Людмила Рыжова
Рекомендации для родителей гиперактивных детей
▼ Скачать + Заказать документы
Одно из самых часто встречающихся состояний у маленьких детей — гиперактивность. Чрезмерно активный ребёнок плохо социализируется и испытывает трудности с учёбой. Ему сложно наладить отношения со сверстниками, сконцентрироваться на получении знаний. Взрослые обычно не заостряют внимание на поведении малыша, считая, что он с возрастом «перерастёт». В детском саду проблема лишь начинает развиваться. Но вот когда ребёнок идет в школу, признаки начинают выражаться более явно. Малыши с повышенной активностью постоянно нуждаются в контроле взрослого, так как сосредоточить внимание ребёнка на учебном процессе очень сложно, он постоянно занимается посторонними делами, отвлекается, сказывается нехватка внимания.
Публикация «Рекомендации для родителей гиперактивных детей» размещена в разделах
Основные симптомы гиперактивности у ребёнка до 2 лет появляются не сразу. Проявление недуга у малышей можно заподозрить, если отмечается:
• В дневное время неусидчивость, постоянная суетливость, чрезмерное беспокойство, невозможность довести дело до конца;
• Плохой сон по ночам — движения и всхлипывания в постели, тревожное продолжительное засыпание, регулярные просыпания, разговоры во сне;
• Любой вид работы начинает вызывать нежелание их выполнять;
• Невнимательность, забывчивость, периодическое разбрасывание различных предметов, плохая сосредоточенность;
• Невыполнение просьб взрослых;
• Приступы импульсивности, эмоциональная неустойчивость.
При подозрениях на гиперактиавность требуется консультация врача. В возрасте до 1 года гиперактивность может проявляться следующим образом:
• Сильная возбудимость;
• Нервная реакция во время проведения гигиенических процедур (малыш может плакать во время массажа или купания);
• Высокая чувствительность к внешним раздражителям (звукам, свету);
• Нарушенный режим сна (часто просыпается ночью, а днём длительно бодрствует, его очень сложно уложить спать);
• Отставание в развитии (малыш может начать ползать, ходить, сидеть, говорить позже, чем сверстники).
Только упорные и последовательные специальные воспитательные приемы способны сгладить проявления этого состояния.
• В своих отношениях с ребенком поддерживайте позитивную установку. Хвалите его при каждом случае когда он этого заслуживает, подчеркивайте его успехи. Это поможет укрепить уверенность ребенка в собственных силах.
• Избегайте частого использования слов «нет» и «нельзя».
• Говорите с ребенком сдержанно и спокойно, окрики только возбуждают его.
• Дайте ребенку только одно задание, которое он сможет выполнить за определенный отрезок времени.
• Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию.
• Поощряйте ребенка за виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с кубиками, конструктором, раскрашивание, чтение, настольные игры и др.)
• Поддерживайте четкий распорядок дня ребенка.
• По возможности избегайте посещения с ребенком мест с большим скоплением людей (крупные магазины, массовые мероприятия и т. д., так как они оказывают на него чрезмерное стимулирующее действие.
• Не «замечайте» мелких шалостей ребенка.
• При необходимости применяйте позитивный физический контакт: возьмите ребенка за руку, погладьте по голове, прижмите к себе.
• Во время занятий дайте ребенку подвигаться: попросите его что-нибудь поднять, принести и т. п.
Методическая литература: В. Л. Шарохина «Работа педагога-психолога с родителями дошкольника» - М. : НКЦ, 2017