МААМ-картинки

Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Елена Кранда
Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста

Аппликация соломкой.

Воспитание детей осуществляется многообразными путями и средствами, преследуя задачу вырастить молодое поколение здоровым, жизнерадостным, трудолюбивым, всесторонне развитым.

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной и в значительной мере определяют последующий путь жизни. Корни этого влияния – в языке своего народа, который усваивает ребёнок, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.

Публикация «Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Близость детям творчества своего народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребёнка, но и для взрослого. Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусства разных народов. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом.

Ребёнок нуждается в образах, звуках, красках, - всё это в изобилии несёт в себе народное творчество. Лепка, резьба, вышивание, аппликация соломкой и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ; навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Природа родного края – неиссякаемый источник для народного творчества. Ощущение ветра, солнца, запаха земли, леса, моря, степи – это целый мир переживаний.

Методика обучения народному декоративно-прикладному искусству отличается от общепринятой методики обучения другим учебным предметам и дисциплинам.

Народное искусство функционирует по свойственным ему законам, разрушение которых ведёт к разрушению традиции в целом. При неверно выбранных методах обучения можно наблюдать не возрождение и сохранение народного искусства, а его разрушение. Без знания специфики народного искусства, понятия творчества народного мастера, народной педагогики, региональных особенностей традиционной культуры затруднено рассматривание вопросов методики обучения народному искусству.

Обучение дошкольников аппликации соломкой направлено на развитие интереса к традиционной культуре, народному искусству, на воспитание художественной культуры, духовно-нравственных основ личности, национального самосознания, чувства любви к родному краю, что и является главной целью данных занятий.

Задачи:

1. Раскрыть значение народного искусства в жизни человека.

2. Сформировать у детей представление о народном искусстве и народном мастере как носителе традиционного самосознания.

3. Дать возможность дошкольникам овладеть навыками и технологическими приёмами аппликации соломкой, а также способность передавать полученные умения.

В результате изучения навыков аппликации соломкой дошкольник должен :

1. Знать основные техники, применяемые в различных видах аппликации соломкой России и своего региона, историю её возникновения, художественно-стилистические особенности.

2. Уметь соблюдать последовательность выполнения различных видов аппликации России и своего региона, передавать полученные умения младшим дошкольникам.

Подбор материала и содержание разработанных занятий способствует сохранению преемственности в народной традиции.

В тематический план на учебный год включаются:

1. Вводное занятие «Аппликация соломкой как вид народного декоративно-прикладного искусства».

2. Экскурсия в музей, к мастеру по аппликации соломкой.

3. Знакомство с материалами и инструментами, необходимыми для выполнения аппликации соломкой. Техника безопасности.

4. Практическая работа. Подготовка материала к работе. Наклеивание соломенных лент на бумагу.

5. Выполнение простейшего орнамента в полосе, с использованием геометрических элементов.

6. Выполнение аппликации на тонированном предмете геометрического орнамента.

7. Беседа «Аппликация соломкой на Кубани».

8. Беседа «Особенности выполнения аппликации соломкой мастерами на Кубани».

9. Выполнение несложных композиций «Цветок», «Букет», «Зайчишка», «Домик», «Машинка», «Кораблик».

Краткая история развития народного искусства аппликацией соломкой. Мастера Кубани.

Приёмами декорирования изделий соломкой владели многие народы мира. Солома всегда максимально использовалась в хозяйстве земледельческих народов. Именно она шла в основном на хозяйственные нужды и всевозможные изделия. Использовалась пшеничная, ячменная и овсяная солома и обязательно учитывались особенности каждого вида соломы.

Солома, имеющая приятную янтарную окраску и мягкий мерцающий блеск, постоянно привлекала народных мастеров. Из неё плели многие необходимые в быту изделия – шляпы, корзины, шкатулки. Для аппликации народные мастера использовали преимущественно ячменную и пшеничную солому.

В настоящее время аппликация занимает заметное место в декоративно-прикладном искусстве. Аппликацию как вид народно-прикладного искусства рассматривают многие исследователи народного искусства. Так, М. А. Некрасова упоминает о народных мастерах в технике аппликация соломкой в работе «Народное искусство как часть культуры». Починова Н. С. в работе «Инкрустация соломкой» описывает технологию работы этого вида народного искусства. Также об этом говорится в книге В. А. Барадулина «Основы художественного ремесла. Освещая уроки мастерства, Ю. В. Максимов пишет об аппликации соломкой как о художественном промысле и об обучении детей этому виду народного искусства.

Как пишет Н. С. Починова, «аппликация» (от лат. – аррlication) – накладывание. Это способ создания художественных изображений из различных форм фигур, вырезанных из какого-либо материала и наклеенных или вышитых на соответствующий фон. В аппликации употребляются самые разные материалы: кожа, береста, бумага, ткань, соломка. Понятие «аппликация соломкой» включает в себя как технику (набор приёмов, используемую при работе с соломкой в качестве декоративного материала, так и произведение декоративного искусства, выполненное в этой технике.

К сожалению, почти не сохранились изделия, декорированные соломкой, но те немногие образцы, которые находятся в музейных коллекциях, датируются XVIII – началом ХХ вв. и говорят о широком распространении этого вида искусства. Приём декорирования изделий соломкой носит название «инкрустация соломкой». Если подходить строго к пониманию термина «инкрустация», то он не совсем точен. Техника инкрустации соломкой проста: на поверхность предмета наклеивается при помощи клея или лака мелкие пластинки соломки, чаще всего геометрической формы.

Так что правильнее эту технику к аппликации, но уже издавна нанесение узора соломкой на дерево принято называть «инкрустация», а на ткань, бумагу – «аппликация».

На Кубани аппликация соломкой, как показали исследования, существовала в форме рамок для икон, фотографий.

Соломка, особенно на Кубани, была доступным и благодатным материалом, так как технология аппликации соломкой проста и может быть освоена любым человеком.

Развитие такого народного искусства не могло обойти богатый пшеничными полями Краснодарский край. Об этом свидетельствует каталог выставки, проходившей в 1990 г. В Краснодаре. Выставка располагалась в художественном музее им. Н. К. Коваленко. Работы из соломки, представленные на выставке, характерны для северных районов края. Экспонатам присущи прирождённый вкус, чувство гармонии, цвета, направленность содержания, индивидуальность решения.

Мастерством исполнения, лёгкостью, изяществом поражали сувенирные шкатулки, выполненные мастером Б. Я. Пожаренко.

Другая выставка под названием «Кубанский барвинок» проходила в 1996 г. Работы были выполнены в технике аппликация соломкой на бархате, в основном цветочные композиции. Они отличались изяществом, лёгкостью, наполненностью светом, солнцем. Мастера станиц Отрадной, Дмитриевской, посёлка Псебай представили красоту своего края в работах народного декоративно-прикладного искусства. За последние два десятилетия в Краснодарском крае возрос интерес к аппликации соломкой. Появляются учебные заведения, изостудии, где обучают технологии выполнения аппликации соломкой.

Один из учебных центров был открыт при УПК Советского района

(ныне Карасунский) города Краснодара в 1980 году под руководством Вакуленко Е. Г. Многие педагоги художественных школ, а также преподаватели уроков труда и изобразительного искусства приезжали в этот центр, чтобы научиться аппликации соломкой или получить консультацию.

В крае проживают и народные мастера, выполняющие работы в технике аппликации соломкой (В. В. Козлов, Л. Н. Ретивская, Л. Г. Калинчина).

Особенности выполнения работ в технике аппликации соломкой.

Анализируя различные источники, в которых идёт речь о технологиях выполнения аппликации соломкой, хотелось бы более подробно рассмотреть это на примере Краснодарского края. Изготовление работ по аппликации соломкой начинается с заготовки сырья (соломки). В мастерской используют соломку ржаную, овсяную и пшеничную. Рожь собирают в конце июня.

