Марина Семякина
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
воспитателя первой квалификационной категории
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3
«Дюймовочка»
Семякиной Марины Владимировны
Тема. Дикие животные наших лесов
Образовательные цели. Уточнение и расширение представлений о животных наших лесов. Особенностях их внешнего вида, образа жизни, среды обитания; расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (животное, зверь, стая, хищник, детеныш, волк, медведь, лиса, белка, еж, рысь, барсук, лось, берлога, дупло, хатка, нора); совершенствование грамматического строя речи; совершенствование навыков звукового и словарного анализа слов.
Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Дикие животные наших лесов“» размещена в разделах
- В мире животных. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Развивающие цели. Развитие связной речи, зрительного восприятия, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Воспитательные цели. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Мольберт, альбом «Живая природа. В мире животных», кассета с записью голосов диких животных наших лесов, магнитофон, резиновые фигурки детенышей животных наших лесов; тазик, заполненный желудями. Наборы карточек «Дикие животные» и «Домашние животные».
Предварительная работа. Чтение рассказов В. Бианки, Е. Чарушина, И. Соколова-Микитова о диких животных, разучивание подвижной игры «На водопой».
Ход занятия
1. Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Отгадывание загадок с опорой на картинки. Развитие мышления. ]
Дети сидят на стульчиках полукругом на стульчиках перед мольбертом, на котором закреплены картинки с изображением диких и домашних животных.
Вос-ль. Посмотрите на картинки и скажите, кто здесь нарисован? А кто из них где живет?
Дети называют животного и говорят полным ответом, где он живет.
Вос-ль. Сейчас возьмите по 2 картинки в руки сюда поставьте те
картинки, на которых нарисованы домашние животные. А сюда
поставьте картинки с изображением диких животных
Вос-ль. Сейчас я загадаю вам загадки. Картинки помогут вам их отгадать. Но сначала назовите животных на плакате по порядку.
Дети. Лиса, рысь, заяц, ёж, белка, барсук, медведь, волки, лось.
Далее вос-ль загадывает загадки, а дети их отгадывают.
Вос-ль. Чтобы отгадать первые загадки вам нужно просто сказать слово в рифму.
Лесники её котят
Взять домой не захотят,
Ей не скажешь:
«Мурка, брысь!»
Потому что это….
Дети. Рысь
Вос-ль. Правильно. Молодцы. Слушайте другую загадку.
Посмотрите-ка, какая:
Вся горит, как золотая,
Ходит в шубе дорогой,
Хвост пушистый и большой,
На увертки мастерица,
А зовут её ….
Дети. Лисица
Вос-ль. Верно! А вот вам еще одна загадка.
Что за кочка
Около пенечка?
Есть у кочки черный нос
И в колючках спинка.
На колючках листьев воз
С дубов и осинки.
Дети. Это Ёж.
Вос-ль. А как вы догадались?
Дети. У ежа вся спина в колючках. Он носит листья на колючках.
Вос-ль. Отлично. А вот вам последняя загадка.
Рыжей молнией зверек
Промелькнул средь веток,
Вдоль ствола и поперек.
Был зверек - и нету.
Дети. Это Белка.
Вос-ль. Да, это белка, а почему вы так решили?
Дети. Белка рыжая, очень быстрая, как молния. Она прыгает среди веток по деревьям.
Вос-ль. Молодцы! Вы легко отгадали загадки. А как можно назвать тех, кого вы видите на картинках?
Дети. Это дикие животные.
Вос-ль. Где они живут?
Дети. Они живут в лесу, сами строят себе жилище, сами добывают себе еду, сами растят своих детенышей.
Вос-ль. Вот об этом мы и будем сегодня говорить.
2. Игра «Найди детёныша» [Совершенствование грамматического строя речи (образование и использование существительных с суффиксами –онок-, -енок—ат-, -ят-, -их-, -иц-). Развитие тактильно чувствительности и тонкой моторики. ]
Вос-ль убирает плакат с мольберта и приглашает детей к столу, на котором стоит контейнер с желудями, среди них спрятаны фигурки детенышей диких животных.
Вос-ль. Я предлагаю поиграть в игру «Найди детеныша». Сейчас по моей команде вы опустите руки в пальчиковый бассейн, найдете там среди желудей по одной фигурке детеныша диких животных, скажете, кого нашли и как зовут его маму.
Дети по команде опускают руки в бассейн и ищут фигурки детенышей животных
1-й р. У меня ежонок, мама – ежиха.
2-й р. А у меня медвежонок, его мама медведица.
3-й р. Я нашла лисёнка, его мама лисица.
4-й р. А я нашёл волчонка, мама – волчица.
5-й р. А у меня бельчонок, его мама – белка.
6-й р. Я нашел зайчонка, его мама – зайчиха.
Вос-ль убирает таз со стола.
Вос-ль. Молодцы, вы нашли всех детёнышей. Поставьте фигурки на стол и садитесь на свои места. Послушайте, что я вам сейчас расскажу, ответьте на мои вопросы. Наступила весна. Вся природа оживает. Мы наблюдали с вами за изменениями, которые происходят в природе весной, читали рассказы. Что вы можете рассказать о весенней природе?
Дети. Снег начинает таять и превращается в ручейки и убегает.
Солнце пригревает и светит больше.
Птицы прилетают с юга.
На деревьях набухают почки и распускаются листочки.
Идут дожди и дует теплый ветер.
Вос-ль. Правильно. Изменения происходят и в жизни диких животных. Весной они меняют теплые зимние шубки на летние легкие. Вы, наверное, помните, у кого из животных весной меняется цвет шубы.
Дети. У зайца шуба становится серой, а у белки - рыжей.
Вос-ль. А почему они меняли свои шубки?
Дети. Потому что в таких шубах их зимой не видно на снегу, чтобы их не съели хищники.
Вос-ль. А кто из животных спал всю зиму и выходят из своих жилищ только весной?
Дети. Медведь. Ёж. Чтобы погреться на солнышке и добыть себе пищу.
Вос-ль. Верно. Давайте вспомним, как нужно вести себя на прогулке в лесу, если вы неожиданно увидите в траве птенчика, зайчонка или ежа? Можно ли их трогать?
Дети. Их трогать нельзя, они могут из-за этого погибнуть. Нужно сразу же уходить.
Вос-ль. Правильно. Люди должны любить природу, относиться к ней бережно.
3. Подвижная игра «На водопой». [Координация речи с движением. Развитие творческого воображения, подражательности]
Вос-ль приглашает детей перейти на коврик.
Вос-ль. Давайте вспомним жаркое лето, когда детеныши животных были еще совсем маленькими.
Жарким днем лесной тропой Дети идут по кругу друг
Звери шли на водопой. за другом.
За мамой-лосихой Идут, громко топая.
Топал лосенок.
За мамой-лисицей Идут на носочках, крадучись.
Крался лисенок.
За мамой-ежихой Двигаются в полуприседе.
Катился ежонок.
За мамой-медведицей Идут вперевалку.
Шел медвежонок.
За мамою-белкой Скачут вприсядку.
Скакали бельчата,
За мамой-зайчихой – Скачут стоя.
Косые зайчата,
Волчица вела за собою Идут на четвереньках.
Волчат.
Все мамы и дети Поворачиваются лицом в
напиться хотят. круг, «лакают».
4. Упражнение «Раздели на слоги» [Совершенствование навыков звукового слогового анализа слов. ]
Вос-ль вновь приглашает детей к мольберту, на который помещает плакат «Дикие животные».
Вос-ль. Посмотрите на уже знакомые вам картинки. Давайте разделим названия диких животных на слоги. Перечислите диких животных, в названиях которых только один слог.
Дети. Ёж, рысь, волк, лось.
Вос-ль. Верно. Давайте прохлопаем. Теперь перечислите тех животных, в названиях которых два слога.
Дети. Ли-са, за-яц, бел-ка, бар-сук, мед-ведь.
Вос-ль. Вы отлично справились с этим заданием. А теперь еще более сложное задание. Названия каких животных на этом плакате заканчиваются звукои [к]?
Дети. Барсук, волк.
Вос-ль. А какие названия заканчиваются звуком [а]?
Дети. Белка, лиса.
Вос-ль. Есть ли здесь животные, названия которых заканчиваются мягкими согласными?
Дети. Да. Рысь, медведь, лось.
Влс-ль. Молодцы. Все правильно ответили.
5. Упражнение «Кто где?» [Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков ориентировки на плоскости. ]
Вос-ль. А теперь еще одно задание по картинке. Посмотрите на верхний ряд картинок. Расскажите где находиться рысь по отношению к лисе и зайцу.
Дети. Рысь между лисой и зайцем.
Вос-ль. А заяц?
Дети. Заяц за лисой и рысью.
Вос-ль. А лиса?
Дети. Лиса перед рысью и зайцем.
Вос-ль. А теперь посмотрите на второй ряд картинок и скажите, где находиться медведь по отношению к ежу?
Дети. Медведь под ежом.
Вос-ль. Верно, вы отлично справились с заданием.
6. Чтение детьми двустиший об изображенных животных.
Дети встают около мольберта.
1. Хвост пушистый у лисицы,
Им она не зря гордиться.
2. Серый волк крадется в чаще,
Очень страшный, настоящий.
3. Спать залег в берлогу Миша.
Не шумите! Тише! Тише!
4. Ежик листья тащит в норку,
Делает в лесу уборку.
5. Белка – ловкая зверюшка,
Попрыгушка, поскакушка.
6. Заяц прыгает ловко
И любит морковку.
7. Упражнение «Изобрази животного»
Вос-ль. Мне интересно, знаете ли вы голоса диких животных, кто и как говорит. Медведь что делает?
Дети. Медведь рычит.
Дети изображают медведя.
Вос-ль. Волк.
Дети. Волк воет.
Дети изображают волка.
Вос-ль. Лисица
Дети. Лисица лает.
Дети изображают лису.
8. Окончание занятия.
Вос-ль предлагает детям вспомнить, о ком они говорили на занятии, что узнали о них нового, чем занимались. Оценивается р