Речевое развитие пятилетних детей

Игнатченко Татьяна
Речевое развитие пятилетних детей

Речевое развитие пятилетних детей.

На шестом году жизни ребенок осуществляет более точные движения языком и губами благодаря увеличению подвижности мышц речевого аппарата. Правильные движения и положение губ и языка необходимы для произношения сложных звуков. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягчение согласных, реже происходит пропуск звуков и слогов.

Большинство детей к 5 годам усваивают и правильно произносят шипящие звуки, «л», «рь», «р»; отчетливо выговаривают многосложные слова, точно сохраняя в них слоговую структуру. Дети чаще правильно ставят в словах ударение. Но у некоторых отмечается еще неустойчивое произношение звуков, например: свистящих и шипящих (в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Все еще неотчетливо произношение отдельных слов, особенно малознакомых. Иногда ребенок испытывает трудности при произношении звуков, особенно в тех словах, которые насыщены определенными согласными, например: свистящими и шипящими одновременно, звуками «л» и «р» (снежинка, Лариса, ларек, смешинка). Это объясняется тем, что у ребенка 5 лет еще не закреплены некоторые звуки или он нечетко различает их на слух и в собственном произношении. Под влиянием специального обучения такое несовершенство звукопроизношения со временем исчезает.

На шестом году жизни ребенок может определить на слух наличие того или иного звука в слове, придумывать слова, содержащие заданный звук. Все перечисленное получается у ребенка, конечно, лишь в том случае, если его этому научили.

Достаточно развитый речевой слух дает ребенку возможность различать в речи взрослых повышенную и пониженную громкость голоса, замечать ускоренный и замедленный темп речи.

Пятилетние дети способны улавливать разные интонации, использующиеся, например, при описании сказочных ситуаций. Они могут определить, как говорит герой сказки – ласково или грубо, низким или высоким голосом.

Ребенок пяти лет способен, подражая взрослым, довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать голос, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдержать паузы, выражать свое эмоционально-волевое отношение к произносимому.

Пятилетний ребенок уже в состоянии не только говорить достаточно громко, но и следить за громкостью речи окружающих людей. В некоторых ситуациях он может говорить шепотом. Меняя громкость, темп речи, ваш малыш начнет шире использовать интонационные средства выразительности, более точно передавать при помощи речи свои мысли.

Очень полезен массаж мышц речевого аппарата. Механизмы, на которых основано действие массажа, вызывают благоприятные изменения в органах и системах (в том числе нервной и мышечной, которые играют главную роль в развитии речи. Использование рекомендуемых в книгах массажных комплексов позволит быстро и устойчиво нормализовать тонус мышц.

Итак, к пяти годам у детей заметно улучшается произношение. У большинства из них заканчивается процесс освоения звуков.

Речь в целом становится чище, отчетливей. Повышается речевая активность, дети все чаще и чаще задают вопросы взрослым.

Они начинают овладевать монологичной речью. Увеличение активного словарного запаса, переход к укреплению предложений из нескольких слов часто приводят к возникновению грамматических ошибок в речи.

Пятилетние дети обращают внимание на звуковое оформление слов, указывают на наличие знакомого звука.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика в ДОУ Артикуляционная гимнастика в ДОУ Подвижность и точность работы органов артикуляции являются одними из главных условий правильного звучания.

Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Речевое развитие пятилетних детей
Опубликовано: 19 апреля 2014 в 20:10
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки»
Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Любимые сказки» Цель: воспитывать интерес и любовь к народным сказкам. Задачи: -...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы «Незнайка в городе...
Конспект занятия по ОБЖ для детей подготовительной группы. Незнайка в городе «Безопасность» Цель: Развитие у детей понятия о необходимости соблюдать...
Конспект аппликации «Подарок для мамочки» подготовительная группа
Цель: изготовить подарок для мамы из цветной бумаги. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами ручного труда. Задачи: - развивать...
Сценарий на 8 марта по мотивам сказки «Царевна Несмеяна» для старшей группы
ВЫХОД МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ Ведущий: Дорогие мамы и бабушки наших замечательных ребят! В преддверие чудесного праздника 8 марта мы поздравляем вас и желаем...
Конспект занятия по развитию сценического внимания для учащихся 1 класса «Театральное...
Аннотация. В данной статье дается методическая разработка занятия «Развитие сценического внимания» для учащихся 1 класса дополнительной предпрофессиональной...