Чтобы солома приобрела золотистый равномерный оттенок, её нужно разложить тонким слоем в тени на несколько дней, предохраняя от попадания влаги. Высушенную солому сортируем по длине, толщине, цвету и храним в сухом месте.

Перед началом работы соломку необходимо смочить водой, чтобы стебель при распластывании в ленту не ломался на узкие полоски. Выравниваем в ленточную стружку перочинным ножом, для этого соломинку держим в левой руке, нож – в правой. Стебель расщепляем остриём ножа от себя вдоль волокон.

Иногда необходимо удалить лишнюю толщину волокон с внутренней стороны двумя способами. Можно выполнять эту операцию двумя способами. Первый способ – распластанную соломинку кладут глянцевой стороной вниз, прижимают ножом или ножницами почти горизонтально к плоскости. Таким образом удаляют толщину волокон.

Второй способ менее безопасен, однако также достаточно удобен. Для этого необходимо держать в одной руке соломенную ленту, а в другой ножницы (раскрытые на 180). Чтобы очистить соломенную ленту изнутри от толстых волокон и сделать её более изящной и пригодной для дальнейшей работы, нужно держать её в одной руке и с небольшой силой прижимать большим пальцем той руки, в которой находятся ножницы, точнее, непосредственно к их лезвию, и короткими движениями подобными рывку снизу вверх очищать и выравнивать соломенную ленту. При правильной обработке соломенная лента будет сворачиваться колечком блестящей стороной наружу.

При этом необходимо быть аккуратным с соломкой, так как она легко деформируется (мнётся) и ломается. Соломину с дефектом нежелательно использовать в дальнейшей работе над панно.

Также не следует забывать о технике безопасности. В процессе обработки материала нужно быть осторожным, чтобы не поранить руку ножницами и не порезаться соломинкой.

Соломенную полоску кладём и расплющиваем стебель ножницами. После выравнивания ленточной соломки просушиваем её, так как она ещё влажная. Не рекомендуется проглаживать соломку утюгом, потому что она может потерять золотистый оттенок и приобрести тёмно-коричневую окраску. Как только ленты соломки подсохли, необходимо ещё раз почистить перочинным ножом, используя первый способ. Качественно обработанная соломка после протяжки ножом свивается в кольцо, напоминающее стружку дерева.

Приготовленный рисунок разбиваем на части и отдельно на каждую часть наклеиваем соломку. Наклеенные отдельные детали вырезаем и собираем в цельную композицию. Для затемнения листьев используем горячий утюг.

Для составления орнамента на шкатулки из готовой соломки нарезаем ленты, которые потом выкладываем на поверхность шкатулок.

Рисунок для изготовления изделий в аппликации соломкой составляем на основе орнаментов рушников и ткачества Кубани.

Технология выполнения аппликаций соломкой.

Подготовка материала:

Для работы используем ржаную, пшеничную, овсяную, ячменную солому. Солому заготавливаем в июне серпами и сворачиваем в снопы. Храним связанную в снопы солому в тёплом, не отапливаемом помещении.

Перед работой со стеблей соломки срезаем колоски и листья, удаляем узлы – утолщения между коленцами, а затем сортируем по длине, толщине и цвету.

Для аппликации используем солому, разрезанную на полоски и выглаженную. По необходимости, пропаренную в течение нескольких минут в горячей воде (t- 60 – 80 С) или размоченную в холодной воде солому расщепляем вдоль при помощи резака. Затем с внутренней стороны, после чего соломка сама свивается в кольца диаметром 15-20 см. Храним приготовленные для работы полоски, свернув вместе по несколько десятков колец одного цвета.

Инструменты:

Линейка – инструмент измерительный и разметочный. При разметке линейку нужно.

Нож – режущий инструмент. Пользоваться ножом можно только при соблюдении правил техники безопасности работы.

Ножницы – режущий инструмент. Ножницами можно вырезать детали любой формы.

Кисть для клея. Нельзя, чтобы на кисти засыхал клей.

Клеёнка.

Пресс – груз, используемый при склеивании деталей, чтобы они при высыхании не коробились. Для того, чтобы этого не случилось, их сушат под прессом.

Утюг – бытовой электрический нагревательный прибор. Он работает от электрической сети высокого напряжения и может оказаться опасным для человека. Утюг должен находиться на специальной подставке.

Этапы выполнения аппликации:

На Кубани мастерами аппликации используются орнаментальные и сюжетно-тематические композиции.

В рамках орнаментальной аппликации мастера тяготеют к народным традициям в аппликации, к народному искусству в целом, используя мотивы и символику народной орнаментики.

В области сюжетно-тематической аппликации идёт очень активный поиск тем, сюжетов, образов.

Основные источники, питающие мастеров аппликации в творческих поисках, можно свести к таким:

- традиции народного искусства аппликации и народного декоративно-прикладного искусства в целом : вышивка, ткачество и др. ;

- впечатления мастеров от обобщения с родной природой, от участия в общественной жизни, переживания событий личной жизни;

- образы богатого фольклора восточных славян (украинцев, белорусов, русских) всех жанров, история родной страны и родного края.

Берём прозрачную бумагу (кальку, на неё каждую деталь переносим в отдельности, проставляя номера, согласно нумерации на оригинале. Направление приклеивания соломки определяем по направлению прожилок на лепестках и листиках цветка. Обычно для листьев, веток используем жёлтую крашеную солому. Для приклеивания деталей аппликации соломкой используем клей ПВА. Соломенные лепестки смазываем клеем и аккуратно наклеиваем выкройку таким образом, чтобы края их чуть выходили за линию контура. Деталь проглаживаем хлопчатобумажной тряпочкой, удаляя излишки клея. Затем даём деталям просохнуть. После высыхания острыми ножницами вырезаем деталь точно по контуру. Всю композицию из соломы можно сделать как плоской, так и объёмно-выпуклой или комбинированной, т. е. плоскостной с отдельными объёмно-выпуклыми деталями. Для этого после вырезания деталей, их выгибаем при помощи ручки ножа-резака. Приё мов выгибания существует много:

- выгибают деталь пальцами до нужного объёма;

- выгибают при помощи ручки ножа-резака;

- выгибают нагретой металлической ложкой;

- проглаживают деталь носиком тёплого утюга, другой рукой приподнимая её за свободный конец.

Для сборки деталей в одно целое используем чёрную плотную бумагу, так как работу выполняют в основном на чёрном фоне. Клей наносим только на основание деталей. Для выполнения листьев лист бумаги делим пополам там, где должна проходить центральная прожилка. На кальку наносим отдельно обе половинки листа, на каждой половинке условно наносим прожилки для показа, в каком направлении надо клеить солому. На каждую деталь наклеиваем плотно, без просветов, соломенные листы.

Детали просушиваем и вырезаем по контуру. Затем детали обжигаем, показывая тень. Обычно обжиг осуществляем горячим утюгом, более мелкие детали – электропаяльником. Интенсивность обжига и в каком именно месте зависит от фантазии и художественного мастерства исполнителя. Разрабатывая композицию, уже тогда определяем, что и где обжечь. Обжиг паяльником более интенсивный, а обжиг утюгом получается мягким. Соединив на чёрной бумаге наклеиванием обе половинки, вырезав их по контуру, получаем готовый лист. Выполняя листки цветов, можно использовать два варианта. Первый – наклеивание каждого лепестка на чёрную бумагу. Второй – без применения чёрной бумаги, в этом случае цветок получается гораздо интереснее и нежнее. (Мы выбираем первый вариант).

Для композиции желательно выбирать цветы неодинаковой формы и размера: полураскрывшиеся, в полном роспуске или бутонах. Очень хорошо дополняют композицию мелкие пятилепестковые цветочки. Сердцевину цветка – обычно она круглая – переносим на кальку, наклеиваем на уже собранный цветок. Можно по краю сердцевину намазать клеем и обсыпать мелко нарезанными кусочками соломки (присыпка). Присыпка может быть тёмно-коричневого цвета, жёлтого или белого.

Для изготовления веток, стеблей детали переносим на кальку и соломенные ленты наклеиваем по диагонали. Обычно их сильно обжигаем, чтобы были более заметными.

Тычинки для цветов изготавливаем так: соломенную ленту шириной 1 мм накручиваем на толстую иголку (цыганскую, зажимаем пальцами и держим полминуты, отпускаем, готовую тычинку приклеиваем в сердцевину цветка. Можно ленту накрутить по спирали, получится интересная тычинка.

Большое значение в объёмно-выпуклой аппликации соломкой имеет фон. Красиво оттеняет жёлто-золотую соломку чёрный, коричневый, тёмно-синий, бордовый, зелёный фон, предпочтение отдаётся чёрному цвету. Материалом может служить шерстяная ткань, бархат, сукно.

Композиция собирается в следующей последовательности: сначала наклеиваем крупные детали, так называемый композиционный центр, затем второстепенные, в последнюю очередь – мелкие связующие детали.

Использованная литература:

1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное искусство : теория, история, практика. – Ростов/н/ Д: Феникс, 2007. – 380 с. – (Высшее образование).

2. Гульянц Э. К., Базик И. Я. Что можно сделать из природного материала. – Москва, 2001. – 174с. – (Просвещение).

3. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду. – Москва, 1991. – 76с. – (Государственное учебно-педагогическое издательство).

Публикации по теме:

«Декоративно-прикладное искусство народов Поволжья в организации досуга детей младшего дошкольного возраста» Одним из наиболее часто встречающихся занятий в детском саду является декоративно-прикладное искусство. Такого рода занятия способствуют.

Декоративно-прикладное искусствоДекоративно-прикладное искусство Художественно - эстетическое развитие детей — важный раздел нашей образовательно-воспитательной работы в ДОУ, чем наши дети больше узнают,.

День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство»День семьи в ДОУ «Народное декоративно-прикладное искусство» День семьи «Народное декоративно-прикладное искусство» ЦЕЛЬ: Формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры детей и их родителей.

Художественно-эстетическое воспитание детей через декоративно-прикладное искусство хакасского народа «Человек по натуре своей художник. Он всюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту… Красивые вещи воспитывают творческое.

Консультация для воспитателей «Народное декоративно-прикладное искусство. Вытынанка» Одним из древних видов искусства, о котором на данный момент мало известно, является вытынанка. Внешне вытынанка напоминает вышивку Ришелье.

Мастер-класс к семинару заведующих «Декоративно-прикладное искусство — средство развития творческих способностей детей»Мастер-класс к семинару заведующих «Декоративно-прикладное искусство — средство развития творческих способностей детей» Мастер – класс к семинару заведующих детских садов. На тему: «Декоративно-прикладное искусство - средство развития творческих способностей.

Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство»Мастер-класс: лэпбук «Народное декоративно-прикладное искусство» В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Вот и я.

Проект «Декоративно-прикладное искусство как средство духовно-нравственного развития детей» Видео ль проекта: Формирование и развитие основ духовно-нравственного воспитания детей через декоративно-прикладное искусство. Задачи проекта:.

Проект «Народное декоративно-прикладное искусство» Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предоставляется проект на тем : Народное декоративно-прикладное искусство. Проблема :В настоящее время.

Проект «Декоративно-прикладное искусство» Декоративно – прикладное искусство как средство формирования у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к русской народной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Региональное народное декоративно-прикладное искусство в воспитании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 мая 2016 в 19:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД