Светлана Бидова
Речевое развитие детей в ДО в условиях введения ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие детей в ДО в условиях введения ФГОС
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 29 «Малышка» городской округ город- курорт Ессентуки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
статья
Зам. зав. по УВР Бидова С. М.
статья
Речевое развитие детей в ДО в условиях введения ФГОС
Публикация «Речевое развитие детей в ДО в условиях введения ФГОС» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.
Дошкольные организации, выполняя социальный заказ, воспитывают человека двадцать первого века всесторонне развитого и гармонично развитого, который обладает ключевыми компетенциями. Главной, на наш взгляд, является коммуникативная компетенция.
В соответствии с новыми требованиями возникла актуальность перестроить образовательный процесс в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, максимально приблизив его к способам открытия окружающего мира, характерным для человека в этот период жизни (инициативному, личностно значимому, а значит и эмоционально насыщенному экспериментированию, игре и т. п.). Особая роль в реализации этого требования принадлежит воспитателю, который становится соавтором целостного образовательного процесса в детском саду, создавая эту целостность под группу, учитывая особенности развития и конкретные интересы детей.
Современное представление о содержании дошкольного образования, соответствующее социальному заказу находит в частности, отражение в образовательной области «Речевое развитие», направленной в соответствии с ФГОС ДО «на достижение целей, овладение конструктивными способами и средствами – взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения со взрослыми и детьми; развитие всех компонентов, устной речи детей лексической стороны, грамматического строя речи- диалогической и монологической форм.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Именно поэтому образовательная область «Речевое развитие», представленная в федеральных государственных стандартах, занимает важное место.
Таким образом, ведущая роль в формировании коммуникативных качеств личности дошкольника отводится не только взрослому (педагогу, воспитателю, родителю, но и сверстнику, включённому в процесс межличностного взаимодействия. Така как именно общение со сверстниками помогает ребёнку самостоятельно использовать речевой этикет (обращение, просьба, приветствие, прощание, поздравление, сочувствие, приглашение, разговор по телефону и т. п.) в различных жизненных ситуациях.
В изменяющихся условиях педагогу дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться в многообразии интегративных подходов к развитию детей, в широком спектре современных педагогических технологий. Прежде всего, к современным образовательным технологиям Е. В. Михеева относит технологию личностно ориентированного обучения и воспитания, технологию проблемного обучения и воспитания, технологию эффективной речевой деятельности.
Для развития у детей речевого общения со взрослыми и сверстниками необходимо создание психолого- педагогических условий в ДО. В этом смысле современному педагогу предъявляются соответствующие требования к созданию условий :
для развития у детей речевого общения со взрослыми
поощрение любых обращения детей ко взрослому (отвечать на все вопросы ребенка, внимательно относиться к его высказываниям, суждениям, фантазиям, помогать выражать словами свои чувства и переживания);
проявление инициативы в речевом общении с детьми (задавать вопросы, побуждать к диалогу, беседуя на разные темы, делиться своими впечатлениями, чувствами, рассказывать о себе);
поощрение речевого общения детей между собой (привлекать внимание ребенка к вопросам и высказываниям других детей, побуждать отвечать на них, поддерживать беседу и т. п.).
для обогащения речи детей
расширение словарного запаса (включение новых слов в беседы, игру, предметную деятельность и пр.).
развитие образной стороны речи (побуждение пользоваться эпитетами, сравнениями, метафорами, знакомство со словами, имеющими одинаковое и противоположное значение и пр. ;
развитие интереса к различным жанрам литературного творчества (чтение сказки, рассказов, стихов, знакомство с фольклорными произведениями; просмотр аудио- и видео-записи, побуждение детей рассказывать стихи, сказки, инсценировать их).
для поощрения речевого творчества детей
побуждение детей к словотворчеству (предлагать сочинять сказки, стишки, загадки, изменять и придумывать слова и т. п. ; поддерживать инициативу детей в словотворчестве);
организация речевых игры (скороговорки, чистоговорки, звукоподражательные игры и др.)
для развития у детей правильной речи
образец речевой культуры (речь взрослых ясная, четкая, красочная, эмоциональная, соответствует правилам речевого этикета);
побуждение детей использовать культурно принятые формы речи (помощь в овладении грамматическим строем речи, следить за правильным произношением, темпом, громкостью речи и т. п.);
побуждаение к развернутому, связному изложению определенного содержания (описанию игрушки, картинки, пересказу сказки, и пр.).
для развития речевого мышления детей
обсуждение вместе с детьми последовательность событий, изображенных на картинке, причины и следствия поступков персонажей сказок, основной смысл пословиц и т. п. ;
организация игры и занятия, направленные на речевое обобщение детьми предметов и явлений, на экспериментирование со словами, звуками (предлагать отгадывать и загадывать загадки и пр. ;
для развития у детей планирующей и регулирующей функции речи
вместе с детьми обсуждение плана совместной деятельности: что и когда будут делать, последовательность действий, распределение действий между участниками и т. п. ;
поощрение самостоятельного планирования детьми своей деятельности (спрашивать, что ребенок собирается построить или нарисовать, предложить объяснить или рассказать другому ребенку, как можно сделать что-либо, предложить детям договариваться о распределении ролей и последовательности событий в игре и т. п.).
для подготовки детей к чтению и письму
пробуждение у детей интереса к письменной речи (организация игр, в ходе которых дети изготавливают книжки-самоделки, «пишут» письма, рецепты и пр. ; предлагают детям рассматривать книги, журналы, альбомы и т. п.);
знакомство с буквами, со звуковым составом слова;
развитие мелкой моторики руки
Основными направлениями, через которые реализуется образовательная область «Речевое развитие», являются:
образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов деятельности;
образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов;
самостоятельная деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей.
Основными формами педагогического взаимодействия в настоящее время стали образовательные ситуации и ситуации общения. Ведущими выступают образовательные ситуации, ситуации общения, которые простроены в соответствии с моделью реализации педагогического процесса ДО. Образовательная ситуация в отличие от занятия позволяет осуществлять дифференцированный подход к детям в большей степени индивидуализировать процесс обучения. Данная форма работы характеризуется следующими особенностями.
Образовательная ситуация планируется и организуется в любое время в режиме дня, чаще всего утром, вечером или во время прогулки. Это способствует органическому включению обучения в повседневную жизнь ребенка, его интеграции с игровой, бытовой деятельностью и процессом общения в группе. Она длится 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей. Предполагает участие небольшой подгруппы детей (от трех до восьми) в зависимости от их желания и особенностей содержания ситуации.
Можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетная картина, игрушка, книга, природный материал) с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно речевого характера.
Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же образовательной ситуации с разными подгруппами детей.
Образовательные ситуации могут быть реально-практическими и игровыми. К реально-практическим можно отнести рассматривание картины, предмета, чтение литературного текста, разучивание стихотворения и т. д. К игровым – ситуации с дидактической куклой: «Напоим куклу чаем», "Оденем куклу на прогулку" и т. д. Соотношение игровых и реально-практических ситуаций в процессе обучения зависит от возраста детей. В младшем и среднем возрасте преобладают игровые ситуации: рассматривание игрушек, картинок и даже чтение литературных произведений лучше организовывать с использованием игрового персонажа.
В старшем возрасте возрастает роль реально-практических образовательных ситуаций. Теперь знакомство с содержанием литературного произведения становится целью самого ребенка, и воспитатель выступает в роли помощника. В старшем возрасте игровые ситуации по прежнему включаются в процесс обучения, но являются проблемными по своему содержанию и включают более сложные игровые задачи. В этом возрасте идет организация многих образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач : дети учатся доброжелательно общаться с собеседником, задают вопросы, выстраивая их в логической последовательности, обобщают полученные сведения в единый рассказ, учатся презентовать составленный текст.
В ходе режимных моментов в младшем возрасте наиболее оптимальным является общение с взрослым, воспитатель дает образец правильной речи при проговаривании потешек, поговорок во время проведения культурно-гигиенических процедур, в процессе приучения детей к самообслуживанию. При проведении культурно-гигиенических процедур воспитатель организует рассматривание предметов: при накрывании на стол – предметов посуды, при умывании – предметов гигиены, при одевании на прогулку и подготовке ко сну – предметов одежды.
В среднем возрасте воспитатель обращает внимание детей на свойства и качества предметов, с которыми они действуют, организует экспериментирование для выявления их особенностей.
В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т. д.
В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. В младшем возрасте дети учатся согласовывать свои действия, договариваясь о действиях в игре с партнером, дети учатся вступать в контакт с окружающими, выражают свои мысли, чувства, впечатления.
В среднем возрасте появляется инициатива в разговоре. Дети проявляют интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Самостоятельно решает бытовые и игровые задачи посредством общения с взрослыми и сверстниками.
В старшем возрасте в процессе игры возникают ситуации, в которых ребенку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других, расспрашивать об их деятельности и событиях их жизни. В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся обговаривать тему, проговаривать последовательность работы, обсуждать результат своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.
Очень важное значение, при формировании высших психических функций у ребенка с проблемами развития имеет организация предметно-развивающей среды в групповом помещении. Известно, что предметно-развивающая среда создает возможности для расширения взаимодействия дошкольника с взрослыми и сверстниками и позволяет включить познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней дети реализуют свои способности.
В младшем возрасте рекомендуется подбирать естественно окрашенные игрушки, так как у детей формируются первичные преставления об окружающем, стимулирование речевой активности. В группе необходимо размещать большое количество игр и пособий для развития мелкой моторики. Особое значение уделяется играм-драматизациям и театрализованным играм. Так же в умывальной комнате и раздевалке располагаются алгоритмы (алгоритм последовательности чистки зубов, умывания, одевания).
В среднем возрасте, удовлетворяя потребности в движении, важно научить детей работать по заданным схемам, моделям, "алгоритмам". Это обеспечивает развитие самостоятельности и инициативности детей. Особое внимание в среднем возрасте уделяется развитию мелкой моторики, которое непосредственным образом связано с развитием речи. Для этого в группе располагается достаточное количество мозаик среднего размера, пазл, игрушек с застежками и шнуровками, восковые и акварельные мелки, «Волшебный экран» и небольшие доски для рисования. В центре книги размещаются первые детские энциклопедии и журналы, книжки-самоделки, книжки-раскраски.
Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать, что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы.
Правильно подобранная предметно-развивающая среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе. Неформальное общение со сверстниками и педагогом при игровом взаимодействии положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом.
Особое место в образовательном процессе в области «Речевое развитие» принадлежит коррекционно-развивающей работе с детьми.
Создание условий для работы над речевыми недостатками детей рассматривается как один из важных компонентов деятельности педагогов. Работа в этом направлении осуществляется, начиная с младшего возраста, через коррекционно-ориентированные формы взаимодействия воспитателя с детьми: специальные дидактические и развивающие игры, упражнения, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевые игры. В каждой группе создан уголок, оснащенный наборами игрушек, картотекой для проведения артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок, подборками картинок, по изучаемым лексическим темам, позволяющий проводить коррекционно-развивающую работу в системе.
В ходе режимных моментов, во время самостоятельной деятельности, воспитатель так же осуществляет коррекцию речи, что позволяет существенно повысить уровень коррекционной работы с детьми. Коррекционно-развивающая работа по речевому развитию детей сроится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
В соответствии с Федеральными Государственными стандартами родители являются первыми учителями ребенка, поэтому они так же обеспечивают реализацию речевого развития детей. Воспитатель призван создать такие условия в ДО, чтобы обеспечить родителям возможность участвовать в образовательном процессе. С этой целью используются интерактивные формы взаимодействия с родителями. Вовлечение родителей в образовательный процесс через совместную проектную деятельность, подготовку к праздникам, различным конкурсам, тематическим выставкам, изготовлению книжек-самоделок, альбомов, поделок стимулируют речевую активность детей. Проведение интерактивных встреч с родителями, индивидуальных бесед, консультаций, тренингов способствует повышению у них педагогической компетентности в вопросах развития и формирования правильной речи детей.
Таким образом, правильно созданные психолого педагогические условия в ДО обеспечивают речевое развитие ребенка а так же обеспечивает социально-личностное развитие ребёнка.