Папки-передвижки

Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой

Наталья Будникова
Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой

Народная игрушка служит прекрасным материалом для развития речи, поскольку она подсказывает содержание речи. В рассказывании по игрушкам дети учатся отбирать предметно-логическое содержание для описаний и повествований, приобретают умения выстраивать композицию, связывать части в единый текст, избирательно пользоваться языковыми средствами. При описании дети опираются на восприятие наглядного материала, характерные признаки предметов и явлений. Часто в описание включается и рассказ о выполненных или возможных действиях с игрушкой, о том, что, как она у него появилась.

Публикация «Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой» размещена в разделах

В основе высказывании детей об игрушках лежит непосредственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное восприятие детей и развитие наблюдательности. Занятия с игрушками носят творческий характер, на них развивается мышление и воображение. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать словарь, но может служить и источником новых слов. Игрушка вызывает положительные эмоции, желание высказываться, поэтому она используется как средство развития речи.

Смысл народной игрушки – развивать, занять, повеселить, порадовать ребенка. Знакомя детей с народной игрушкой, педагог показывает образцы, которые изображают не только птиц, но и животных, человека, отмечая многообразие данного вида народного искусства. Народную игрушку можно использовать не только как экспонат в уголке национальной культуры, но и на занятиях по декоративной лепке, где учитывается пластика формы, характерные особенности, способы исполнения. Игрушки рассматриваются в свободное от занятий время, обследуются, сравниваются. При этом отмечается сходство и различия в росписи, украшении. Так как подлинные игрушки в настоящее время представляют большую редкость, можно использовать образцы педагогов изобразительных студий, художников и мастеров, которые выполнены на высоком художественном уровне и приближенны к оригиналу.

Опытно-экспериментальной базой исследования выступило МБДОУ «ЦРР-д/с «Сказка» ОП «ЦРР-д/с «Солнышко» г. Ковылкино.

Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень речевого развития детей 5-6 лет. Констатирующий этап эксперимента включал в себя две методики направленные на выявление уровня развития словаря и связной речи старших дошкольников.

По результатам методики «Назови слова» выявлено, что высоким уровнем словарного запаса обладает 5 % детей в группе. Средний уровень развития словарного запаса выявлен у 25% от общего количества детей в группе. Эти дети в своих ответах назвали от 10 до 19 различных слов, связанных с различными группами и получили от 4 до 7 баллов. Низкий уровень развития словарного запаса показали 14 детей – 70%. Эти дети и назвали от 9 до 12 слов и набрали всего по 2- 3 балла.

По результатам методики «Расскажи по картинке» в экспериментальной группе было выявлено 2 уровня речевого развития : средний и низкий. Средний уровень речевого развития выявлен у 35% от общего количества детей в группе. Дети с этим уровнем речевого развития набрали от 2 до 3 баллов. В их речи встречались различные фрагменты речи представленные в схеме протоколирования. Низкий уровень речевого развития составил 65%. Эти дети в своих рассказах использовали от 6 до 7 содержащихся в схеме протоколирования.

Итак, результаты обследования показывают, что на этапе выявления словарного запаса детей, наибольший процент представлен низким уровнем. Учитывая полученные результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по проблеме использования народной игрушки на занятиях по развитию речи, была сформулирована цель формирующего этапа, которая заключалась в разработке и апробации систематизированной серии занятий по развитию речи, предполагающей использование народной игрушки. Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:

1. Определить художественные особенности и средства выразительности народной игрушки и керамики.

2. Провести серию занятий по развитию речи с использованием народной игрушки.

На данном этапе осуществлялись следующие виды работ:

беседа с детьми о разнообразии видов народного искусства, их художественных особенностях;

рассматривание тематических альбомов по теме с целью закрепления материала предыдущей беседы;

«зонирование» групповой комнаты произведениями народного искусства.

Предложенная мною система работы по развитию связной монологической речи - это попытка показать на практике эффективность использования народной игрушки в работе с детьми. При использовании народных игрушек на занятиях по развитию речи у детей формируется связная речь, умение строить описание.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой»Фотоотчет «Знакомство детей с народной игрушкой» Игрушка — один из самых древних видов декоративно-прикладного искусства. Игрушки создавались отдельным мастером-кустарем, крестьянином,.

Фотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкойФотоотчет Знакомство и игры с русской народной игрушкой-матрешкой Продолжая большую и интересную тему этнопедагогики, хочу сегодня затронуть вопрос о знакомстве детей с русской народной игрушкой-матрешкой.

Фотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДДФотоотчёт о проделанной работе по формированию безопасного поведения у детей в процессе ознакомления с ПДД Уважаемые коллеги! В предыдущей публикации я ознакомила вас с проектом на тему «Формирование безопасного поведения у детей старшего дошкольного.

«Речевое развитие детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Представляю Вашему вниманию консультацию для родителей детей дошкольного возраста. Гуляя с собакой, часто слышу как мама говорит своему.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусствомПриобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством «Приобщение детей к истокам русской народной культуры на примере ознакомления с декоративно-прикладным искусством» Подготовили: Воспитатель.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миромВоспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим миром Острота современных экологических.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группыЗнакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы Матрешка — древняя краса Сквозь времена дошла до нас. Ей имя русское дано. Она красива и мила, Всем улыбается она. Одета, как в былые времена,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие детей 5–6 лет в процессе ознакомления с народной игрушкой
Опубликовано: 11 мая 2021 в 22:51
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД