Татьяна Заворотная
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы
Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выраже-ния в развитии связной речи.
Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы» размещена в разделах
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:
1) Односложная речь, состоящая лишь из простых предложений.
2) Неспособность грамматически правильно построить распространён-ное предложение.
3) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
4) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описа-тельный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими сло-вами.
5) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
6) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интона-ции, регулировать громкость голоса и темп речи.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно – лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством переда-чи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реа-лизует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ре-бёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей отно-сятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
Можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Педагог должен хорошо готовиться к занятию. Во время занятия говорить должен не только педагог, но и дети. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:
1) Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная.
2) В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Деловая игра
Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть велики.
Основные задачи развития речи – это воспитание орфоэпической куль-туры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания. Эти задачи ре-шаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту про-исходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обуче-ния, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преем-ственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер решения каж-дой задачи.
Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осу-ществляются во всех видах деятельности, в разных формах, как на заняти-ях, так и в самостоятельной деятельности.
Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.
Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.
Создаётся комиссия, члены которой оценивают ответы и выполнен-ные задания.
Ведущий напоминает правила игры:
1) уметь слушать других;
2) вырабатывать общее решение вопроса;
3) принимать активное участие в игре;
4) не оспаривать оценку жюри;
5) соблюдать культуру речи и тактичность;
6) придерживаться регламента.
1-я часть
1. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитате-лей.
Вопросы 1-й команде:
1) Как называется разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией? (диалог)
2) Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушате-лям? (монолог)
3) Как называется рассказ, сюжет которого развертывается во време-ни? (повествование)
4) Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
Вопросы 2-й команде:
1) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы)
2) Какой приём применяет педагог для снятия пауз и напряжённости у ребёнка при пересказе? (приё м отраженной речи: педагог повторя-ет сказанную ребёнком фразу и незначительно дополняет её)
3) Назовите ведущий приём в средней группе, используемый при со-ставлении рассказа по картине. (образец воспитателя)
4) Назовите ведущий приём для активизации речи и мышления (вопро-сы педагога)
Вопросы 3-й команде:
1) Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)
2) Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, за-дать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
3) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
4) Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
2-я часть
Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:
1) Что мы понимаем под развитием речи ребенка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате вос-приятия речи взрослого, собственной речевой активности и эле-ментарного осознания явлении языка и речи).
2) Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»? (Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ-ной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интона-ционной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).
3) Каковы задачи по формированию словаря? (Обогащение, расшире-ние, активизация словарного запаса детей).
4) Назовите приёмы обучения рассказыванию. (Образец рассказа; ча-стичный образец рассказа; дублёр образца; разбор образца расска-за; план рассказа; воспроизведение плана рассказа детьми; коллек-тивный разбор плана; коллективное составление рассказа; составле-ние рассказа по частям; окончание детьми рассказа, начатого воспи-тателем; подсказ вариантов; вопросы; указания; пояснение; оценка).
Общие вопросы
1) Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный, и вам необхо-димо подобрать к каждому из них приёмы.
Команды вытягивают билет и записывают на листах приёмы, соот-ветствующие каждому методу.
Словесный метод.
• Чтение произведение
• Вопросы к детям по содержанию произведений
• Пересказ произведения
• Заучивание наизусть
• Выразительное чтение
• Беседа по произведению
• Прослушивание грамзаписи
Практический метод.
• Элементы инсценировки
• Игры-драматизации
• Дидактические игры
• Театрализованные игры
• Использование разных видов театра
• Игровая деятельность
Наглядный метод.
• Показ иллюстраций, картинок, игрушек
• Элементы инсценировки
• Движение пальцами, руками
• Схемы
• Алгоритмы
• Просмотр видеофильмов, диафильмов
• Оформление выставки
2) В каких видах деятельности развивается речь ребёнка?
• Дидактические игры;
• Сюжетно-ролевые игры;
• Речевые игры;
• Режимные моменты;
• Прогулки;
• Занятия.
3) Что включает в себя развитие речи в процессе организации режим-ных моментов?
• сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться;
• комментирование действия детей;
• предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребёнка);
• предложение ребёнку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
• использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов).
4) Назовите методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста.
• Разговор с самим собой
• Параллельный разговор
• Провокация, или искусственное непонимание ребёнка
• Распространение
• Приговоры
• Выбор
• Замещение
• Ролевая игра
• Музыкальные игры.
5) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего до-школьника?
(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с то-варищем приобретает характер скоординированных предметных и рече-вых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, инте-ресуются его делами и высказываниями и т. д.)
6) Перечислите функции речи старшего дошкольника.
(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлече-ния внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.)
7) Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.
(К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Р. И. Жуковская, А. П. Усо-ва, Е. М. Струнина, Ф. А. Сохин и др.)
3-я часть (Физкультминутка)
Литературная страница.
У одного из участников каждой группы в руках бубен. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен.
1) Назовите автора сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)
2) Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народ-ной сказке «Теремок». («Рукавичка»)
3) Назовите советских писателей, создававших произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)
4) Назовите автора сказки «Гадкий утёнок». (Ганс Христиан Андерсен)
5) Назовите известного советского писателя, написавшего большое ко-личество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуков-ский)
6) Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о ры-баке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Бал-де»).
7) Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыб-ка, большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)
8) Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Стёпа)
9) О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом вари-анте? (о мышонке)
10) Назовите сказку, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди»)
11) Назовите имя прообраза нашего Буратино. (Пиноккио.)
12) В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошеч-ка-хаврошечка»)
13) В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога»)
14) Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)
15) Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»)
16) Назовите автора сказки «Серебряное копытце». (Бажов)
17) Назовите автора сказки «Конек-горбунок». (Ершов.)
18) Назовите писателя и художника, автора книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин)
19) Назовите сказку, в которой один герой говорит другому: «Как вы-прыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!». («Заюш-кина избушка»)
20) Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказан-ной Алексеем Толстым. («Золотой ключик, или Приключения Бура-тино»)
Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.
1) Замените предложения пословицей
• Учись всю жизнь (век живи, век учись).
• Нужно беречь время (делу время, потехе – час).
• Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смоло-ду).
• Не болтай (держи язык за зубами).
• Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насме-шишь; делаю наспех – делаю на смех).
• Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сде-лал дело – гуляй смело).
• Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони не-далеко падает.
• Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.
• Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся
• Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото
• Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведёт
• Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке дует на воду
2) Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу
• Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)
• Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)
• Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)
• Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)
• В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)
• Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и се-меро козлят)
Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педа-гоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили мето-ды и приёмы, способствующие речевому развитию детей.