Елена Анатольевна Шиянова
Речевое развитие средствами театральной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие средствами театральной деятельности.
Ход игры:
В игре КВН будут соревноваться две команды.
Критерии оценки работы команд //0-5 баллов//
1. Время.
2. Активность группы.
3. Творчество и компетентность участников.
4. Полнота ответов.
I. Представление команд //название команд, приветствие команд//
II. Разминка
Публикация «Речевое развитие средствами театральной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Ведущая: Добрый день, уважаемые любители КВНа. А что такое КВН? К – клуб, В – влюбленных в педагогическую деятельность, и Н – надеющихся, что со временем, и не без нашего участия, мир станет лучше и добрее, и взрослые и дети в совершенстве освоят язык взаимопонимания. А чтобы это сбылось, надо сейчас, не откладывая на потом, учиться общению, проверять свои мысли, догадки.
КВН стал почётной особой,
Но не снижен к нему интерес-
Позволяет, покончив с работой
Позабыть про образовательный процесс.
Искусство актера заключается в речи и в движении тела.
И. Гёте.
Именно эти слова стали ключевыми для выбора нашей сегодняшней тем.
Какие же существуют виды театров. Есть несколько классификаций игр в кукольный театр для детей дошкольного возраста. Например, педагоги Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова рассматривают:
- настольный кукольный театр (театр на плоской картинке, на кружках, магнитный настольный, конусный, театр игрушки (готовая, самодельная);
- стендовый театр (на фланелеграфе, теневой, магнитный стендовый, стенд-книжка);
- театр на руке (пальчиковый, картинки на руке, варежковый, перчаточный, теней);
- верховые куклы (на гапите, на ложках, бибабо, тростевые);
- напольные куклы (марионетки, конусный театр);
- театр живой куклы (театр с "живой куклой", ростовые, люди-куклы, театр масок).
На какие же две основные группы можно разделить все виды театрализованных игр? Конечно режиссёрские игры и игры-драматизации. К режиссёрским играм в детском саду относятся некоторые виды театров : - плоскостной, - теневой, - настольный, - театр на фланелеграфе.
Ведущий: И так мы начинаем! И первый наш конкурс.
1 Конкурс. Педагогический тренинг
1. Назовите методы развития речи.
НАГЛЯДНЫЕ:
непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек, картин, рассказывание по игрушкам и картинам).
СЛОВЕСНЫЕ:
чтение и рассказывание художественных произведений;
заучивание наизусть;
пересказ;
общая беседа;
рассказывание без опоры на наглядный материал.
ПРАКТИЧЕСКИЕ:
дидактические игры;
игры-драматизации, инсценировки;
дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
2. Формы организации театрализованной деятельности
1. Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей, музей кукол, театральное занятие, театрализованная игра на праздниках и развлечениях.
2. Самостоятельная театрально-художественная деятельность, театрализованные игра в повседневной жизни.
3. Мини-игры на других занятиях, театрализованные игры-спектакли, посещение детьми театров совместно с родителями, мини-сценки с куклами в ходе изучения регионального компонента с детьми, привлечение главной куклы - Петрушки в решение познавательных задач.
3. Как можно привлечь к театрализованным играм малоактивных детей (приведите примеры из личного опыта)
4. Какую предшествующую работу вы проведете прежде чем провести театрализованную игру - приведите примеры из личного опыта.
Ведущий: Театральное упражнение, маленький спектакль, в котором должно происходить определенное событие в предлагаемых обстоятельствах, условиях, ситуации.
Слова в наш век истерты до предела.
С их помощью чего там говорить
И черное несложно сделать белым,
И белое нетрудно очернить,
И синее продать за голубое,
И красное краснеть заставить вновь.
Где взять слова, что нам нужны с тобою?
Постой, постой…. В глазах ищи ответ….
Существуют прекрасные невербальные средства, делающие наше обращение красочнее, эмоциональнее, содержательнее. Можем ли мы понять переживания человека по его мимике? Проверим…. Попытаемся….
2 Конкурс. Этюды на выявление актерских умений
«Что можно сказать глазами»
1 Команда: Передайте содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:
- Чудо остров!
- Наша Таня громко плачет…
2 Команда:
- Карабас-Барабас
- Первый снег! Ветер! Холодно!
3 Конкурс. «Отыщи владельца»
У меня в коробке лежат разные вещи. Их кто-то потерял. Надо помочь найти владельца. Но не только назвать, кому принадлежат эти вещи, а прочитать отрывок из произведения.
Мыло: «Вот и мыло подскочило» («Мойдодыр»)
Блюдце: «А за ними блюдца дзын-ля-ля, дзын-ля-ля» («Федорино горе»)
Орешек: «А орешки не простые, все скорлупки – золотые» («Сказка о царе Салтане…»)
Зеркало: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи» («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»)
Телефон: «У меня зазвонил телефон («Телефон»)
Градусник: «И ставит им градусники («Айболит»)
3 Конкурс. «Салат из сказок».
Ведущий читает придуманные сказки, где присутствуют персонажи из разных русских народных сказок, а игрокам нужно отгадать, из каких сказок эти персонажи?
1. “. Сидит Волк у проруби и приговаривает: “По щучьему велению, по моему хотению, ловись, рыбка, большая и маленькая”. Потяжелел хвост, стал Волк его тянуть, никак не вытянет. Позвал Волк бабку, бабка – внучку, внучка – Жучку. ”. (“Лисичка – сестричка и Серый волк”, “По щучьему велению”, “Репка”)
2. “. Выпил Иванушка водицы из копытца и превратился в козлёночка, увидела это Алёнушка и заплакала. А Иванушка говорит: “Не плачь, Алёнушка, а помоги мне лучше влезть в левое ухо, а вылезти из правого, и я снова стану братцем. ”. (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”, “Крошечка – хаврошечка”)
3. “. Покатился Колобок по дорожке и видит: стоит перед ним избушка на курьих ножках. А перед избушкой сидит Иванушка, золотыми яблочками играет. Постучал Колобок и спрашивает: “Тук, тук, тук! Кто в тереме живёт?”. “Я – мышка – норушка, я - лягушка – квакушка. ”. (“Колобок”, “Гуси – лебеди”, “Теремок”).
4. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают. «А что, старуха, - говорит старик,- давай мы себе из снега дочку сделаем». А старуха отвечает: «Не тужи, Иван – царевич! Ложись – ка спать – почевать, утро вечера мудренее! («Снегурочка», «Царевна-лягушка»)
4 Конкурс. «Художники»
Каждая команда рисует по оному сказочному герою. Соперники должны угадать его. Назвать сказку.
5 Конкурс. «Кто быстрее»
Три круга
Темп речи убыстрять учусь,
Сейчас три круга я промчусь.
Вот в первый круг пустился я,
Хоть речь и быстрая моя,
Но до предела далеко.
Я говорю слова легко,
И на пути ни оговорки,
В том помогли скороговорки.
Вот в круг вступил теперь второй,
Ускорился темп речи мой,
Все собранней, короче слово,
Точна предельно мысль моя,
И интонация готова
Все выразить, что вижу я.
Вот третий круг еще быстрее,
Чтоб финиша достичь скорее!
Слова строчат из пулемета:
«Тра-та-та-та». Язык наметан,
Весь речевой мой аппарат,
Готовый к бою, только рад,
Когда пред ним трудней задача.
Тренировался – есть удача!
Кто ж тренингом пренебрегал,
Тот в мастерстве своем отстал!
6 Внимание! Вопрос от заместителя по воспитательной работе Натальи Михайловны
Значение театрально-игровой деятельности для развития личности ребенка?
Правильный ответ:
1. В процесс театрализованной игры расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;
2. Развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение, стимулируются мыслительные операции;
3. Происходит развитие различных анализаторов;
4. Активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи.
5. Совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений.
6. Развивается эмоционально-волевая сфера;
7. Происходит коррекция поведения;
8. Развивается чувство коллективизма, ответственность друг за друга, формируется опыт нравственного поведения;
9. Стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
10. Участие в театрализованных играх доставляют детям радость, вызывают активный интерес, увлекают их.
6 Внимание! Вопрос от заведующего детского сада Ольги Викторовны.
Какие формы работы с родителями вы используете по театрализованной деятельности?
Правильный ответ:
(родительские собрания, консультации, дни открытых дверей, проведение досугов, тематических вечеров, например, «Любимые сказки», «Театральные встречи» и т. д., праздники, совместное творчество, оформление фотовыставки, беседы, домашние сочинение сказок и различных историй и их разыгрывание, совместное изготовление атрибутов, костюмов, наглядно-информационные стенды)
7 Конкурс. Реши пример. Герой + предмет = сказка
Игрокам команд предлагается решить нетрудные примеры, в результате должно получится название сказки, в которой есть все слагаемые. Каждая команда получает по два задания.
Задание для первой команды:
1. Кушак + Утюги + Книжка + Мочалка + Крокодил =? (М/Д)
2. Мельница + Король + Людоед + Заяц + Мышь =? (К/С)
Задание для второй команды:
1. Санки + Розы + Олень + Ворон + Девочка =? (С/К)
2. Зеркало + Терем + Пёс + Яблоко + Гроб =? (С/Ц)
8 Конкурс. Переведите пословицы на русский язык
Сын леопарда - тоже леопард (Африканская)
Яблоко от яблони недалеко падает.
Если ты почешешь мою спину, то я почешу твою (Английская)
Рука руку моет. Ты мне я тебе. Услуга за услугу.
Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финская)
Язык до Киева доведёт!
Во рту козла – трава сладкая (Персидская)
На вкус и цвет товарища нет.
Верблюда под мостом не спрячешь (Афганская)
Шила в мешке не утаишь.
Не переходи мост пока до него не дойдешь. (Английская)
Не говори гоп пока не перепрыгнешь.
9 Конкурс. Подберите к существительным прилагательные, так, чтобы не было ни одного повтора.
К примеру: мяч – круглый; стол – деревянный.
Для 1-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Список - длинный
Звезда - яркая
Кругозор - узкий
Лекция - интересная
Дом - высокий
Воззвание - громкое
Действие – необоснованное
Критика - справедливая
Книга - интересная
Закон - административный
Счастье - короткое
Пища - полезная
Дефицит - бюджетный
Шрифт - крупный
Для 2-ой команды (на выполнение 3 минуты)
Интерес - определенный
Библиотека - публичная
Страна - доброжелательная
Собака - породистая
Жизнь - нелегкая
Физика - ядерная
Город – маленький
Убеждение - острое
Музей - районный
Пример - положительный
Приказ - судебный
Воспитание - первоклассное
Принцип - строгий
Группа – разновозрастная
10 Конкурс. Блицтурнир.
Каждой команде по очереди задается вопрос, если команда не отвечает, ход переходит к следующей команде.
Сколько встреч было у старика и рыбки? (шесть)
Сколько персонажей тянуло репку? (шесть)
С какими достижениями можно сравнивать результаты работы ребёнка дошкольника? (С собственными)
Какой воспитатель может развить творчество у ребенка? (Творческий)
Первый банкрот Поля чудес (Буратино)
Кто пел кричалки, пыхтелки, сопелки? (Вини Пух)
Этот автор любит в своих сказках описывать различных насекомых, животных, предметы быта (Корней Чуковский)
Какая сказочница подарила нам встречу с Мужчиной в самом расцвете лет? (Астрид Линдгрен)
Кто из великих русских поэтов любил сказки с детства, и сам написал несколько сказок в стихах? (А. С. Пушкин)
Кто из писателей «вырастил» аленький цветочек? (Сергей Аксаков)
Герой сказки Бажова, который взял на воспитание сиротку Даренку (Кокованя)
Руководитель государства, а ходил и подслушивал под окнами! (Царь Салтан).
Разговор двух лиц (Диалог)
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
Что такое драматизация? (Инсценирование произведений)
Площадка, на которой происходят спектакли? (Сцена)
Предварительное исполнение спектакля, представления. (Репетиция)
Первое выступление на сцене. (Дебют)
Как называется оборудование к театральным спектаклям? (Реквизит)
Предметы для сюжетно-ролевых игр? (Атрибуты)
Чьим голосом пели герои «Бременских музыкантов» (Олег Анофриев)
Композитор песни «Улыбка» (В. Шаинский)
МОЛОДЦЫ. Заключительный итог нашей сегодняшней игры жюри огласит после небольшого совещания. Я думаю, что загорится настоящий диспут между членами жюри.
С заключительным словом выступит председатель Жюри. (Жюри подводит итоги).