Лучший педагог года

Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Тема: «Родословная — старинная русская традиция»

Надежда Заботкина
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Тема: «Родословная — старинная русская традиция»

Программное содержание:

- расширять представления детей о семье: составе, истории, традициях, используя фотографии членов семьи и картину «Русская славянская семья»;

- уточнить и обобщить знания о семье через взаимосвязь с домом;

- формировать элементарные представления о родословной и первичные навыки ее построения;

- развивать речевую активность, совершенствовать умение составлять небольшие рассказы;

- закреплять умение выразительно декламировать стихи, понимать и объяснять смысл русских пословиц о семье;

Публикация «Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию, Тема: „Родословная — старинная русская традиция“» размещена в разделах

- воспитывать любовь и уважение к членам семьи, родителям, родственникам, предкам.

Словарная работа: родословная, генеалогическое дерево.

Воспитатель посредством бубна привлекает внимание детей к непосредственно- образовательной деятельности.

Воспитатель:

«Мы немножко поиграли,

А теперь в кружочек встали.

Вы загадку отгадайте,

О чем спрошу, скорей узнайте».

Воспитатель загадывает детям загадку: «Место, где мы все живем называется наш…»

Дети: «Дом».

Воспитатель: «Верно. Ребята, а где мы еще с вами обычно живем?»

Дети: «Мы живем в детском саду, в городе, а кто и в деревне».

Воспитатель: «А чем город отличается от деревни?»

Варианты ответов детей.

Дети: «Город отличается от деревни тем, что в городе больше рабочих, а в деревне люди занимаются сельским хозяйством, держат крупный рогатый скот; в городе больше машин, площадь земли, больше количество людей, чем в деревне; в городе высотные здания, а в деревне низкие (преобладает частный сектор)».

Воспитатель: «Верно. Так как сейчас мы находимся с вами в нашем замечательном детском саду и родном городе Выксе. Предлагаю закрыть глазки и на некоторое время перенестись в мир деревни».

Воспитатель подводит детей к макету деревни (сюрпризный момент с русским народным платком).

Воспитатель снимает с макета большой русский народный платок.

Воспитатель: «Итак, мы оказались в деревне. Из какого материала в деревне построены дома?»

Дети: «Дома в деревне построены из кирпича, дерева, бетона».

Воспитатель: «А еще кто знает, какие дома можно встретить в деревне? (Если ребята не знают, педагог помогает: «Это мазанки – дома, сделанные из глины»)

Воспитатель: «Ребята, найдите среди деревенских домов исконно русскую избу».

Дети отыскивают на макете.

Воспитатель: «Как вы узнали, что это исконно русская изба?»

Дети: «Она построена из бревен».

Воспитатель: «Почему в старину на Руси избы строились из бревен?»

Дети: «Раньше не было кирпича, люди не умели его делать. Кругом было много леса. Дома, построенные из бревен, были очень теплыми».

Воспитатель: «Какие по размеру строили раньше дома и почему?»

Дети: «Дома в деревнях строили большие, просторные, так как в них жили большие семьи».

Воспитатель: «Верно. А сейчас, ребята, я приглашаю вас заглянуть в одну русскую избу».

Встречает Матушка.

Матушка: «День добрый, детишки-касатушки. Проходите – не стесняйтесь, поудобней располагайтесь. С чем пожаловали гости дорогие?»

Дети: «Хозяюшка, расскажите нам, пожалуйста, о своей семье».

Матушка: «Хорошо, расскажу. Посмотрите на картину моей семьи. Что изображено на картине?»

Дети: «Русская изба и большая семья».

Матушка: «Эта картина рассказывает о прошлом. Как вы думаете почему?»

Дети: «Эта картина рассказывает о прошлом, потому что люди одеты в старинную русскую одежду. В избе стены деревянные, стоит русская печь и много в ней старинных предметов быта: деревянные ложки, кубки, ухват горшки».

Матушка: «Какие еще предметы быта вам знакомы?»

Дети: «Сундук, лавки, коромысло, деревянные ведра».

Матушка дополняет ответы.

Воспитатель: «Расскажи, хозяюшка, что у тебя есть в избе?»

Матушка рассказывает: «Я задам вам задачу о своей семье. А вы скажите мне, сколько поколений родственников в ней проживает?

В нашей семье живут бабушка и дедушка, я и муж, наши с ним дети. Сколько поколений родственников в нашей семье?»

Дети: «В вашей семье проживают 3 поколения родственников».

Матушка: «Какие?»

Дети: «1 поколение – дедушка и бабушка, 2 поколение – отец и мать, 3 поколение – дети».

Матушка: «Ребята, а вы знаете, как раньше обращались к старшим?»

В случае затруднения с ответом детей, матушка помогает: «На «Вы», отца величали «батюшкой», мать – «матушкой».

Матушка: «Ребята, а знаете ли вы пословицы о семье?»

Дети называют пословицы о семье:

- В семье каша гуще.

- На что клад, коли в семье лад.

- При солнышке тепло, при матушке – добро.

- Вся семья вместе, так и душа на месте.

- Дерево держится корнями, а человек – семьей.

- Не будет добра, коли в семье вражда.

Матушка: «Молодцы, много пословиц знаете. А кто такие предки?»

Дети: «Предки – это наши родные, которые жили задолго до нас, перед ними мы их потомки».

По просьбе воспитателя кто-либо из детей рассказывает стихотворение о прадедах.

Стихотворение «Прадед»

Кто был прадед на Руси?

Свою фамилию спроси!

Есть в нашей группе Кузнецов.

Кто прадед Кузнецова?

Он был из рода кузнецов,

Отец отца родного.

У Гончарова прадед знал

Гончарный круг и глину.

У Дегтярева – деготь знал,

В дегтярне дергал спину.

Быть может, юный Столяров

И с долото не ладил,

Но прадед был из столяров.

С пилою Пильщиков дружил,

Мял Кожемякин кожу,

В атаки Воинов ходил,

Стрельцов сражался тоже.

Звучат, как музыка, как стих,

Фамилии простые.

Вглядись – и ты увидишь в них

Историю России!

Матушка: «Спасибо за большое и интересное стихотворение (благодарит ребенка за стихотворение).

Матушка: «Раньше предки были не только вежливыми, заботливыми, внимательными, но и очень трудолюбивыми. Например, свои знания в изготовлении холста родители передавали своим детям через игру, песню. Их традиции дошли и до нас. Вы знаете, что такое традиции?»

Дети: «Традиции – это обычаи, которые передаются из поколения в поколение».

Матушка: «Назовите, пожалуйста, традиции ваших предков».

Дети: «Например, в Новый год украшаем елку, водим хороводы, участвуем в зимних забавах, катаемся с гор. В Рождество – зажигаем свечи, проводятся поучительные беседы за чашечкой чая, колядуем, гадаем. В Крещение – набираем крещеную святую воду, купаемся в проруби. На Пасху печем куличи, красим яйца, прославляем Иисуса Христа.

Существуют свадебные традиции, когда мать дарит дочери украшения (именное кольцо или брошь, которые передавались из поколения в поколение.

Матушка: «Как много традиций я от вас услышала! И самая замечательная традиция – знать родословную своей семьи, как можно больше знать о своих родных, родственниках, предках».

Воспитатель: «Спасибо, Матушка, за гостеприимство. Приятно было с Вами побеседовать, послушать о предметах русской старины, о вашей большой семье. Но нам пора отправляться в город».

Дети прощаются с Матушкой и говорят ей: «До свидания!»

Физкультминутка

По снежному лесу мы дружно идем,

Не спешим, не отстаем,

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули.

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели.

Воспитатель приглашает детей занять свои места на стульчиках. Обращает внимание на генеалогическое древо одной из семей (демонстрационный материал).

Воспитатель: «Посмотрите внимательно на изображение древа, что вы видите на нем?»

Дети: «На древе размещены фотографии родителей и детей».

Воспитатель: «Как вы думаете, что их объединяет?»

Дети: «Их объединяет общая семья».

Воспитатель: «Все семьи одинаковые или они чем-то отличаются друг от друга?»

Дети: «Они, конечно, отличаются друг от друга. У них разная внешность, разные профессии, разный образ жизни».

Воспитатель: «Действительно, семьи такие могут быть разные, но во многом они похожи. Чем они похожи?»

Дети: «Семьи похожи друг на друга составом семьи – мама, папа, дети, бабушки и дедушки».

Воспитатель: «Ребята, кто хочет рассказать о своей семье?»

Заслушиваются 3 рассказа детей.

Воспитатель благодарит детей за рассказы, оказывает некоторую помощь при их составлении.

Психогимнастика

Представьте себе, что вы сморщенное семечко (дети садятся, сжимаются в комочек, голова опущена и закрыта руками).

С весенним теплом солнышко начинает пригревать, и семечко начинает расти (дети медленно поднимаются).

У него набухают почки и раскрываются листочки (руки убирают с головы и тянутся вверх).

Растет стебелек (вытягивается тело).

Появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты).

Наступает радостный момент, бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки). Росток превращается в цветущее дерево.

Воспитатель: «А теперь посмотрите, мы очутились с вами в саду с большим деревом семейного счастья, со своей родословной. Я предлагаю вам на этом дереве разместить каждый свою родословную».

Дети прикрепляют деревца своих семей к основному генеалогическому древу семейного счастья.

Воспитатель: «Теперь мы видим, сколько человек в семье у каждого из вас. Сколько поколений живет в ней.

Ребята, вы в детском саду проводите много времени, друг друга любите, уважаете, заботитесь друг о друге. И этим очень похожи на семью.

В старину наши предки собирались вместе. Любили водить хороводы. Возьмемся за руки и по традиции заведем хоровод».

Дети вместе с воспитателем водят хоровод вокруг деревца семейного счастья, исполняя песню «Край родной».

«Край родной»

Солнечным светом залитый край родной,

Где наклонились ракиты над рекой,

Где перекатные плески так нежны,

И песни, и песни, и песни,

Русские песни слышны.

Публикации по теме:

Круглый стол «Хорошо, что есть семья» — был проведён к Дню семьи с родителями группы. Цель круглого стола: Привлечь родителей принять непосредственное участие в совместной практической деятельности с детьми (например, по изготовлению.

Проект для детей подготовительной группы «Моя семья» Проект "Моя семья" подготовительная группа. Проект информационно-исследовательский. Цели: -Формировать интерес к истории своей семьи, традициям.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная деятельность по духовно-нравственному воспитанию. Тема: «Родословная — старинная русская традиция»
Опубликовано: 24 марта 2015 в 20:06
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД