МААМ-картинки

Речевые игры для старших дошкольников

Анна Жиганова
Речевые игры для старших дошкольников

Эти игры направлены на развитие речи ребенка, умение строить предложения и короткие монологи. Играя с малышом в подобные игры, вы обогащаете его словарный запас. Речевые игры — прекрасная тренировка памяти.

Обязательно объясняйте ребенку значение незнакомых слов, обращайте его внимание на слова-синонимы, антонимы, омонимы. Это позволит ему почувствовать красоту и богатство языка. Игры этого раздела способствуют развитию творческого мышления и логики.

Публикация «Речевые игры для старших дошкольников» размещена в разделах

Игровое задание: «Что подойдет?»

Эта игра поможет установлению ассоциаций. В ней ребенок должен распределить объекты на различные группы.

Задавайте детям вопросы и проследите, сколько ответов они смогут дать. Например:

Пирожки с какой начинкой вы любите? Назовите предметы, которые могут взлететь. Сколько явлений природы вы знаете? Сколько дней недели вам известно? Каких перелетных птиц вы знаете?

Назовите «волшебные слова», которые вы чаще всего произносите. Сколько домашних животных вы знаете?

Рифмы. Игровое задание: «Подумай и скажи»

Прочтите ребенку стихотворение Дж. Чиарди «Об удивительных птицах»

На улице Прохожего

Увидел я вчера.

Он ящик нес,

На ящике

Написано: «Игра».

Я два квартала

Шел за ним

(Поверьте, я не вру).

И наконец Спросил его:

- А как играть в игру?

Он улыбнулся вежливо,

Потом мне отвечал:

- Уверен, что такой игры

Еще ты не встречал.

Две птицы удивительных

Есть в ящике моем.

И если хочешь, то с тобой

Сыграем мы вдвоем.

А чтобы мы могли начать,

Запомнить должен ты,

Что у несхожих этих птиц —

Похожие хвосты.

Поймать таких смешных пичуг —

Весьма нелегкий труд,

Недаром люди умные

Их рифмами зовут.

. И вправду, птицы шустрые

Из ящика большого

Вдруг начали вытаскивать

Наверх за словом слово.

Одна достала слово гвоздь,

Другая сразу — гость и трость.

Одна достала слово слон,

Другая — звон и телефон.

Теперь, — сказал мне человек,

— Пора и нам сыграть

Я буду доставать слова,

Ты должен рифмовать.

Достал он слово кочка,

А я ответил: бочка,

И строчка, и сорочка,

И сразу два листочка,

И на прощанье точка.

Мы с ним играли целый час

Похожими словами, теперь

Мы покидаем вас,

И вы играйте сами.

Поясните непонятные фразы и словосочетания. Попробуйте вместе подобрать рифмы к словам. Например:

лисичка — сестричка; машина — шина; мишка — шишка и т. д.

Доскажи словечко Игровое задание: «Закончи стихотворение»

Предлагая задание на «договаривание» стихотворения, вы приучаете ребенка внимательно слушать текст, подбирать слова не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу.

Есть одна игра для вас:

Я прочту стихи сейчас,

Я начну, а вы кончайте,

Хором дружно добавляйте.

Прочтите ребенку, не договаривая последнего слова, несколько стихотворений

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую. (лису).

С. Маршак

Эй, не стойте слишком близко — Я тигренок, а не. (киска).

С. Маршак

Зайку бросила хозяйка — Под дождем остался. (зайка)

А. Барто

Телефон опять звонит От него в ушах. (звенит).

А. Барто

Хитрый след плести стараясь, По сугробам прыгал. (заяц).

Р. Рашидов

Лежебока рыжий кот Отлежал себе. (живот).

И. Замбаева

И сейчас же щетки, щетки Затрещали, как. (трещотки).

К. Чуковский

В реке большая драка — Поссорились два. (рака).

Р. Сеф

А малыш пускай внимательно слушает и договаривает подходящее слово. Ведь все эти стихи вам так знакомы.

Цепочка слов Игровое задание: «Паровозик отправляется»

Вам понадобятся карточки с предметными картинками ( например: трактор — рыба — аист — телевизор — ракета — автобус — самолет — телефон — носки — индюк — крокодил — лук — колесо — обруч — чашка — альбом — мышь — шарф — фартук — книга и т. д.) размером 8x5 см. К каждой карточке нужно дорисовать колеса, крышу и «выступы для сцепления» вагонов между собой. На отдельной карточке надо нарисовать паровоз, к которому будут «цепляться» все последующие вагоны.

Предложите ребенку внимательно рассмотреть все картинки и сообщите, что сейчас необходимо сформировать состав. Но формирование состава будет происходить необычным способом.

А именно: к паровозу необходимо присоединять вагоны, определяя первый и последний звуки в словах названий тех предметов, которые на них изображены.

Наша цепочка начинается со слова «трактор». Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово «трактор». Необходимо найти предмет с таким названием у себя на картинке-вагончике, присоединить свою картинку к предыдущей и назвать предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове.

Если найдено сразу два предмета, то добавляет картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.

Многозначность слов Игровое задание: «Многозначные слова, какие они?»

Прочтите ребенку следующие предложения. Поясните, что обозначают выделенные слова.

Ручка

На уроке ученики пишут ручками.

У двери ручка расположена очень высоко.

Перед едой Машенька всегда моет ручки.

На новой чашке резная ручка.

Язык

Солдаты были в разведке. Они привели языка.

У колокола — язык.

Колокол без языка нем.

Малыш, сидя в коляске, всем показывал язык.

Чтобы удобно было ходить, необходимо поправить в ботинке язык.

Ключ

Много разных есть ключей:

Ключ — родник среди камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ — дверной.

Коса

У Оли очень длинная коса.

Дядя Петя рано утром взял косу и отправился в поле.

Рыбаки вернулись с дальней косы с хорошим уловом.

Теперь самостоятельно попробуйте составить предложения со следующими многозначными словами: лук, мышка.

Скажи наоборот (антонимы)

Игровое задание: «Страна противоположностей»

Вам понадобится мяч (или любой предмет, который есть под рукой).

Прочтите ребенку стихотворение «Скажу я слово.» поясняя все непонятные фразы и словосочетания.

Предложите малышу отправиться в «страну противоположностей», в которой, чтобы перейти с улицы на улицу, необходимо назвать слово, противоположное тому, которое написано на вывеске. Игрок передает мяч только в том случае, если произнес нужное слово. Например:

Мягкий — твердый

Тяжелый — легкий

Грустный — веселый

Громко — тихо

Горячо — холодно

Добрый — злой

Высокий — низкий

Сильный — слабый

Толстый — худой

Новый — старый

Пустой — полный

Узкий — широкий

Шершавый — гладкий

Глупый — умный

Больной — здоровый

Быстро — медленно

День — ночь

Зажечь — потушить

Забыть — вспомнить

Закопать — выкопать

Друг — враг

Мокрый — сухой

Голодный — сытый

Открыть — закрыть и т. д.

Игровое задание: «Чем все закончилось?»

В этой игре используется сказочный сюжет.

Сказочный сюжет

Осенним солнечным днем отправились зайчонок и ежонок в лес за грибами. Зайчонок поднял красивый березовый лист и увидел гриб. «Я нашел гриб в красной шапке!» — радостно закричал он. Ежонок посмотрел на гриб и сказал.

Прочтите ребенку начало сказочного сюжета и попросите продолжить его.

Продолжите игру, предложив «досказать словечко» : Днем ежи спят, искать пропитание выходят. (ночью). Заячья защита — быстрые ноги, а у ежа — острые. (колючки). Вы можете исправить «веселые перевертыши» : У ежа пушистая шубка, а у зайца острые иголки. Осенью зайцы залегают в зимнюю спячку.

Назови одним словом (обобщение, классификация)

Игровое задание: «Если знаешь — продолжи»

Предложите ребенку подобрать слова с обобщающим значением, соотнося при этом родовые и видовые понятия.

1. Называйте родовое понятие — слово с обобщающим значением, а ребенок — слово, относящееся к данному роду, с конкретным значением.

Например:

Одежда — платье, брюки, свитер, плащ, колготы, майка и т. д.

Фрукты — яблоко, груша, апельсин, банан, персик и т. д.

2. Называйте видовые понятия, а ребенок — обобщающие слова. Например:

Ромашка, колокольчик, пион, гербера, нарцисс, гладиолус — цветы и т. д.

Дуб, сосна, клен, липа, тополь, рябина, каштан — деревья и т. д. Попробуйте составить предложения с обобщающими словами.

Придумайте сказку «несбивайку», рассказывая которую надо не запутаться в содержании и в словах с похожим звучанием.

Скажи по-другому

Игровое задание: «Что обозначают выражения?»

Предложите ребенку выяснить, что обозначают устойчивые выражения, придумать короткие истории, объясняющие их смысл.

Например, выражение «белая ворона» обозначает значительное отличие кого-то от других.

Предложите составить рассказ о человеке — «белой вороне». Некоторые выражения могут быть объяснены на примерах, передающих как прямой, так и переносный смысл высказываний. Использовать можно следующие выражения:

Золотые руки.

Буря в стакане воды.

Золотая середина.

Козел отпущения.

Рыльце в пуху.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Семь раз отмерь — один раз отрежь.

Не красна изба углами, а красна пирогами.

Волков бояться — в лес не ходить.

Тише едешь — дальше будешь.

Не все золото, что блестит.

Игровое задание: «Мысль, но другими словами»

Выберите простую фразу. Например: «Нынешняя весна будет ранней».

Предложите ребенку несколько вариантов передачи этой же мысли, но другими словами, однако ни одно слово данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Например:

Нынешняя весна будет ранней. В начале марта сошел снег.

Прилетели из теплых стран первые перелетные птицы.

Уже появились подснежники.

Эти три высказывания передают одну и ту же мысль. Следует обратить внимание на то, что слова в них не повторяются. Поскольку количество используемых слов увеличивается с каждой фразой, составлять новые фразы становится все сложнее. Использовать можно следующие фразы: Этой осенью было очень много дождей. Лед на реке стал очень толстым. На грядке появилось очень много вредителей. Дождь начал лить как из ведра. Зима в этом году была очень сложной. Нынешнее лето будет очень жарким.

Игровое задание: «Как ты это понимаешь?»

Попросите ребенка пояснить, как он понимает следующие фразы:

Человек, как стена.

Мальчик, как медведь.

Девушка, как лебедь.

Трава, как ковер.

Машина, как игрушка.

Деревья, как богатыри.

Лед, как камень.

Человек, как облако.

Ноги, как ватные.

Воздух, как стеклянный.

Игровое задание: «С чем можно сравнить?»

Придумайте вместе с ребенком, с чем можно сравнить: розу, облако, яблоко, медведя, дождь, водопад, звезды, голубя, снежинку, одуванчик.

Например: одуванчик.

Красота: маленькое солнышко, яркая искорка на стебельке.

Форма: шарик, комочек ваты, солнечный взрыв.

Цвет: как звездочка в небе, как жемчужина, как искорка во тьме и т. д.

Постарайтесь придумать к остальным объектам как можно больше сравнений.

Публикации по теме:

Дидактические игры по валеологии для старших дошкольников Дидактические игры по валеологии для старших дошкольников. Видим, слышим, ощущаем. Цели: закрепить представления об органах.

Коммуникативные игры как средство социализации старших дошкольников Актуальность проекта «Научись любить и понимать людей, и рядом с тобой всегда будут друзья» Общение – основное условие развития ребенка,.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть I) Мастер-класс по теме «Речевые игры». Ребенок дошкольного возраста должен владеть: -звуковой культурной речью, -лексико-грамматическими формами,.

Мастер-класс «Речевые игры» (часть II) В гости к сказке. 1) Игра «Какая это сказка?». Цель: Определить по нескольким словам - что это за сказка. Один ребенок называет слова:.

Обучение старших дошкольников элементам игры в хоккей авторы: Дехант Л. Д., Карпова Н. В. Наша творческая группа представляет методическую разработку, в которой отражён опыт работы по «Обучению.

«Речевые игры» (из опыта работы) Опыт работы. «Хорошая речь – важнейшее условие развития интегративных качеств ребёнка, достижение целевых ориентиров дошкольного образования».

Психологические игры и речевые настройки для дошкольников Для создания теплой дружеской атмосферы в группе детей используют психологические речевые настройки. Основная их цель – формирование позитивного.

Речевые игры для детей младшего возраста Речевые упражнения для детей младшего дошкольного возраста. Даждик: кап! Птица: кар, кар, кар! Ветер: хлоп, хлоп, хлоп! (хлопки в ладоши).

Речевые игры и упражнения. Обучающие картинки Я, очень широко использую в работе игры с картинками, которые помогают разнообразить занятие а, следовательно, заинтересовать и активизировать.

Речевые, коммуникативные игры для малышей Речевая игра" СНЕЖНЫЙ КОМ" -Покатился снежный ком, я иду за ним пешком, Всё быстрее и быстрее- он летит, а я бегом. По дорожке пробежался.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевые игры для старших дошкольников
Опубликовано: 22 августа 2015 в 07:19
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД