразования (приехал, уехал).

7. Изменять глаголы по временам (бегу, бежишь, бежит, бежим, бегите, бежал, побежит).

8. Употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида.

9. Образовывать слова с использованием уменьшительно-ласкательных и увеличительных суффиксов (глаза – глазки – глазищи).

10. Образовывать относительные и притяжательные прилагательные от существительных (малина – малиновое, лиса – лисья).

11. Употреблять простые и сложные предлоги в речи.

В связи с недоразвитием лексико-грамматической сферы на письме могут проявиться следующие ошибки: нарушения согласования слов, замена слов по звуковому сходству, слитное написание предлогов, пропуски слов в предложении.

6. Связная речь.

Дети должны уметь:

Свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Поддерживать разговор на темы, доступные возрасту.

Рассказывать о пережитых событиях.

Пересказывать содержание сказки, рассказа.

Описывать окружающие предметы.

Уметь составлять рассказ по одиночной картине и серии сюжетных картин.

Уметь пересказывать.

Кроме развития устной речи необходимо обратить внимание на развитие графомоторных навыков.

Графомоторные навыки включают в себя:

1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).

Очень хочется, чтобы родители будущих первоклассников знали как можно больше и о готовности ребенка к школе и о такой важной РЕЧЕВОЙ готовности.

Публикации по теме:

Консультация «Воспитание личности ребёнка и готовность его к школе» Проблема готовности детей к обучению в школе — это жизненная задача, еще не получившая своего окончательного решения. А от ее решения зависит.

Консультация для педагогов «Коммуникативная готовность детей к школе» .

Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Консультация для родителей! Готовность ребенка к школе. Уважаемые родители! Как быстро пролетело время, ваши дети скоро пойдут в первый.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Консультация для родителей "Готовы ли Вы и Ваш ребенок к школе?" Через год дети станут первоклассниками. Родителям и детям надо много успеть,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность к школе». Добрый день, дорогие коллеги! спешу поделиться с Вами консультацией. Предложите ее родителям в подготовительной к школе группе. Объясните.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевая готовность к школе
Опубликовано: 23 ноября 2022 в 13:04
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 февраля. Международный день пиццы

 Сегодняшний праздник посвящен одному из самых популярных блюд в мире — знаменитой итальянской пицце. Пиццу любят все, и хоть родина ее Италия, пиццу готовят практически в любой стране.

9 февраля. Международный день стоматолога

Сегодня – международный праздник врачей, благодаря которым наша улыбка всегда остаётся красивой, а зубы – крепкими. А от здоровья зубов во многом зависит здоровье и всего остального организма. На...


Горячие темочки