Алена Вуковчан
Рекомендации для родителей, использующих компьютерные игры для развития личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Многие родители радуются, что их ребенок проводит за компьютером
достаточно много времени и не мешает им заниматься своими делами, не
думая, «А готов ли он к общению с компьютером?».
Скорее всего они не подозревают о существовании этой проблемы.
И напрасно. Ребенка надо постепенно подготавливать к работе на
компьютере. Чтобы приобщить ребенка к работе на компьютере, нужна
специальная подготовка, связанная с его возрастными особенностями и
возможностями детского организма, чтобы определить его возможность к
Публикация «Рекомендации для родителей, использующих компьютерные игры для развития личности ребенка» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
самостоятельной деятельности. Общение с компьютером не является
привычным делом для ребенка и во многих случаях дети с трудом осваивают
навыки общения с компьютером и управления им, а есть такие кто
отказывается учиться на нем работать или имеет скрытое настороженное
отношение к нему.
Такая настороженность может породить у ребенка неуверенность в
своих силах, негативное отношение к компьютеру, что отрицательно
повлияет на интеллектуальное развитие и здоровье. Поэтому трудности
возникающие при общении ребенка с компьютером, связаны с
особенностями адаптации его организма к новому виду деятельности.
Когда ребенок начинает общаться с компьютером, функциональные
системы его организма начинают тоже приспосабливаться к новым условиям.
Поэтому, чтобы адаптация была не очень напряженной и длительной,
необходима определенная «зрелость» тех функций, которые обеспечивают
успешность овладения этим видом деятельности.
Главными функциями являются: организация, внимание, способность
сосредоточиться на определенное время.
Сначала, ребенок должен научиться работать с клавиатурой, быстро и
точно нажимать нужные клавиши. Ребенку периодически приходится
смотреть, то на экран монитора, то на клавиатуру и обратно. В течении 10
минут работы на компьютере ребенок делает 80-100 таких движений.
Поэтому, значимо для работы с клавиатурой сформированность
двигательных функций.
Ребенок рассматривает на экране предметы и объекты разной
величины, переводя взор с экрана на клавиатуру и, отвлекаясь, фиксирует
взор снова на предметы. Поэтому, значимо развитие его зрительной системы.
Ребенку приходиться знакомиться с разными компьютерными
программами, и каждый раз, приходится запоминать новые правила
управления и расположения клавиш. Следовательно, необходим достаточный
уровень развития рабочей памяти, а более сложные программы, требуют
достаточного развития логического и наглядно-образного мышления
ребенка. Поэтому предлагаю комплекс упражнений для подготовки к работе
ребенка на компьютере.
Сначала следует развивать те функции, которые дети испытывают
наибольшее затруднение, изучить клавиатуру, назначение клавиш, освоить
приемы управления компьютером, требующие сложных зрительнодвигательных координаций (точность и координацию движений, тонкие
движения кисти, и пальцев рук). Кроме того приходиться запоминать
правила управления для разных компьютерных программ (кратковременную
память).
Предполагаемый комплекс упражнений, поможет подготовить ребенка
к общению с компьютером. Все упражнения оказывают комплексное
воздействие на развитие всех необходимо значимых функций для овладения
компьютером.
Упражнения разделяю на три группы:
1) развивающие точность и координацию движений.
2) развивающие тонкие движения кистей и пальцев рук.
3) развивающие кратковременную память.
Родители, наберитесь терпения, т. к. формирование значимых функций
это сложный и длительный процесс. Проводите занятия в возрасту в игровой
форме, а игры должны быть простыми, интересными и эмоционально
привлекательными для детей.
Предлагаю несколько примеров упражнений из каждой группы, чтобы
вы, родители, смогли не только их использовать, но и придумывать свои
варианты. Занятия следует проводить не менее двух раз в неделю по 10-15
минут.
Упражнения на развитие точности и координации движений.
«Меткий бросок»
Можно использовать напольный кольцеброс. Ребенок стоит прямо,
рядом с кольцебросом, держит в руке кольцо и по сигналу взрослого
набрасывает на палочку кольцеброса. При попадании кольца на палочку,
ребенок делает шаг назад, при неудаче делает шаг вперед. Упражнение
повторяется 6-8 раз.
«Кегли»
Имеющие дома кегли выстраивают в ряд. Ребенок сидит на ковре, ноги
в стороны, в руках держит мяч. Расстояние подбирается индивидуально.
Прокатываем мяч, что бы сбить кегли. Так же можно увеличить или
уменьшить расстояние от ребенка до кеглей. Упражнения повторяется 6-8
раз.
«Детский футбол»
Можно соорудить «футбольные ворота» из любых предметов. Ребенок
сидит на ковре, ноги в сторону. Расстояние зависит от размера комнаты.
Ребенок должен попасть в «ворота», прокатывая мяч по полу.
Упражнения развивающие тонкие движения кисти, пальцев рук.
«Знакомство»
Поочередно к большому пальцу нужно прикоснуться другими
пальчиками, делая несколько касательных движений подряд одним и тем же
пальцем, изменяя темп движений (касаний, то увеличивая, то снижая.
