МААМ-картинки

Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой»

Светлана Лагутеева
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой»

Речевая готовность к школе

важнейшее условие овладения ребенком

школьной программы

«Семья и школа – это берег и море.

На берегу ребенок делает свои первые шаги,

а потом перед ним открывается необозримое

море знаний, и курс в этом море прокладывает

школа… Но это не значит, что он должен совсем

оторваться от берега…»

Л. Кассиль

Публикация «Консультация для родителей „Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой“» размещена в разделах

Закончилось дошкольное детство, когда ребенок беззаботно наслаждался отдыхом, свободными занятиями по интересам, играми и развлечениями. Пришло время поступления в первый класс. И, безусловно, родители переживают за этот сложный шаг, который ребенку предстоит сделать. И, вполне резонно в этот период задать себе вопрос: «А все ли я, как родитель, сделал для того, чтобы ребенок безболезненно и уверенно перешел на новую возрастную ступень». Достаточно ли готов ребенок к старту в школьное обучение?

Рассмотрим некоторые стороны готовности ребенка к школьному обучению, а именно речевую готовность ребенка, ведь речь, наряду с мышлением является вершиной познавательного процесса. И именно при помощи речи устной и письменной ребенок будет усваивать всю систему знаний.

Еще до начала обучения у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:

• Умение слушать и слышать других

Ребенку постоянно придется контактировать в школьной жизни с взрослыми и сверстниками и поэтому при несформированности данного навыка могут возникнуть сложности в усвоении материала, который преподается учителем в устной форме.

• Звуковая сторона речи

При поступлении в школу очень важно, чтобы ребенок правильно и четко произносил все звуки речи. Основой для освоения письмом являются: правильное звукопроизношение, правильное произнесение слов сложной слоговой структуры (мотоциклист, железобетонный и т. п., умение в зависимости от ситуации менять силу голоса, громкость, темп и т. д. Нарушение в произнесении многих групп звуков неизбежно приведет к нарушениям письма. Могут появиться ошибки на письме тех звуков, которые произносятся неверно: Са-ша- Са-са, Жук-Зук и т. д. Может проявиться слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами: в доме-вдоме. Или наоборот, раздельное написание слов, особенно приставок и корней: наступила-на ступила. Так же встречаются пропуски, перестановки, добавления слогов: комната-комта, паровоз-павороз, бабушка-бабабушка. И наиболее часто бывают пропуски гласных, добавления букв: поросенок-просенок, трава-тарава; перестановки букв: комната-конмата.

• Лексическая сторона речи (словарный запас)

Дети должны уметь: точно подбирать слова, ясно выражать свои мысли, связывая различные факты в единое целое, дифференцировать обозначения предметов (например, грузовой или легковой автомобиль, а не просто автомобиль, употреблять сложные слова: длинноногий; использовать эпитеты, метафоры, синонимы. Данные навыки важны при обучении ребенка чтению, так как несформированность данной стороны речи приведет к непониманию прочитанного текста, даже если с технической стороны в чтении нет проблем.

• Усвоение грамматической стороны речи

Навыки словообразования и словоизменения, употребление предлогов, согласование существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, существительных с числительными, правильное употребление глаголов - вот необходимый минимум умений, который должен быть сформирован перед поступлением в школу. В противном случае у ребенка могут встречаться аграмматизмы на письме и при чтении, искажения морфологической структуры слова, ошибки окончаний при изменении числа и падежа, пропуски или замены предлогов, ошибки при согласовании слов в предложении.

• Связная речь

Первоклассники должны уметь понимать развернутые высказывания, которые состоят из нескольких взаимосвязанных предложений и использовать их в собственной речи. Это поможет правильно и понятно для всех излагать свои мысли. Умение свободно общаться с взрослыми и сверстниками, поддерживать разговор, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать сказки и рассказы, описывать предметы и события, составлять рассказы по картинке - это те умения, которые необходимы детям для успешного обучения. Нарушения самостоятельной связной речи будут проявляться при пересказах текстов, составлении рассказов, написании сочинений и изложений.

Все перечисленные особенности устной речи очень важны для школьника. Овладение данными навыками – залог успешного усвоения программы в школе. Немаловажное значение имеет целенаправленная работа над этими задачами в семье. Именно родители, как главные люди в жизни ребенка, те, с кого они берут пример во всем: в поведении, в речи, манерах и т. д., должны помочь ребенку усвоить нормы и правила устной речи.

Помните простые и важные правила:

1. В школе важно уметь слушать учителя, поэтому важно, как ребенок понимает, прежде всего, Ваши инструкции и как их выполняет.

2. Соизмеряйте Ваши просьбы и указания с возможностями ребенка, не перегружайте требованиями. Чтобы создать положительный настрой к школе ни в коем случае не пугайте его трудностями в школе.

3. Помните, что речь ребенка, во многом это отражение вашей речи. Старайтесь говорить четко и понятно, проговаривайте окончания слов, давая ребенку правильный образец и возможность услышать то, как изменяются окончания в разных контекстах. Правильно употребляйте разные грамматические формы и т. д.

4. Знакомьте детей с глаголами и их употреблением, так как это важные элементы речевой системы. В повседневной жизни дайте возможность детям слышать и различать все многообразие данных форм.

5. Занимаясь с ребенком, расположитесь так, чтобы ребенок видел ваши глаза, губы, правильную артикуляцию звуков. Так ребенку легче понять и услышать правильное звукопроизношение.

6. Обращайте внимание на детские вопросы, старайтесь дать исчерпывающий ответ. Объясняйте непонятные слова и выражения, встречающиеся в текстах.

7. Увидев у ребенка проблемы речевого развития, постарайтесь обратиться за помощью к специалисту, получить консультацию и приложить все усилия для исправления недостатков речи.

Материал подготовила

учитель-логопед

МБОУ «Школа-интернат № 1»

г. Саров

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Наступила весна. А с ней начали записываться в школу будущие первоклассники. Пройдет совсем не много времени –отзвенит звонок, и малыши.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Ни у кого не вызывает сомнения, что обучение в школе – тот первоначальный этап, с которого начинается осознанное вступление в нашу непростую.

Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе» Сейчас время особых хлопот в семьях будущих первоклассников. Обеспокоенные родители, бабушки и дедушки занимаются с ребенком с утра до вечера,.

Консультация для родителей «Психологическая готовность ребенка к школе» ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ". Для успешного обучения и личностного развития ребёнка важно, чтобы он пошёл в школу подготовленным,.

«Речевая готовность детей к школе». Консультация для родителей Считая месяцы, оставшиеся до сентября, родители испытывают всё большую тревогу. Существенное место среди этих волнений занимают заботы о.

Консультация для родителей «Речевая готовность к школе» Учитель-логопед Петрова Ирина Юрьевна КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевая готовность к школе» Проверьте своего ребёнка: - Знать свою фамилию,.

Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе. Создание условий для речевого развития детей дома» Кабанова Н. А., учитель-логопед ГБОУ НАО «СШ №4 г. Нарьян-Мара с углублённым изучением отдельных предметов» Консультация для родителей.

Консультация учителя-логопеда «Речевая готовность детей к школе» «Речевая готовность детей к школе» Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» Речевая готовность ребенка к школе Готовность ребенка к школьному обучению определяется уровнем его речевого развития. Это связано с тем.

Консультация «Речевая готовность ребенка к школе» Родителям на заметку (или специалист советует) Речевая готовность ребенка к школе С момента начала школьной жизни многие дети сталкиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Речевая готовность ребенка к школе — важнейшее условие овладения школьной программой»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 21:12
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД