Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 1

Оксана Вернези
Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 1

Рекомендации для педагогов по приобщению детей

к народному искусству

«Народные художественные промыслы России».

[/b]

«Народ, который не знает своей культуры и истории, - презренен, легкомысленен».

Н. М. Карамзин

Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает воспитание в ребенке творческого восприятия окружающей действительности. В. Сухомлинский отмечал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть, как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия - это духовный заряд детского творчества».

Главным помощником в деле творческого развития личности ребенка, прежде всего, является народное искусство, во множестве своих проявлений, окружающее ребенка с самых ранних лет.

Отмечая удивительную силу первых детских впечатлений, можно отметить какой яркий отпечаток остается в душе и сознании ребенка. Воспитывающее и творческое влияние народного творчества очень многообразно и, несомненно, плодотворно. Богатство и разнообразие природы, труд и быт русского народа обусловили оригинальность и самобытность, удивительную свежесть и яркость народного творчества. Это творчество несет в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живет народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Близость детям творчества народа обусловлена именно тем, что его образы связаны со всем укладом их жизни, с родной природой. Если нет таких связей, многое в творчестве другого народа оказывается недоступным не только для ребенка, но и для взрослого. Знакомый колорит облегчает восприятие произведений искусства разных народов. В этом смысле следует понимать требование Белинского воспитывать детей на созерцании мирового, общечеловеческого, но делать это на родных, национальных традициях.

Почему народное творчество доступно детям?

Ребенок нуждается в ярких, красивых образах, звуках, красках. Лепка, резьба, вышивание и другие виды изобразительного искусства передают вкус, чувство формы, цвета, образа, которыми владеет народ: навыки, мастерство изготовления художественных предметов.

Изобразительное народное искусство, сильное образами, красками, смелостью и оригинальностью замысла, простотой и умелым использованием материала, воспитывает в детях чувство прекрасного на родном и близком. И. Е. Репин приводил слова Тургенева: «Вне национальности нет искусства» -и замечает: «Да, искусство хорошо и вполне понятно только на своей почве, только выросшее из самых недр страны».

Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами - одаренными людьми, создавшими яркое самобытное искусство. Художественные промыслы - одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа. Произведения народного искусства всегда просты по форме, ясны по замыслу, и поэтому они так легко воспринимаются детьми. И все же важно выбирать из большого богатства изобразительного русского народного искусства то, что может наиболее легко воспринято детьми дошкольного возраста, еще стоящими собственно на первой ступеньке восприятия красоты окружающего мира. Это тем более важно в тех случаях, когда ребенок подражает тому или иному произведению народного творчества (в рисунке, лепке, моделирование и т. п.) Поэтому к использованию изобразительного творчества следует подходить с учетом детского восприятия.

Изучение и приобщение детей к народному изобразительному творчеству задача непростая. Необходимо самому педагогу проникнуться и заинтересоваться этой сложной, но очень интересной темой. Прежде, чем начинать заниматься этим вопросом следует тщательно изучить материал по народным художественным промыслам. Затем переработать научно-познавательную информацию с учетом детского восприятия, найти точные толкования специальных терминов и русско-славянских слов. Учитывая психофизические особенности детского восприятия детей дошкольного возраста, педагог должен иметь обширный наглядный материал. Это могут быть открытки, фотографии, иллюстрации, видеоматериал, книги, подлинные произведения народного искусства.

Существует много предметов русского народного творчества, которые могут украсить наш быт. Желательно использовать в интерьере групповых комнат элементы народного творчества. Каждой вещи нужно найти место среди других, не подчеркивая и вместе с тем не умоляя ее художественной ценности. Ведь только не заслоняя множеством других предметов, вологодская резная шкатулка может быть по-настоящему «увидена» детьми. Педагог должен обращать внимание детей на художественные достоинства предметов народного промысла.

Народное творчество воспитывает в детях не только понимание красоты предмета, но и вызывает уважение к мастеру, к народному умельцу. В дошкольном возрасте дети активны и любознательны, они любят экспериментировать, за любое дело берутся с большим энтузиазмом. Народное творчество дает широкие возможности заниматься ручным трудом в детском саду. Интересный и немного сказочный рассказ педагога об истории возникновения того или иного народного промысла вызывает желание у ребенка почувствовать себя в роли маленького мастера, творца. Так в детских поделках проявляется и художественный вкус, и остроумная догадка, и умелое подражание, а подчас и прямая находка форм, комбинаций материала.

Знакомя детей с русским народным костюмом, с элементами народной вышивки или кружевоплетением, мы развиваем в них дизайнерский вкус и умение моделировать одежду. Дымковская глиняная игрушка развивает умение сочетать яркие, контрастные цвета, мелкую моторику пальцев рук, глазомер. Народные росписи Гжель, Городец, Хохлома, Жостово развивают художественные способности и умения размещать элементы узора.

Как вы уже убедились, народное творчество занимает значительное место в воспитательной работе с детьми. Через него в доступных формах и на близком по содержанию материале дети усваивают язык своего народа, его нравы и обычаи, черты характера.

Если Вы решили начать работу по приобщению детей к народному искусству, то надеюсь, что данные рекомендации помогут Вам в этом нелегком, но очень интересном деле.

Желаю удачи!

Список литературы, которая поможет Вам в работе.

1. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры» М.

- 2004 г.

2. С. Газарян «Прекрасное своими руками» М. - «Детская литература»,

1989 г.

3. О. С. Попова, Н. И. Каплан «Русские художественные промыслы» М.

- «Знание», 1984 г.

4. В. У. Плюхин «Творчество у истоков гражданственности» М. -

«Просвещение», 1989 г.

5. Л. Александрова «Русь страна городов» М. - «Школьная пресса»,

2001 г.

6. В. Н. Полунина «Искусство и дети» М. - «Просвещение», 1981 г.

7. «Русский праздничный костюм» М. - «Мозаика - Синтез», 2000 г.

8. В. Логинов «Новь древней гжели» М., 1986 г.

9. Ю. Максимов «У истоков мастеров» М„, 1983 г.

10. М. Некрасов «Народное искусство России» М., 1983 г.

11. К. Маёрова, К. Дубинская «Русское народное прикладное

искусство» М. «Русский язык», 1990 г.

Русская матрешка.

[/b]

Русская матрешка - наверное, самый популярный русский национальный сувенир. Широкую славу завоевала она далеко за рубежом. Однажды, как гласит одна из легенд, известный русский художник Сергей Малютин держал в руках русское расписное яйцо и японскую игрушку, эти две разные игрушки, сделанные в разных концах Земли, навели его на интересную мысль. Быстро набросал он на бумаге смешную куколку, затем еще и еще. По просьбе художника токарь В. Звездочкин выточил из дерева форму, а Сергей Малютин расписал ее. Так появилась на свет девочка в русском сарафане: в платке, с черным петухом в руках.

В ней прятались еще семь фигурок мал мала меньше, последняя восьмая изображала спеленутого младенца. Кто-то, увидев ее, воскликнул: "Ну, прямо Матрена!" Так девочку и назвали Матрена, или любовно, ласково - Матрешка. Делают матрешек из лиственных пород дерева, березы или липы. Мастер придирчиво выбирает материал для куклы, чтобы не было ни сучка, ни трещинки, и, только убедившись в качестве заготовки, приступает к работе. Сначала точит самую маленькую матрешку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше. Иногда число таких матрешек заходит за пятьдесят.

Сначала матрешка попала в Сергиев Посад (ныне город Загорск). Усадьба Абрамцево совсем рядом. Здесь русскую красавицу расписывают гуашью, узор несложный, тона мягкие, очень похожа она на матрешку Малютиным. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью. Делают и русских витязей в шлемах и с копьями.

Много позже попала матрешка в Поволжье, в Нижегородскую область. В городе Семенове матрешку одевают в красный сарафан, в белый фартук, на голову повязывают желтый платок с цветочной каймой, дают в руку пышный букет. На щеках у нее горит яркий румянец. Большой вклад в развитие семеновской матрешки внесли мастера из села Меринова. Это село и соседние села по Керженцу издавна славились своими точенными расписными деревянными изделиями. Потому-то и обратил внимание на деревянную куклу Арсентий Майров, что решил сам такую же сделать. Выточил он куклу и сам по крахмальной грунтовке гусиным пером вывел рисунок, а потом расписал куклу анилиновыми фасками. Кукла получилась веселая и красивая. Семеновские мастера, создавая игрушку, не скупились на звучные краски, отдавая предпочтение красному, малиновому, васильковому и лиловому цвету, смело покрывают передники матрешек цветами и фантастическими травами, а рубашки-косоворотки русских парней узорами. Выражение лица у каждой матрешке свое - есть куклы грустные, задумчивые, строгие, серьезные, а есть веселые, улыбчивые. Работа у мастера кропотливая, тонкая.

Полховские матрешки стройнее своих подружек из других краев. В селе Полховский Майдан матрешек делали обычно целыми семьями. За токарным станком стоял глава семьи, а его жена и старшие дети расписывали матрешек яркими анилиновыми красками, украшая сарафан крупными цветами, красными, белыми, желтыми.

Золотая хохлома.

[/b]

Золотистого цвета деревянные изделия этого промысла с растительным орнаментом, цветистые и праздничные, называют просто "хохлома".

Хохлома - это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии - теперь Горьковской области, куда привозили на продажу деревянную русскую посуду.

Откуда же пришло к нам это диво? В народе рассказывают о чудо-мастере, который жил в нижегородских лесах. Там в давние времена спасались от гонений старообрядцы. Построил мастер дом на берегу реки и стал красить посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Узнали об этом в Москве и послали за мастером царских солдат.

Когда услышал об этом мастер, он позвал мужиков, рассказал им секрет "золотой" посуды, а сам исчез.

В 17 веке этот промысел стали называть именем торгового села Хохлома, откуда по всей стране расходилась нарядная золотистая посуда. Здесь и сейчас бережно хранятся и развиваются традиции росписи посуды из дерева, на протяжении веков хохломские изделия были дешевой деревянной посудой, но они украшали суровый крестьянский быт, вносили в него праздничность, нарядность.

Хохлома стала уникальным промыслом благодаря технике получения золотого цвета росписи без драгоценного металла. С этой техникой были знакомы еще иконописцы Древней Руси.

У иконописцев не всегда было дорогое золото. И они стали фон икон красить порошком серебра. Но и серебро стоило дорого, поэтому вскоре его заменили оловом. Окрашенный серебром или оловом фон затем покрывали лаком. А потом ставили икону в печь. Под влиянием высокой температуры лаковая поверхность получала золотистый оттенок.

Хохломские изделия делают из липы. Но не каждая липа подходит. Нужно знать какое дерево выдержит обработку в печи и не растрескается.

Расписывают деревянные изделия масляными красками. А кисточки мастера делают из хвоста белки. Такие кисточки могут делать и очень тонкие и широкие мазки.

Хохломские узоры наносятся кистью без предварительной прорисовки, поэтому орнамент никогда не повторялся, каждый вариант - новая импровизация. В хохломской росписи сочетаются красный и черный цвета с золотом фона. Иногда их дополняют зеленый, коричневый, желтый и оранжевый. Злототистый фон является ведущим. Огненно-красная краска придает теплоту золотистому фону, а черный цвет оттеняет его блеск. В качестве красной краски мастера использовали киноварь, а черная - обычная сажа.

Хохломская посуда нетолько красивая, но и прочная, по словам хохломских мастеров, она не боится "ни жару, ни тужи". Даже в крутом кипятке не сойдет лак и не поблекнут краски.

Хохломские росписи бесконечно разнообразны, но и по приемам письма они разделяются на два основных вида - "верховое" письмо и роспись "под фон".

При технике "верхового " письма рисунок выводится по блестящей поверхности. А при росписи "под фон" фон закрашивается, а золотым остается сам узор. "Золото" просвечивается здесь в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в перьях птиц. "Кудрина" - одна из разновидностей росписи "под фон", для

нее, как и для всего фонового письма, характерен пышный растительный орнамент, здесь формы цветов, листьев, плодов создаются кистью из закругляющихся завитков, похожих на кудри.

Рисунки верховой росписи создают легкий мазки кисти, сквозь которые мерцает золотой фон. Роспись "под листок" отличается более крупными мазками, которые образуют овальные листочки, круглые ягоды. Это тоже верховое письмо.

Всего три краски, а какое цветовое богатство!

Городецкая роспись.

[/b]

Оригинальные изделия мастеров Городца: прялки, лубяные короба, детская мебель, игрушки, декоративное панно. Приемами кистевого махового письма на крышках столов, на спинках и сиденьях стульчиков, табуреток -сундучков, коней-качалок изображаются крупные «розаны» (яблоки, цветы шиповника и других растений, собранных в букет, гирлянду или венок. Их яркие красные, розоватые, синие, голубые и зеленые краски резко выделяются на золотистом или другом цветном поле изделия, придавая ему радостный, праздничный вид. Часто для усиления контрастности между фоном и узором последний обводят белой краской, лепестки и листья веток оживляют белыми штрихами - «оживкой», которую наносят концом кисти.

Традиционная Городецкая роспись изображает различные жанровые сцены из жизни горожан: чаепитие, застолье, гулянье, гарцующих коней и всадников, птиц с распущенными хвостами и т. д. Бытовые картины дополняются пышными цветами и ветками, заполняющие свободные места. Все композиции имеют парадный, показной характер, основные персонажи изображаются позирующими. В древности Городец на Волге назывался Малым Китяжем. Он славился мастерами - «домовиками», славным делом которых было строительство домов. Дома они покрывали резьбой от самого конька до завалинки. Здесь же создавались пряничные доски для печатания пряников - свадебных, поминальных, именинных. На них изображались бытовые сцены, птицы, персонажи из сказок, кони, рыбы, колесные пароходы, только что появившиеся на Волге. Естественно, что именно в городце и окружающих деревнях работали игрушечники, сундучники, балалаечники.

Самая распространенная игрушка - конек. Его любили в народе, хотя в просвещенных кругах считали эту игрушку «топорного стиля вещью». Распространенные виды конька - один конек на колесиках, два в упряжке, тройки лихие. Образ коня - древний связан с культом солнца. Древний человек думал и верил в то, что нарисовать солнце в виде животного, или красного круга, или цветка, или сделать в виде коня и иметь их всегда рядом, то они охранят его от беды и несчастий, принесут достаток и радость в дом.

Центром народного Городецкого промысла является город Городец Горьковской области. Росписью украшаются различные изделия из дерева: тарелки, миски, солоницы, хозяйственные доски, шкатулки и другие предметы быта. Основой росписи является цветовое сочетание фона и узора. В настоящее время используется в качестве фона естественный желтоватый цвет дерева. Цвета в узоре немногочисленны, но в очень ярких сочетаниях. Это красный, синий, оранжевых. Традиционные приемы письма - широкие мазки, ритмичное расположение крупных пятен, графическая отделка их тонкими белыми и черными линиями. Рисунок наносится на предмет без предварительной прорисовки. Мастер сначала намечает расположение основных элементов узора, изображая первые обобщенные формы. Так как все цветы в своей основе имеют круг, по краю которого впоследствии мазочками другого цвета рисуются полудуги, создающие впечатления лепестков сказочного цветка. Когда вся композиция намечена, расписываются более мелкие детали: точки, окаймляющие центр цветка, края лепестков, прожилки на листочках.

Изделия из бересты.

[/b]

С незапамятных времен из березовой коры, так называемой бересты, делали самые разнообразные вещи: посуду, коробки, лукошки и многое другое. Береста - это верхний слой коры, прочный, достаточно эластичный, приятного кремового цвета. Его аккуратно снимают с дерева, очищают от верхнего белого слоя и выворачивают так, чтобы гладкая внутренняя поверхность стала лицевой стороной изделия. На Русском Севере берестяной промысел возник очень давно. Первое упоминание о берестяных бурках Новгородской области относится еще к 11 веку. Берестяные изделия отличались красивой отделкой и были украшены росписью, ажурной резьбой и теснением.

Шемогодские изделия из бересты по праву считались и считаются одними из самых лучших. В Шемогодье делали из бересты разные вещи: туеса, короба, шкатулки, табакерки, блюда, сухарницы и многое другое. Делали даже своеобразные галоши, которые надевали на валенки, когда было на улицы мокро и грязно. И ноги оставались сухими, потому что берестяная обувь не промокала. Берестяная посуда хорошо моется и не сохраняет запаха продуктов. Она легкая и прочная.

История берестяного промысла в здешних местах уходит в глубокую древность. Никто не помнит имя первого мастера, однако точно известно, что во второй половине 19 века в Шемогодской волости уже сто десять дворов занимались этим промыслом и продавали свои изделия на рынках.

Берестяные изделия украшали разными способами: вырезали орнамент, способом теснения или чеканки выдавливали рисунок, раскрашивали, придавая изделию еще более необыкновенный вид, хотя и без краски теплая и мягкая поверхность натуральной коры необыкновенно красива.

Издавна мастера Шемогодья украшают свои берестяные изделия особым резным орнаментом, при этом они подкладывают под бересту какой-нибудь яркоокрашенный слой. Это может быть блестящая цветная фольга, яркая бумага или слой фаски, покрытый слюдой. Цветной слой виден сквозь прорезанные на бересте отверстия орнамента. Это изящное кружево обильно покрывает поверхность изделия.

Техника резьбы и теснения бересты несложное, и инструментов нужно немного: шило да нож. Однако, как всякое искусство, она требовала от резчика виртуозного мастерства, В каждом движении мастера была точность, многолетний опыт и высокое художественное чутье.

Вышивка.

[/b]

История народной крестьянской вышивки уходит в глубокую древность, она тесно связана с бытом крестьянской семьи. Крестьянская вышивка как бы продолжает тканный рисунок. Узор такой вышивки обычно строился из геометрических орнаментов, В них преобладают прямоугольники, квадраты, ромбы; из этих элементов состоят фигуры людей, животных, изображения растений. Они тоже геометризированы и стилизованы. Русская вышивка часто бывает одноцветной, а иногда ее цвет совпадает с цветом ткани изделия.

Вышивки 18-19 веков выполнены разными нитками: льняными, шерстяными, шелковыми, реже - металлическими. Иногда вышивку дополняли блесками, бисером, речным жемчугом, который часто встречался в реках России. Жемчугом и бисером расшивали кокошники и нарядные ленты, которые надевали на голову крестьянские девушки и женщины в праздничные дни. Обычно такой дорогой убор передавался в крестьянской семье по наследству от бабушки - матери, а затем внучке. Такой же дорогой вышивкой украшали одежду церковных служителей, бояр и царской семьи, а позднее - и дворян. Вышивальные промыслы в России существовали повсюду, но в каждой области существовал свой собственный стиль вышивки со своими характерными местными особенностями и колоритом.

Крестецкая строчка.

Родина этой вышивки считается Русский Север (Архангельская, Вологодская, Новгородская и Ленинградская области). В своих вышивках мастерицы-северянки передают сверкающую белизну снега, прозрачность зимнего леса, спокойное течение холодных рек. Они воссоздают красоту отдельных снежинок, звезд, узор кристаллов льда, который увидели на замерших водоемах. Их ловкие умелые руки рождают белоснежное чудо - крестецкую строчку. Свое название она получила от поселка Крестец Валдайского уезда.

Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом фоне. Поэтому все изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным.

Горьковские гипюры.

Белая вышивка, получившая такое название, появилась в 19 веке. На берегах Волги, близ города Нижнего Новгорода в деревнях и селах.

Эта вышивка состоит из крупных прямоугольников, объединенных между собой в единый сетчатый узор.

Обычна такая вышивка бывает белой, изредка мастерицы вводили в нее цветную нить, чтобы подчеркнуть отдельные элементы композиции.

Вышивальщицы, живущие на Волге, не так строги и бескомпромиссны, как их подруги с севера. Они легко сочетают геометрические и растительные мотивы орнамента. На фоне тонкой сетки появляются елочки, розетки, снежинки, и каждая из них выполнена особым "горьковским способом". Такой вышивкой украшали женские платья, блузки, скатерти и много другое.

Ивановская строчка.

Эта вышивка называется по имени города Иваново, центра Ивановской области, где она возникла. Вышивают в этих местах так называемой белой строчкой. Эту вышивку выполняют по выдернутым нитям и вырезам ткани, сочетая счётную вышивку со свободной гладью. В тех местах, где появляется свободная гладь, преобладают растительные мотивы. Ивановская строчка - это тонкая изящная белая вышивка, изредка она может быть оттенена цветной нитью.

Рязанская вышивка.

Одним из самых знаменитых вышивальных промыслов находился в селе Михайлове. Здесь широкое распространение получила вышивка крестом и счётной гладью с яркими геометрическими орнаментами, где чаще всего преобладает красный цвет. Плотная вышивка так густо заполняет белую ткань, что сама ткань, ее не вышитые участки, становятся частью узора. Белые полосы основной ткани чередуются яркими, чаще всего с красными, полосками другой ткани. Такое изделие выглядит нарядным и праздничным.

Несмотря на обилие ярких цветов, рязанские вышивальщицы умели создавать полную гармонию цвета и форм изделия. Как красивы русские народные костюмы, выполненные рязанскими мастерицами! Как прекрасно выглядят вышитые ими скатерти, занавески, украшенные узорной каймой или обшитые полоской красной ткани!

Публикации по теме:

Дидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра-лото «Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Задачи: - закрепить знания детей о народных промыслах; - упражнять в правильном назывании предметов того или иного промысла; Дидактический.

Фотоотчёт «Народные промыслы»Фотоотчёт «Народные промыслы» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться своим увлечением. Ещё с детства меня интересовала история наших предков, её обычаи и нравы. Мне очень.

Фотоотчет. Народные промыслы (роспись)Фотоотчет. Народные промыслы (роспись) Нравственно-патриотическое воспитание очень важно для наших детей. Основы нравственно-патриотического воспитания лежат не только в ознакомлении.

Конспект занятия по приобщению детей к народному творчеству «Хороша балалаечка русская» Цель: Приобщение детей к народному творчеству через знакомство с русскими народными инструментами, фольклором, элементами русского народного.

Конспект занятия по приобщению детей к устному народному творчеству «Как по лугу» Конспект занятия для первой младшей группы «Как по лугу, лугу…» Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному.

«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России»«Деревянная ложка». Конспект занятия с использованием мини-музея «Народные промыслы России» Вербицкая Валентина. Расположение: стена игровой комнаты от окна. Содержание и экспонаты. Самые разнообразные, но так или иначе отражающие.

Оформление уголка «Народные промыслы»Оформление уголка «Народные промыслы» Конечно же очень дорого покупать готовые расписные игрушки и посуду. я вам предлагаю простой и интересный способ оформления уголка народных.

Отрытый комбинированный урок по народному творчеству и изобразительному искусству в школе 8 вида «Чудеса из короба» Тема: Чудеса из короба Форма: Урок – путешествие Оборудование: 1. Выставка пасхальных яиц, рисунков 2. Магнитофон 3. Музыкальные инструменты.

Проект «Народные промыслы Курского края»Проект «Народные промыслы Курского края» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Народные промыслы Курского края» Автор: Родюкова В. Г., воспитатель группы общеразвивающей направленности.

Программа по декоративно-прикладному искусству «Народные промыслы» для учащихся 1–3 классов Перспективный план работы по декоративно – прикладному искусству в 1 классе Задачи: - Развивать у детей интерес к народной игрушке, умение.

Библиотека изображений:
  • Наша армия
  • Наша армия
  • Праздники
Автор публикации:
Рекомендации для педагогов по приобщению детей к народному искусству «Народные художественные промыслы России». Часть 1
Опубликовано: 4 апреля 2016 в 14:20
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения.
Педагогическая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения. Готовность к школьному обучению можно определить как целостное...
Детский мастер класс по аппликации «Рыбки в аквариуме»
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему внимание детский мастер класс по аппликации из цветной бумаги. Для работы нам потребовалось: альбомный лист ,...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе «Подарки от осени»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в средней группе "Подарки от осени" Программное содержание: • закрепить и уточнить знания детей о характерных...
Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные техники рисования»
Цель: расширять знания педагогов о нетрадиционных методах рисования. Задачи: - познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области...
Проект образовательной деятельности «Прощание с летом»
«Общение» 01. 08-10. 08. 2018 Утреннее приветствие «С добрым утром! С новым днём! ». Беседы «Как вести себя в группе», «Безопасная улица», «Огонь друг или...