Получи документы

Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы

Татьяна Заворотная
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы
▼ Скачать + Заказать документы

Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выраже-ния в развитии связной речи.

Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы» размещена в разделах

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем:

1) Односложная речь, состоящая лишь из простых предложений.

2) Неспособность грамматически правильно построить распространён-ное предложение.

3) Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.

4) Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описа-тельный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими сло-вами.

5) Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

6) Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интона-ции, регулировать громкость голоса и темп речи.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно – лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством переда-чи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реа-лизует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ре-бёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей отно-сятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

Половина детей дошкольного возраста отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.

Можно отметить следующие недостатки:

• связные высказывания короткие;

• отличаются непоследовательностью, даже если ребёнок передает содержание знакомого текста;

• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;

• уровень информативности высказывания очень низкий.

Кроме того, большинство детей активно делятся своими впечатлениями от пережитых событий, но с неохотой берутся за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребёнка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания. Педагог должен хорошо готовиться к занятию. Во время занятия говорить должен не только педагог, но и дети. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.

Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

1) Речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная.

2) В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

Деловая игра

Развитие речи – главный показатель умственного развития ребёнка. Основная цель речевого развития – доведение его до нормы, определённой для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть велики.

Основные задачи развития речи – это воспитание орфоэпической куль-туры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, её связности при построении развёрнутого высказывания. Эти задачи ре-шаются на каждом возрастном этапе. Однако от возраста к возрасту про-исходит постепенное усложнение каждой задачи, меняются методы обуче-ния, удельный вес той или иной задачи также меняется при переходе от группы к группе. Воспитателю надо представлять основные линии преем-ственности задач по развитию речи, которые решаются в предыдущей и последующей возрастной группе, и комплексный характер решения каж-дой задачи.

Развитие речи и речевое общение дошкольников в детском саду осу-ществляются во всех видах деятельности, в разных формах, как на заняти-ях, так и в самостоятельной деятельности.

Начнём нашу деловую игру, которая поможет нам систематизировать некоторые знания и умения в данной области.

Педагоги делятся на 3 команды по возрасту. В процессе работы за каждый правильный ответ команда получает фишку.

Создаётся комиссия, члены которой оценивают ответы и выполнен-ные задания.

Ведущий напоминает правила игры:

1) уметь слушать других;

2) вырабатывать общее решение вопроса;

3) принимать активное участие в игре;

4) не оспаривать оценку жюри;

5) соблюдать культуру речи и тактичность;

6) придерживаться регламента.

1-я часть

1. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитате-лей.

Вопросы 1-й команде:

1) Как называется разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией? (диалог)

2) Как называется речь одного собеседника, обращенная к слушате-лям? (монолог)

3) Как называется рассказ, сюжет которого развертывается во време-ни? (повествование)

4) Как называется текст, в котором идёт перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)

Вопросы 2-й команде:

1) С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (со средней группы)

2) Какой приём применяет педагог для снятия пауз и напряжённости у ребёнка при пересказе? (приё м отраженной речи: педагог повторя-ет сказанную ребёнком фразу и незначительно дополняет её)

3) Назовите ведущий приём в средней группе, используемый при со-ставлении рассказа по картине. (образец воспитателя)

4) Назовите ведущий приём для активизации речи и мышления (вопро-сы педагога)

Вопросы 3-й команде:

1) Назовите формы речи. (диалогическая и монологическая)

2) Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, за-дать вопрос, ответить в зависимости от контекста)

3) Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)

4) Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)

2-я часть

Ведущий предлагает командам ответить на следующие вопросы:

1) Что мы понимаем под развитием речи ребенка? (Развитие речи – это творческий процесс, который формируется в результате вос-приятия речи взрослого, собственной речевой активности и эле-ментарного осознания явлении языка и речи).

2) Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»? (Речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связ-ной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интона-ционной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте).

3) Каковы задачи по формированию словаря? (Обогащение, расшире-ние, активизация словарного запаса детей).

4) Назовите приёмы обучения рассказыванию. (Образец рассказа; ча-стичный образец рассказа; дублёр образца; разбор образца расска-за; план рассказа; воспроизведение плана рассказа детьми; коллек-тивный разбор плана; коллективное составление рассказа; составле-ние рассказа по частям; окончание детьми рассказа, начатого воспи-тателем; подсказ вариантов; вопросы; указания; пояснение; оценка).