«Вот и я»
Можно придумать сказку и присвоить имя каждому пальцу из сказки.
Пальцы сжать в кулак. При назывании одного из героев сказки, ребенок в
ответ выпрямляет соответствующий палец. Возможно появление сразу двух
героев из сказки.
«Конструктор»
Для этого занятия используем любые наборы конструктора.
Предложите ребенку за определенное время собрать любую модель по
образцу. Ребенок должен точно собрать модель с учетом выбранного
времени.
Упражнения развивающие память.
Эти упражнения можно выполнять как дома так и на улице, не реже,
чем 3 раза в неделю.
«Запомни словечко»
Каждый из играющих называет одно новое слово и прибавляет его к
названному до него. Играющие повторяют по очереди названное слово,
прибавляя новое слово.
«Хоровод»
Постройте с ребенком игрушки в круг и придумайте каждой имя.
Взрослый обращается к ребенку.
Гости в дом ко мне пришли,
В хоровод плясать пошли.
Как зовут моих гостей?
Помоги мне поскорей!
Ребенок по кругу вспоминает имена игрушек. Затем выстраивается
новый круг, и игра повторяется.
Родителям следует соблюдать и другие рекомендации.
1) не усаживайте ребенка за компьютер, чтобы он не мешал вам
заниматься своими делами. Ребенок сам решит, чем ему заниматься.
Возможно, его выбор будет более правильным и более полезным для его
развития;
2) понаблюдайте за поведением ребенка на первом этапе овладения
новым для него видом деятельности;
3) приступайте к активной функциональной подготовке ребенка с
первых же дней общения его с компьютером, а желательно и раньше;
4) старайтесь, чтобы выполнение упражнений было интересным и
эмоционально привлекательным для детей. участвуйте в этой игре как
равноправный партнер. Только в этом случае можно ожидать положительных
результатов;
5) отдельные упражнения выполняйте во время совместной прогулки
или поездки. Помогайте ребенку укрепить его память, развить точность
движений и другие функционально важные для работы на компьютере
качества;
6) не предлагайте ребенку сразу все рекомендуемые упражнения.
Следите, чтобы задания были ему по силам и не приводили к утомлению;
7) фантазируйте, попытайтесь подобрать свои варианты игр и
упражнений. Привлекайте ребенка к придумыванию новых игр и
упражнений. Возможно, ему будет более интересно поиграть в свою
собственную игру;
8). Ни в коем случае не выражайте недовольства плохими, с вашей
точки зрения, результатами, если у ребенка не сразу получаются упражнения.
Напротив, обсудите причину неудачи, постарайтесь ободрить маленького
ученика;
9) заведите специальную тетрадь, в которую вы будете заносить
результаты выполнения отдельных упражнений, отмечать, что ребенок уже
умеет делать, а что еще нет. Чаще говорите с ребенком о его успехах, о том,
чего он уже достиг, чему научился
10) не торопите ребенка, не сравнивайте его с другими детьми!
11) сегодня можно рекомендовать для родителей старших
дошкольников интернет ресурсы.
Существуют различные дидактические игры для развития личности
ребенка.
Компьютерная игра «Умизуми».
Курс направлен на всестороннее развитие дошкольников и включает в
себя следующие направления обучения: математика, грамота, окружающий
мир и основы работы на компьютере. Дети познают окружающий мир и
учатся писать и считать с помощью развивающей межпредметной
компьютерной программы «Фантазеры МУЛЬТИ – творчество».
Цель программы:
Всестороннее развитие личности ребенка, формирование его
умственных способностей и творческой активности, развитие его кругозора,
интеллекта, личностных качеств.
Программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю) и
предназначена для детей 5-6 лет. Игра разработана в США.
Курс состоит из 4 разделов:
1) обучение работы на компьютере;
2) математика;
3) развитие речи;
4) окружающий мир.
Компьютерная игра «Маленький Эйнштейн»
Обучающее видео для детей. Экстраординарные серии, которые
приглашают дошкольников к захватывающей, украшенной музыкой поездке,
к реальным точкам мира с важными миссиями. Это образовательный
диснеевский сериал для детей, где малыши знакомятся с классической
музыкой, странами, искусством народов, географией, природой. Каждый
эпизод – это музыкальное путешествие с посещением конкретной страны или
конкретного знаменитого места и выполнением определенной миссии. Уклон
в обучении: музыкальный, ну а наши дети на этом сериале еще изучают
английский язык. Игра разработана в США.
Компьютерная игра «Почемучка».
Веселый мультипликационный сериал «Почемучка» сняли аниматоры
России в 2008 -2009г. Является учебным пособием для детей 6-7 лет.
Жанр: развивающий и обучающий.
В простой и доступной форме маленьким телезрителям объясняют
трудные для восприятия темы. В сериале очень интересно рассказывается о
различных явлениях природы, о том, как устроены многие вещи и вообще
обо всем, что может интересовать юное подрастающее поколение почемучек.