Общие вопросы

1) Мы с вами знаем, что существуют 3 метода ознакомления детей с литературой (словесный, практический и наглядный, и вам необхо-димо подобрать к каждому из них приёмы.

Команды вытягивают билет и записывают на листах приёмы, соот-ветствующие каждому методу.

Словесный метод.

• Чтение произведение

• Вопросы к детям по содержанию произведений

• Пересказ произведения

• Заучивание наизусть

• Выразительное чтение

• Беседа по произведению

• Прослушивание грамзаписи

Практический метод.

• Элементы инсценировки

• Игры-драматизации

• Дидактические игры

• Театрализованные игры

• Использование разных видов театра

• Игровая деятельность

Наглядный метод.

• Показ иллюстраций, картинок, игрушек

• Элементы инсценировки

• Движение пальцами, руками

• Схемы

• Алгоритмы

• Просмотр видеофильмов, диафильмов

• Оформление выставки

2) В каких видах деятельности развивается речь ребёнка?

• Дидактические игры;

• Сюжетно-ролевые игры;

Речевые игры;

• Режимные моменты;

Прогулки;

• Занятия.

3) Что включает в себя развитие речи в процессе организации режим-ных моментов?

• сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться;

• комментирование действия детей;

• предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребёнка);

• предложение ребёнку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;

• использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов).

4) Назовите методы и приемы стимулирования речи детей раннего возраста.

• Разговор с самим собой

• Параллельный разговор

• Провокация, или искусственное непонимание ребёнка

• Распространение

• Приговоры

• Выбор

• Замещение

• Ролевая игра

• Музыкальные игры.

5) Каковы основные достижения в речевом развитии старшего до-школьника?

(На первый план выдвигается общение со сверстниками. Диалог с то-варищем приобретает характер скоординированных предметных и рече-вых действий, дети уже умеют привлекать к себе внимание соседа, инте-ресуются его делами и высказываниями и т. д.)

6) Перечислите функции речи старшего дошкольника.

(Речь служит для установления контактов с окружающими; привлече-ния внимания к себе, своим делам, переживаниям. Речь служит важным источником знаний об окружающем мире. Речь – область объективных отношений, которые познает ребенок. Речь как область удовлетворения деловых, познавательных, личностных потребностей ребенка и т. д.)

7) Назовите ученых, которые занимались проблемой становления и развития детской речи.

(К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина, Р. И. Жуковская, А. П. Усо-ва, Е. М. Струнина, Ф. А. Сохин и др.)

3-я часть (Физкультминутка)

Литературная страница.

У одного из участников каждой группы в руках бубен. Отвечает тот, кто быстрее других ударит в бубен.

1) Назовите автора сказки «Красная Шапочка». (Шарль Перро.)

2) Назовите украинскую сказку, созвучную по сюжету русской народ-ной сказке «Теремок». («Рукавичка»)

3) Назовите советских писателей, создававших произведения о природе для детей. (Сладков, Бианки, Чарушин.)

4) Назовите автора сказки «Гадкий утёнок». (Ганс Христиан Андерсен)

5) Назовите известного советского писателя, написавшего большое ко-личество стихотворных сказок для детей. (Корней Иванович Чуков-ский)

6) Назовите наиболее известные сказки А. С. Пушкина. («Сказка о ры-баке и рыбке», «Сказка о спящей царевне и о семи богатырях», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Бал-де»).

7) Из какой сказки заимствовано крылатое выражение: «Ловись, рыб-ка, большая и маленькая!»? («Лисичка-сестричка и Серый Волк»)

8) Самый высокий герой Сергея Михалкова. (Дядя Стёпа)

9) О каком зверьке С. Маршак создал сказку в умном и глупом вари-анте? (о мышонке)

10) Назовите сказку, в которой девочка сначала ела только пшеничные пирожки, а потом полюбила и ржаные. («Гуси-лебеди»)

11) Назовите имя прообраза нашего Буратино. (Пиноккио.)

12) В какой сказке девочка смогла пролезть в коровье ушко? («Крошеч-ка-хаврошечка»)

13) В какой сказке народов Севера девушка превратилась в птицу из-за своей привлекательной внешности? («Айога»)

14) Кто такие «Крылатый, мохнатый да масленый»? (Воробей, мышонок и блин)

15) Как хвастал заяц в одноименной сказке? («У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи»)

16) Назовите автора сказки «Серебряное копытце». (Бажов)

17) Назовите автора сказки «Конек-горбунок». (Ершов.)

18) Назовите писателя и художника, автора книг «Ребятам о зверятах», «Про Тюпу» и др.? (Чарушин)

19) Назовите сказку, в которой один герой говорит другому: «Как вы-прыгну, как выскочу — полетят клочки по закоулочкам!». («Заюш-кина избушка»)

20) Назовите самый известный вариант итальянской сказки, пересказан-ной Алексеем Толстым. («Золотой ключик, или Приключения Бура-тино»)

Вопросы – задания даются каждой группе. За каждый правильный ответ начисляется один балл.

1) Замените предложения пословицей

• Учись всю жизнь (век живи, век учись).

• Нужно беречь время (делу время, потехе – час).

• Береги своё здоровье (береги платье снову, а здоровье – смоло-ду).

• Не болтай (держи язык за зубами).

• Не торопись, делай всё аккуратно (поспешишь – людей насме-шишь; делаю наспех – делаю на смех).

• Доводи начатое дело до конца (не верь началу, верь концу; сде-лал дело – гуляй смело).

• Сын леопарда – тоже леопард (Африка) – Яблоко от яблони не-далеко падает.

• Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан) – Шила в мешке не утаишь.

• Бойся тихой реки, а не шумной (Греция) – В тихом омуте черти водятся

• Молчаливый рот – золотой рот (Германия) – Слово серебро – молчанье золото

• Тот не заблудится, кто спрашивает (Ирландия) – Язык до Киева доведёт

• Ошпаренный петух от дождя убегает (Франция) – Обжегшийся на молоке дует на воду

2) Подберите к поговорке сказку, которая подходит ей по смыслу

• Не в золоте счастье. (Курочка Ряба)

• Чьи хоромы, того и хлеб. (Три медведя)

• Не верь речам, где меду слишком, не будь самоуверен слишком. (Колобок)

• Вместе вдвое, дело любое, спорится друзья. (Репка)

• В тесноте, да не в обиде. (Рукавичка)

• Захотел побыть волк в овечьей шкуре, да не вышло. (Волк и се-меро козлят)

Предоставляется слово экспертам. Дайте свою оценку. Насколько педа-гоги компетентны в речевом развитии детей дошкольного возраста?

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития речи дошкольников; вспомнили мето-ды и приёмы, способствующие речевому развитию детей.

Публикации по теме:

НОД «Путешествие в мир игрушек по стихотворениям А. Барто» по образовательной области «Речевое развитие» Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» ФИО педагога : Чистякова Елена Анатольевна Возрастная.

Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»Повторение сказки «Репка». Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие» Образовательная область: «Речевое развитие» Автор: Маслова Наталья Вячеславовна Тема: Повторение сказки «Репка» Цель: Умение слушать и.

Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение»Организация образовательной деятельности в рамках реализации программы «Вдохновение» «Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №411» Организация образовательной.

Перспективное планирование образовательной области «Речевое развитие». Развитие речи в старшей группе (сентябрь-январь) Сентябрь 1 неделя Занятие 2. Мы – воспитанники старшей группы Цель:Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь.

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе 1. Пересказ сказки «Лиса и козел» Задачи: - связная речь: закрепить представления об особенностях композиции сказок (зачин, концовка); учить.

План составления образовательной программы дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида Аннотация: статья адресована руководителям, педагогам ДОО компенсирующего вида, где все имеющиеся возрастные группы – для детей с ограниченными.

Проектно-тематическое обучение в условиях реализации программы «Югорский трамплин» «Югорский трамплин», программа дошкольного образования, ориентированная на ребенка, которая разработана на основе программы «СООБЩЕСТВО».

Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе Содержание раздела «Речевое развитие» 1 Пояснительная записка 2 Тематический план 3 Требования к результатам освоения рабочей программы.

Конспект образовательной деятельности «Сказки по кругам Луллия» в ОО «Речевое развитие»Конспект образовательной деятельности «Сказки по кругам Луллия» в ОО «Речевое развитие» «Сказки по кругам Луллия». Цель: продолжать учить детей составлять тексты сказочного содержания, используя круги Луллия. Задачи: Образовательные:.

Выступление на педагогическом совете по теме «Развитие речи дошкольников в условиях реализации ФГОС» По Федеральным Государственным Требованиям, в соответствии с которыми мы работали последние годы, образовательная область, «Речевое развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы
Опубликовано: 2 февраля 2023 в 09:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации образовательной программы» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Заворотная (УИ 2293258) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД